Наталья Шагина
Конспект познавательно-экспериментального занятия в подготовительной группе «Земля — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
познавательно-экспериментального занятия
в подготовительной группе
Тема: «Земля - наш общий дом»
Тема : «ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
Программные задачи:
-познакомить детей с природным явлением - вулканом, причиной его извержения;
-развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;
- поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
- ключевые слова: вулкан, лава, извержение, пепел, пемза.
Публикация «Конспект познавательно-экспериментального занятия в подготовительной группе „Земля — наш общий дом“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
- развивать аккуратность, взаимопомощь.
Оборудование и материалы:
Фотографии вулканов, изображение римского бога Вулкана, репродукция картины К. Брюллова "Последний день Помпеи", глобус, письмо, посылка, кусочки пемзы, обычные камушки и миски с водой на каждого ребенка, модель вулкана, картинки с изображением вулканов; карта России; сода; уксус; сухая красная краска; моющая жидкость; листы бумаги; чайная ложка
Ход занятия:
Педагог:
-Ребята, сегодня почтальон принес необычную посылку, предлагаю вам открыть ее и посмотреть, что лежит в посылке. (В посылке письмо с рассказом о вулканах:
Вулканы образно называют огнедышащими горами. Происходит от имени древне римского бога огня Вулкан. Извержения вулканов - опасное для людей явление. Вулкан представляет собой гору, в верхней части которой имеется углубление - вулканический кратер, а в толще проходит канал, называемый жерлом. Он ведет в особую камеру - очаг магмы. Вулканы бывают действующими, спящими и потухшими). Прослушав рассказ, дети отвечают на вопрос: Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии? (ответы детей).(Иллюстрация с изображением вулкана)
В некоторых местах на земле есть необычные горы. Когда они "спят" они мало отличаются от других гор, но стоит им проснуться, и тогда из их вершин вырываются пламя и раскаленные камни. Они окутываются дымом, звучат взрывы, по склонам течет раскаленная жидкость-лава, настоящий огненный поток. Вулканы извергаются. Такие горы есть и у нас в стране, на Камчатке (картинка с изображения вулкана). Вулканы делятся на действующие, спящие и потухшие (показать изображения: извержение вулкана - это действующий вулкан; озеро в кратере потухшего вулкана).
Почему же они так называются? Вулканом звали римского бога огня и покровителя кузнецов (изображение римского бога Вулкана). Ребята, древние римляне верили, что кузница этого бога находится под горой на острове в Средиземном море. Когда бог Вулкан ковал металл, в своей кузнице, извергались вулканы, и лилась горячая раскаленная лава. Лава - это расплавленная масса. Температура внутри земли такая высокая, что плавятся даже твердые камни. Когда лава застывает, образуются новые камни. Лава поднимается по жерлу вулкана. Доходит до кратера и выходит на поверхность (схема строения вулкана на экране).
Прежде чем, мы перейдем к несложному опыту с извержением вулкана, сначала я расскажу вам одну легенду о вулкане.
"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди Средиземного моря. Когда Вулкан работал молотом, ковал металл, в своей кузнице, извергались вулканы, и лилась горячая раскаленная лава. Лава - это расплавленная масса. Температура внутри земли такая высокая, что плавятся даже твердые камни. Когда лава застывает, образуются новые камни. Лава поднимается по жерлу вулкана. Доходит до кратера и выходит на поверхность (схема строения вулкана) гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. "Вулкан работает", - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами". Интересная легенда. Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Посмотрите, это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом - это действующий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?
Дети:
- Похож на пирамиду, конус.
Педагог:
- Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?
Дети:
-На большую яму, воронку.
Педагог:
- Верно. Вершина горы из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.
-Кратер вулкана - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато - оранжевая пасть - это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
Вам бы хотелось одним глазком взглянуть на извержение вулкана.
- Хотите, я вас научу, как сделать вулкан из нашего, у нас тут и кратер в ней будет.
Дети: -Да, хотим.
Физкультминутка:
П: - Ребята, предлагаю вам немного поиграть. Слушайте и будьте внимательны.
Цель игры – первым добраться до «вулкана», не наступить при этом в «лаву», то есть по полю а перебраться по камешкам. Перед тем как отправиться в путь, попросите детей надеть воображаемые защитные костюмы, объясняя, что лава очень горячая, а газы, выходящие из недр вулкана, могут быть чрезвычайно ядовитыми.
Воспитатель:
Сюрпризный момент. В зал вносится модель вулкана. Детям предлагается его разбудить.
П: - Ребята, давайте склеим из картона конус, это будет основание вулкана. Из чего сделаем жерло? : Давайте вставим внутрь конуса стаканчик из -под йогурта. Из чего же нам сделать лаву? Сюрпризный момент. В зал вносится модель вулкана. Детям предлагается его разбудить.
П: - Я знаю формулу ее приготовления. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком. Что он означает? (Дети уже знакомы с этим.) Верно, это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость - уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит?
заливает его в "жерло" вулкана. Наблюдаем "извержение " вулкана.
П: - Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает "спокойно". У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России.
Экспериментирование.
(На столе стоят миски с водой, камни и кусочки пемзы на каждого ребенка).
П: Ребята, сегодня мы вместе с вами будем исследовать пемзу-камень вулканического происхождения. Рассмотрите внимательно пемзу и сравните ее с обычным камнем.
Д: в пемзе очень много дырочек.
П: а как вы считаете эти дырочки пустые или в них что-то есть?
Д: в дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.
П: очень хорошо, но следует проверить ваши предположения: опустите кусочки пемзы в миску с водой. Есть ли пузырьки? Плавает или тонет пемза? Почему?
Дети делают открытия: пемза - камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды.
П: Ребята, как вы считаете, сегодня происходят извержения вулканов? (мнения разделились). Посмотрите внимательно на картинки (фотографии извержения вулканов на Камчатке и в Индонезии) Ребята, и в наше время происходят извержения вулканов в разных частях нашей планеты, доказательством этому являются фотографии, которые вы видите.
П: Ребята, скажите об извержениях вулканов мы откуда можем узнать (из информационных программ телевидения, радио, газет, Интернета)
ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА и вытекающей из неё лава, является причиной страшного бедствия – лесного пожара. От дыма лесных пожаров нечем дышать. Огонь пробирается глубоко в землю и губит корни деревьев и трав, а так же деревни, города. А кому нужны деревья в лесу?
- Белке (она строит гнездо в дупле дерева и находит в лесу пищу)
- Птицам (строят гнезда на деревьях, находят пищу)
- Насекомым (гусеницы, жуки поедают листья, древесину, муравьи строят муравейник).
- Животным (кабанам нужны желуди с дуба, медведь питается плодами и ягодами, устраивает под деревьями берлогу, лоси питаются листьями и побегами с деревьев, заяц зимой питается корой деревьев).
Поэтому каждое дерево, каждый куст и травинку нужно беречь, и прежде всего от огня. Ведь лес человеку – самый щедрый друг.
- Что дарит лес человеку? (красоту, приходи и любуйся сколько хочешь).
Без леса не было бы кислорода – источника нашей жизни.
- Что еще дает лес человеку? (бревна для дома, доски для мебели, дрова для печки, грибы, ягоды, орехи, все не перечислишь).
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни. (Д. Радович).