Светлана Лесковская
Конспект познавательно-речевой деятельности в подготовительной группе. Игра-путешествие «Зимний сказочный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Направление: «Познавательно – речевое развитие».
Использование современных образовательных технологий:
ИКТ (информационно коммуникационная технология, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.
Цели: Создание условий для развития речи детей через игру.
Задачи:
-Формировать интерес детей к окружающему миру. Закреплять представления о природе, о мире диких животных.
-Развивать речевой слух, память, мышление. Развивать диалогическую и монологическую формы речи. Закреплять умение давать чёткие ответы развёрнутой фразой на поставленные воспитателем вопросы.
Публикация «Конспект познавательно-речевой деятельности в подготовительной группе, Игра-путешествие „Зимний сказочный лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-Совершенствовать умение составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Развивать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных) и формировать умение образовывать и употреблять существительные с суффиксом увеличительности.
-Совершенствовать умение создавать выразительные игровые образы, умение выразительно читать стихи. Развивать общие речевые навыки.
-Воспитывать навыки сотрудничества в игре и непосредственно образовательной деятельности, интереса и любви к родной природе. Воспитывать интерес к художественной литературе.
Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность».
Материалы и оборудование: Ноутбук, CD с записью классической инструментальной музыки, слайды с изображением животных и следов зайца, лисы, волков, белки; вата, шишки, орешки, костюмы для театрализации, снежный ком. Для оформления группы: ёлочки, вата.
Предварительная работа: Беседа «Зима», «Зимние явления природы», «Дикие животные зимой». Словарная работа по этим темам. Чтение русских народных сказок «Зимовье зверей», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Лиса и заяц». Беседа о творчестве С. Я. Маршака, чтение сказки «Двенадцать месяцев». Разучивание стихотворных отрывков и ролей из сказки «Двенадцать месяцев».
Оформление группы: Зимний лес, ёлочки, вата (снег). Под одной из ёлочек шишки и чешуйки от еловых шишек (следы жизнедеятельности белки). Под другой елью лежит «снежный ком» круглой формы. За ширмой костер, пеньки, поляна подснежников, накрытая снегом. Настроенный проектор со слайдами по ходу конспекта.
1. Ход занятия
Дети входят в группу и здороваются с гостями:
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - Солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро продлится до вечера.
Дети садятся на коврик, воспитатель загадывает загадку:
Наступили холода,
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает:
Когда это бывает?
Дети: Это бывает зимой.
Воспитатель: Вы правильно отгадали загадку. Значит, какое сейчас время года?
Дети: Сейчас время года зима.
Воспитатель: Каким ласковым словом можно назвать зиму?
Дети: Зимушка. (слайд0)
Игра «Отгадай, из какой сказки эти строки?»
Воспитатель: Дети, я вам читала много сказок, действия в которых происходят зимой. А сейчас я хочу проверить, хорошо ли вы их запомнили. Я буду читать отрывки из сказок, а вы должны ответить из какой сказки эти строки.
1.«Пришла зима студёная, с вьюгой да со снежными сугробами. Зайка от холода и вовсе побелел, и надумал он себе избу построить».
Воспитатель: Как называется сказка, отрывок из которой я вам прочитала?
Дети: Это отрывок из сказки «Лиса и заяц».
Воспитатель: А кто её автор?
Дети: Это русская народная сказка.
2. «Пришла лютая зима, затрещал мороз. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло. Бык и баран на полу спят, свинья забилась в подполье, кот на печи, а петух под потолком на жердочке пристроился…»
Воспитатель: Из какой сказки эти строки?
Дети: Эти строки из сказки «Зимовье зверей».
Воспитатель: Кто автор?
Дети: Это сказка русского народа.
3. «Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди и приговаривай: ловись, рыбка, мала и велика».
Воспитатель: А как называется эта сказка?
Ребёнок: Эта сказка называется «Лисичка – сестричка и серый волк». Это русская народная сказка.
