татьяна меркулова
Конспект познавательного занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Растения — первоцветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие в старшей группе компенсирующей направленности. Ознакомление с миром природы.
Тема: «Растения - первоцветы»
Цель: Формирование представления детей о весне и о первых весенних цветах.
Задачи:
Познакомить с ландышем, как с лекарственном и ядовитом растением.
Формировать понятие о том, что для роста растения необходим воздух.
Закреплять знания о мать и мачехе.
Темочки:
- В мире растений. Конспекты
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
Развивать связную речь, внимание, память, эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления, выделять главное, отображать музыкальные образы.
Прививать любовь к природе, бережное отношение к первоцветам, воспитывать выдержку, умение внимательно слушать, отвечать, не перебивая товарищей.
Ход занятия
1. Загадка
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает,
Когда это бывает?
(ответы детей)
Воспитатель:
Какое время года сейчас?
Почему вы так думаете?
Наступила долгожданная весна, скажите какой сейчас месяц?
Весна любит украшать себя цветами.
- Ребята, сегодня в этот солнечный денек мы поговорим о цветах, не просто о цветах, а о первоцветах. Как вы понимаете это слово?
(ответы детей)
Правильно, это цветы, которые весной распускаются первыми в лесу и на лугу.
Первоцветы – это многолетние растения, которые по многу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья.
2. Части растения
Вспомним, из каких частей состоит растение, что есть у всех растений?
По картинке дети называют части растения (Корень, стебель, листья).
3. Зрительная гимнастика «Стрекоза»
Игра «Что сначала, что потом?»
Рассказ о последовательности развития растения : семя – росток – цветок.
Дети выкладывают соответствующие карточки.
4. Первоцвет
- Дети, какие первые весенние цветы вы знаете?
Расскажите, какая особенность есть у о мать-и-мачехи
У этого растения сначала появляются цветы, а после их отцветения – листья. Одна сторона листа – мягкая, тёплая, опушённая, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка.
1. Сказка «Как появились цветы на земле».
А хотите узнать, как появились цветы на земле?
Тогда послушайте
Возвращался Иван-царевич от Бабы-Яги, доехал до большой, широкой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону – радуга стала маленьким-маленьким мостиком. Бросилась Баба-Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны на мелкие осколки цветочками. Одни цветы были добрые – от следов Ивана-царевича, а другие – ядовитые – там, где Баба-Яга ступала.
Картинка ландыша
У ландыша мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После отцветения образуются оранжево-красные ягоды. Они – ядовиты.
Почему рядом с изображением ландыша нарисован красный кружок? (Охраняемое, лекарственное растение, ядовитое)
2. Эксперимент
«Нужен цветам воздух?»
Рассмотреть, что произошло с растением которое накрыли пакетом на предыдущем занятии.
Дети делают выводы: растение дышит всеми частями, так как на поверхности пакета образовался пар.
3. Психогемнастика
«Цветы» под музыку П. И. Чайковского
Дети садятся на корточки, сжимаясь в комочек
- Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. (мышечное напряжение, глаза зажмурены) Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи. (расслабление мышц) Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так, целый год росло растение.
8. Условия роста растения «Презентация»
9. Пальчиковая гимнастика «На окне в горшочках расцвели цветочки»
10. Оригами из бумаги «Тюльпан»
Предложить сложить из бумаги цветы для украшения группы к празднику.
11. Итог занятия