Елена Сафронова
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Чудеса науки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе
«Чудеса науки»
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
1. Образовательные. Формировать представления о науке, способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
2. Развивающие. Способствовать развитию речи и логического мышления.
Публикация «Конспект познавательного занятия в подготовительной группе „Чудеса науки“» размещена в разделах
3. Воспитательные. Воспитывать интерес к познавательной и исследовательской деятельности. Воспитывать уважительное отношение детей к представителям разных профессий.
Материалы и оборудование: карточки профессии; пакеты; зубочистки, трубочки; ёмкости с водой; воздушные шары; фрукты; кусочек резины, резиновая игрушка.
Ход занятия.
Воспитатель показывает детям карточки с профессиями людей. (продавец, учитель, врач, водитель, швея и т. д.) Последняя картинка с изображением ученого.
Ребята, как вы думаете, кто этот человек? Как называется эта профессия (Ответы детей)
Правильно, ребята! Все взрослые люди трудятся: кто учит детей, кто выращивает животных, кто лечит людей от болезней, а кто-то водит машины.
А есть еще особенная профессия - УЧЕНЫЙ. Чем занимается учёный?
Послушайте стихотворение.
В микроскоп учёный смотрит,
Видно, опыты проводит.
Дела нет ему до скуки –
Весь в работе, весь в науке.
С. Чертков.
Учёные занимаются наукой. Эта очень важная профессия, без нее мы не знали бы, что такое космос и планеты, даже не знали бы, как называются растения и многое другое.
Ученый много знает и многое может объяснить, потому что он постоянно занимается, много читает, много наблюдает. Ученые проводят исследования, опыты, а затем пишут об этом книги и статьи.
Как вы думаете, какие они ученые? (умные, внимательные, ответственные, терпеливые, трудолюбивые)
Все вместе ученые создают науку. Какой наукой занимаются ученые, так их и называют. Науку математику изучают математики, науку биологию изучают ученые биологи.
Словесная игра «Назови ученого»
Экология (наука об окружающей среде) – экологи;
Химия (наука о веществах) – химики;
Ботаника (наука о растениях) – ботаники;
Физика (наука, которая изучает движение) – физики;
Астрономия (наука о космосе) – астрономы;
География (наука о нашей планете) – географы;
История (наука о прошлом) – историки;
Зоология (наука о животных) – зоологи.
Молодцы, ребята, вы правильно назвали ученых. Есть еще много разных наук, наука которая изучает птиц, наука которая изучает старину, наука о строительстве, наука о питании и многие другие.
Как называется помещение в котором ученый проводит опыты и эксперименты? (Лаборатория)
Ребята, давайте подумаем какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
В лаборатории нельзя кричать, перебивать друг друга, мешать друг другу, трогать колбы, переливать жидкость, пробовать жидкость на вкус, близко подносить к глазам, толкаться, нужно работать тихо, аккуратно, внимательно.
А вы любите экспериментировать?
Тогда предлагаю отправиться в научную лабораторию посмотреть и принять участие в опытах. Все ученые носят специальную одежду (белый халат). Как вы думаете для чего? (Ответы детей)
Опыты.
Отгадайте загадку и вы узнаете над чем мы сегодня будем работать:
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это? (Воздух).
Физминутка.
Все движения разминки
повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе — хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге — ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Ну, продолжим наш урок
Вы можете поймать воздух? (ответы детей)
Опыт № 1 «Поймать воздух»
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать.
А можно увидеть воздух? (ответы детей)
Опыт № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Опыт № 3 «Слышим воздух»
У нас на столе есть шарик, надуйте его, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Опыт № 4 «Узнай по запаху»
Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (фрукты).
Вы замечательно справились. Молодцы.
Опыт № 5 «Имеет ли воздух вес?»
Это мы сейчас проверим.
На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины
Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (воздух)
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты (ответы детей)
Какой опыт вам показался интересным больше всего? Молодцы, ребята!
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными. Как настоящие ученые.