4. Воспитатель: Дети, а вы знаете, сколько месяцев в году?
Дети: Двенадцать.
Воспитатель: Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.
Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.
Воспитатель: Из какой сказки этот отрывок?
Дети: Это сказка «Двенадцать месяцев».
Воспитатель: Правильно. Дети это славянская сказка, а перевёл её для нас русский писатель С. Я. Маршак. (слайд 1)
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы увидеть все двенадцать месяцев сразу.
Дети: Да!
Воспитатель: Для того, чтобы их увидеть, надо пройти долгий путь по сказочному лесу, как падчерица. А в какую погоду мачеха отправила девочку в лес? Зимой часто бывают такие явления, их называют непогодой. Что это за явления такие? (вьюга, метель, пурга). Вот в такую погоду и отправилась падчерица за подснежниками. Ну что, пошли?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята давайте сначала вспомним правила поведения в лесу?
Дети: -Мы в лесу гости, а хозяева в лесу дикие животные и растения.
-В лесу нельзя громко кричать, чтобы не испугать животных.
-Нельзя ломать ветки и деревья, потому что это дом или убежище для животных.
- Нельзя разгребать снег и оголять землю, потому что снег – одеяло для растений.
- В лесу нельзя сорить.
- Когда приходишь в зимний лес, приноси угощение для птиц.
Путешествие в зимний лес-сказку «Двенадцать месяцев».
Воспитатель: Ну что, пошли?
Воспитатель заходит с детьми в зимний сказочный лес.
Очень тихо звучит классическая инструментальная музыка.
Посмотрите, как Зима одела всё в белые одежды. (слайд 2)
Подбор эпитетов.
Воспитатель: Давайте попробуем подобрать красочные слова для описания леса.
Какой снег в лесу?
Дети: Снег в лесу бывает пушистый, мягкий, колючий, искристый, серебристый, холодный, белый, мокрый, блестящий, сверкающий, падающий.
Воспитатель: Как выглядят деревья зимой?
Дети: Деревья зимой тихие, задумчивые, укрыты снегом, как одеялом, одеты в снежные шубки, дремлют под снежным одеялом, замерзшие, продрогшие, у елок иголки как ледяные пальчики.
Воспитатель: Дети, а вы слышали выражение: «Лес, как книга»?
Дети: нет.
Воспитатель: Книгу читаешь, и узнаешь, что происходит. А в лесу можно читать по следам. По следам, по сломанным веткам можно узнать, кто пробегал, кто проходил, кто, где прятался, кто за кем охотился.
На белом снегу видны все следы. Ой, а чьи это следы?
Дети: Это заячьи следы.
Воспитатель: А как вы догадались?
Ребёнок: Впереди след длинный, а сзади короткий. Заяц бежит, выставляя вперед задние ноги. (слайд 3)
Воспитатель: Хорошо. А почему мы его не видим?
Ребёнок: У него шубка белая и спрятался он вон под тем кустом.
Воспитатель: Дети, а у зайца есть дом в зимнюю стужу?
Дети: Нет.
Ребёнок: У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
Воспитатель: Ну, что ж, не будем пугать зайца, пойдёмте дальше.
Воспитатель: Посмотрите, а здесь ещё чьи-то следы? Какие крупные следы и их много. Здесь пробегала целая стая каких-то животных. Как вы думаете, чьи это следы?
Дети: Это волчьи следы. (слайд 4)
Воспитатель: А почему.
Ребёнок: Следы похожи на собачьи, а собаки потомки волков.
Волки зимой собираются в стаи, чтобы легче было охотиться.
Воспитатель: Дети, а нам нужна встреча с волками?
Дети: Нет, с волками встречаться опасно. Не напрасно волка называют лесным разбойником. Волков надо остерегаться, так как это хищник, а зимой он ещё и голодный.
Но волки нужны. Они санитары леса. Они поедают погибших животных и охотятся на больных, ослабленных животных.
Воспитатель: Давайте пойдём дальше.
