Марина Боргоякова
Конспект познавательной НОД в старшей группе «Юрта — жилище хакасов»
Конспект познавательного НОД в старшей группе
«Юрта – жилище хакасов»
Цель: создать условия для закрепления знания детей о быте, культуре, окружающей среде, истории хакасского народа.
Задачи: образовательные: продолжать закреплять у детей представление о юрте и национальной одежде. Видеть и выделять особенности окружающей среды Хакассии
Публикация «Конспект познавательной НОД в старшей группе „Юрта — жилище хакасов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Хакасия
- Старшая группа
- Юрта - жилище бурят
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
-развивающие: развивать у детей память, мышление. речевой аппарат, любознательность, обогащать словарный запас, понимать их значение.
-воспитательные: воспитывать познавательный интерес к национальному быту своего народа.
Ход занятия:
Воспитатель в хакасской национальной одежде, дети подходят, рассматривают
- Изеннерпалалар, здравствуйте дети. Посмотрите, дети, сегодня я в необычном красивом наряде. Я сегодня надела хакасскую национальную одежду. Вот это мое платье, оно у меня длинное, широкое. Это хакасская национальная одежда.
- А знаете, дети, почему женщины хакаской национальности платье носили широкое? (ответы) Потому что раньше женщины, как и мужчины, принимали участие на скачках, т. е. ездили верхом на лошади. И в широком платье было удобно ездить верхом.
- Посмотрите на мои рукава: они широкие, есть манжеты, которые вышиты хакасским орнаментом из разноцветных шерстяных ниток. (Показ) А это надплечники – они тоже вышиты орнаментом из разных ниток. Так украшают хакасские платья.
- А вот это, дети, еще одно из украшений женской одежды. Как называют это украшение? (пого) Пого – это нагрудник. Посмотрите, из чего оно сделано? (ответы) Пого делали из бисера и пуговиц.
- Вот мы и рассмотрели с вами хакасскую национальную одежду женщины.
Дети, а вы хотите посмотреть жилище хакасского народа?
- (показ юрты) Кто знает что это такое? (ответы) Да, это юрта. Здесь живет семья. Как вы понимаете слово «семья»? (ответы) Посмотрите, кто живет в семье? (мама, папа, дети)
Ребята, я хочу вас пригласить в гости к хакасской семье, но чтобы туда попасть нужно сначала ответить на вопросы:
- Как называется наша республика? (республика Хакасия)
- Как называется столица республики Хакасия? (город Абакан)
-Как называется населенный пункт в котором мы живем? (Таштып)
Молодцы, ребята, теперь мы можем пройти (подходят к юрте)
- Изеннер, Что я сказала? Я поздоровалась на хакасском языке, давайте мы все вместе поздороваемся с хозяевами.
- Давным-давно хакасы жили в юртах. Юрта делилась на две половины, одна была женская, другая – мужской. Как вы думаете, где женская половина? Как вы это узнали? (перечисление предметов)
- В женской половине находилась посуда, одежда, т. е. те вещи, которые нужны женщине. А в мужской половине, что вы видите? (орудия труда, охоты)
- Что еще вы заметили в юрте? (огонь) Зачем нужен огонь? (ответы) Огонь, дети, у хакасского народа особо почитался, он являлся оберегом семьи и дома. Как вы понимаете слово «оберег»? (ответы) В холод огонь согревал, в голод – кормил (люди могли себе варить еду). Очаг всегда находится в центре юрты. Как вы думаете, куда же выходил весь дым от костра? (дым выходит через отверстие на крыше)
- Мы с вами рассмотрели юрту. А сейчас скажите мне, чем занимались люди в семье? (ответы). Конечно, мама – готовит еду, папа – охотится, а дети - играют. А вы любите играть?
Игра «Юрта»
Образуют круг и ходят по кругу со словами:
Юрта, юрта – круглый дом,
Побывайте в доме том,
Трудятся отец и мать,
Что мне делать? Отдыхать.
Быть без дела не люблю,
Разожгу костер скорей,
Пусть горит он веселей. (Пляска)
-Ребята вам не кажется что как то пусто вокруг юрты? А что может окружать юрту? (это животный и растительный мир)
-Ребята, а вы бы хотели создать макет юрты своими руками и показать своим друзьям в группе и рассказать про быт хакасского народа.
Я для вас приготовила предметы быта, выберите из них только те, которые мы с вами видели в юрте и расположим их на нашем макете юрты. Что мы расположим с левой стороны юрты? А что с правой стороны у нас будет располагаться?
-ребята, а что мы расположим вокруг юрты? (животные, птицы, насекомые, деревья, цветы). Какие животные могут окружать нашу юрту? (дикие животные и домашние). Дикие животные, где мы можем расположить? (в лесу в дали от юрты, а домашние животные, где будут находиться? (рядом с юртой).
Скажите, как мы расположим деревья, какие будут находиться в дали от юрты, а какие мы поставим рядом с юртой?
Итог:
- Мы сегодня с вами познакомились и узнали как раньше жили хакасы, рассмотрели одежду и быт хакасского народа.
А теперь вы мне скажитеЧто вы узнали на занятии?
Ребята мне очень понравилось с вами работать,
Я оставляю вам на память юрту которую мы с вами вместе сделали, расскажите своим друзьям в группе про наше занятие и покажите им юрту,