Воспитатель и дети подходят к ели, вокруг которой разбросаны чешуйки и стерженьки еловых шишек.
Воспитатель: Кто насорил в лесу?
Ребёнок: Это белка. (слайд 5)
Белка любит грызть орехи,
С ёлки шишки погрызёт.
Ловко прыгает по веткам,
Никогда не устаёт.
Воспитатель: Ясно, это не мусор. Это белка лакомилась семенами шишек. Дети, а у белки есть домик, где бы она могла спрятаться от мороза?
Дети: Да, белка живёт в дупле.
Воспитатель: Давайте, оставим белочке наше угощение, у меня есть орешки.
Воспитатель: Посмотрите, дети, а это чьи следы?
Дети: Это лисьи следы. (слайд6)
Воспитатель: А как вы узнали.
Ребёнок: Следы похожи на волчьи, но они более мелкие. Мы видим след одного животного, а лиса охотится одна. Мы видим, что сначала следы идут прямо. А вот мышиная норка. Лиса здесь остановилась и прыгала, мышковала, чтобы мыши испугались и выбежали из норки.
Ребёнок:
Бродит по лесу сестрица,
Ищет, чем бы поживиться.
Слышит: возятся, пищат
В норках выводки мышат.
И плутовка быстро, быстро
Разрывает снег пушистый…
Воспитатель: А как вы думаете, плутовке удалось полакомиться мышами?
Ребёнок: Нет, потому что не видно мышиных следов.
Воспитатель: Что-то холодно в зимнем лесу, давайте погреемся.
Физкультурная минутка «Белый снег»
Белый снег пушистый
В воздухе кружится. Руки через стороны вверх, покачивая руками над головой.
И на землю тихо
Падает, ложится. Присели, руки опустили на пол.
И под утро снегом Встали, покружились на месте.
Поле забелело, Руки на поясе, повороты туловища влево – вправо.
Точно пеленою
Всё его одело. Присели, руки опустили на пол.
Игра «Это кто такой большой?»
Под ёлочкой лежит «снежный комок круглой формы среднего размера».
Воспитатель: Дети, посмотрите, какой круглый «комок снега», а давайте поиграем в игру «Это кто такой большой?» Я бросаю вам «снежный комок» и называю вам дикое животное или часть его тела, а вы ловите «снежный комок» и
называете это дикое животное так, чтобы в названии была часть «ищ». Например: Бобёр – бобрище.
Воспитатель: Медведь.
1-ый ребёнок: Медведище.
Воспитатель: У медведя не лапы, а
2-ой ребёнок: Лапищи.
Воспитатель: Волк.
3-ий ребёнок: Волчище.
Воспитатель: У волка не зубы, а
4-ый ребёнок: Зубищи.
Воспитатель: Заяц.
5-ый ребёнок: Зайчище.
Воспитатель: У лисы не хвост, а
6-ой ребёнок: Хвостище.
Воспитатель: Кабан.
7–ой ребёнок: Кабанище.
Игра «Чей дом?» (Образование притяжательных прилагательных)
Воспитатель:
У лисы? (Лисий.)
У медведя? (Медвежий.)
У волка? (Волчий.)
У зайца? (Заячий.)
У белки? (Беличий.)
Воспитатель: Дети, посмотрите, что-то светится – вон там далеко…
А вдруг это волчьи глаза? Да нет, волчьи глаза зелёные, а это золотой огонёк. И дымком теплым как будто запахло. Может это костёр? Так и есть. Это тот самый костёр, около которого сидели «Двенадцать месяцев» (слайд 7)
Разыгрывание театрализованной сцены из пьесы С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Дети, давайте мы с вами сыграем отрывок из сказки, как падчерица встретилась сразу со всеми двенадцатью месяцами у костра. Вы – герои сказки, поэтому говорить надо выразительно, правильно и красиво.
Перед падчерицей и детьми открывается небольшая круглая поляна, посреди которой пылает костёр. Вокруг костра сидят люди, кто поближе к огню, кто подальше. Их двенадцать. Они тихо переговариваются о чём-то…
Воспитатель (читает текст от автора)
Тихо играет музыкальное произведение из сказки.
Падчерица сначала не решается выйти на поляну, потом, набравшись смелости, медленно выходит из-за деревьев. Двенадцать братьев, замолчав, поворачиваются к ней.
Падчерица (поклонившись): Добрый вечер.
Январь: И тебе вечер добрый.
Падчерица: Позвольте мне у костра вашего погреться!
Январь: Ну, что ж погрейся. А что это у тебя в руках, девочка? Корзинка? За шишками ты, что ли, пришла в лес, да ещё в такую метелицу?
Падчерица: Не по своей воле я пришла и не за шишками, а за цветами…Прислала меня мачеха за подснежниками. Не велела мне мачеха без подснежников домой возвращаться. Обещала наша королева целую корзину золота тому, кто принесёт во дворец корзину подснежников. Вот меня и послали в лес.
Январь: Плохо твоё дело, голубушка! Не время теперь для подснежников, - надо Апреля - месяца ждать.
Падчерица: Я сама знаю, дедушка. Да деваться мне некуда. Ну, спасибо вам, я пойду. (Берет свою корзинку и медленно идёт к деревьям)
Апрель: Погоди, девочка, не спеши! (Подходит к Январю и кланяется ему): Братец Январь, уступи мне на час своё место.
Январь: Я бы уступил, да не бывать Апрелю прежде марта.
Март: Ну, за мной дело не станет. Что ты скажешь, братец Февраль?
Февраль: Ладно, уж, и я уступлю, спорить не буду.
Январь: Если так, будь, по-вашему! (Ударяет о землю ледяным посохом).
Не трещите, морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у берёзы
Не грызите кору!
Полно вам вороньё
Замораживать,
Человечье жильё
Выхолаживать!
Воспитатель (читает текст от автора): В лесу становится тихо. Метель улеглась. Небо покрылось звёздами. Январь передаёт свой посох лохматому и хмурому Февралю.
Февраль (ударяет посохом о землю):
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи.
Вихри, вьюги и бураны.
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землею.
Пусть бежит в полях позёмка
Белою змеёю.
Воспитатель (читает текст от автора): В ветвях гудит ветер. По поляне бежит позёмка, крутятся снежные вихри.
Февраль: Теперь твой черед, братец Март!
Март (берёт посох)
Снег теперь уже не тот,-
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
Воспитатель (читает текст от автора): Снег вдруг темнеет и осядает. Начинается капель. На деревьях появляются почки.
Март: Ну, теперь ты бери посох, братец Апрель.
Апрель (берёт посох и говорит звонко, во весь мальчишеский голос):
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи.
Вылезайте, муравьи.
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник!
Воспитатель убирает «снежное одеяло» и удивлённая падчерица видит на кочках и под деревьями белые подснежники.
Воспитатель: Дети, давайте поможем Падчерице собрать подснежники.
Воспитатель: Молодцы, дети, а сейчас давайте, положим все цветы в корзинку Падчерицы и поблагодарим братьев месяцев.
Падчерица и дети : Спасибо, братья месяцы!
Сюрпризный момент.
Падчерица: И вам ребята спасибо. А вот вам от меня подарок, сказка «Двенадцать месяцев».
Дети: Спасибо.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее путешествие? Давайте возвращаться, встанем в круг, произнесём наши волшебные слова:
Мы сейчас пойдем налево,
А теперь пойдем направо,
К центру вместе соберёмся
И обратно разойдёмся
Повернёмся 1, 2, 3,
Вот и в группе нашей мы.
Итог.
Воспитатель:
Мы в сказочном лесу
Сегодня, дети, побывали.
Что интересного узнали?
Что было для вас сложным в нашем путешествии, в чём испытывали трудности?
Но пришло время и нам попрощаться с нашими гостями:
До свидания!