Нина Баранова
Конспект НОД по познавательно-речевой деятельности в старшей группе «По следам осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения: игра-путешествие
Место проведения: музыкальный зал
Цель: способствовать расширению и углублению представлений детей о природе; конкретизация имеющихся у детей представлений о времени года – Осень. Развитие связной речи, формирование интеллектуальных познавательно - речевых умений детей.
Программное содержание:
1. Образовательная область «Познание».
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевой деятельности в старшей группе „По следам осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Закреплять знания детей о временах года, о подготовке животных и птиц к зиме, воспитывать умение замечать красоту в осенней природе, формировать элементарные представления о процессах, происходящих в природе. Закреплять знания о количественном и порядковом счёте.
2. Образовательная область «Социология».
Развивать интерес к различным видам игр, соблюдать в ходе игры элементарные правила.
3. Образовательная область «Чтение художественной литературы».
Учить слушать авторские стихотворения, заучивание и понимание пословиц и поговорок.
4. Образовательная область «Коммуникация». Содействовать общению детей со взрослыми и сверстниками, формировать доброжелательное отношение детей друг к другу, к природе. Пополнять и активизировать словарь детей в ближайшем окружении. Развивать речь -с помощью мнемотаблицы составить рассказ об осени.
5. Образовательная область «Музыка».
Обогащать мировосприятие детей красотой и лиризмом музыки, развивать воображение, способности к взаимодействию с музыкой.
Методы и приё мы:
Словесный: пояснения, указания, загадка, стих, беседа;
Наглядный: рассматривание;
Игровой: игровая мотивация, использование игровых ситуаций
Практический: собственная речевая деятельность детей.
Словарная работа.
Закрепление и активизация в речи детей названий осенних месяцев, примет, изменений в природе, прилагательных, образованных от существительных; закрепление умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными, уметь составлять связный рассказ по мнемосхеме, отвечать на вопросы полным ответом.
Оборудование и материал:
Платок-письмо, карта-схема, разрезные картинки об осени, мешочек, сундучок, картинки и муляжи овощей и фруктов, листочки с разных деревьев, мнемосхема для составления рассказа, запись музыкальных произведений, угощения и подарки раскраски.
Предварительная работа:
Беседы об осени
Разучивание стихов и поговорок об осени, отгадывание загадок
Рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы
Составление рассказов по картине, по мнемосхемам
Чтение художественных произведений: «Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина
Разучивание ритмодекламации «Дождь»
Рекомендации родителям: предложить родителям познакомиться с пословицами и приметами осени, сделать поделку из природного материала вместе с детьми
Наблюдение за приметами осени на прогулке, сбор осенних листьев, плодов
Дидактические игры «С каких деревьев листья?», «Отгадай на вкус», «Собери урожай».
Чтение познавательной литературы.
Рисование осени, лепка осенних деревьев, вырезывание осенних листьев, поделки из природного материала.
Прослушивание фонограммы музыки П. И. Чайковского «Времена года. Осень».
Ход НОД
Дети под музыку входят в зал.
Вос-ль: Я твой друг и ты мой друг
Встанем дети дружно в круг
За руки возьмемся
Гостям улыбнемся.
Вос-ль: - Ой, ребята, вы знаете
Что было? Что случилось?
Сегодня в группу дверь тихонько отворилась.
Кто же к нам через порог
Бросил желтенький платок.
Не знаете, кто бы это мог быть?
Не трудно догадаться, стоит только загадку отгадать.
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.
Кто же это?
Дети: Осень!
- Да, ребята, это письмо от Осени.
Давайте посмотрим, что же в конверте?
Письмо: На лесной опушке я краски разводила
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
И зазолотились листья у берёзы.
Ребята, я вас приглашаю в гости.
- Дети, вы хотите побывать у осени в гостях? Тогда мы сейчас совершим путешествие по следам осени. Осень нам прислала план - карту, которая нам поможет её найти, только надо выполнить все её задания.
Вы готовы? Но, прежде, чем отправиться, вы должны пройти испытание, ответив на мои вопросы. Я хочу узнать, много ли у вас накопилось знаний об осени?
Блиц-опрос:
-Какое сейчас идет время года?
-Сколько месяцев длится осень?
-Какие осенние месяцы вы знаете?
-Что за золотые монетки падают с деревьев?
-Какой период осени называют «золотая осень»?
-Почему мы не слышим птичьих голосов?
- Какие птицы улетают осенью на юг?
Проводится игра «да-нет» Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», скрестить руки.
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
- Молодцы, хорошо отвечали на мои вопросы. Теперь настала пора оправляться в путь. А первое направление нам подскажет карта (обращаются к ней). Видят на карте 2 конверта с пазлами.
1. Пазлы «Две осени»
Собрать из множества элементов единую картинку.
Разделить детей на 2 подгруппы и каждая подгруппа должна собрать пазлы.
1 подгруппа собирает раннюю осень, вторая – позднюю.
- Посмотрите ребята, какое время года вы собрали? (осень)
- Чем же отличаются эти две картинки? (Называют различия ранней и поздней осени).
2. "Мешочек с погодой" Задача: дети по одному достают картинку из мешочка и говорит, какая погода изображена. идет дождь - дождливая.
дует ветер - ветреная
Холодно - холодная
Пасмурно - пасмурная
Сыро - сырая
Хмуро - хмурая
Ясно – ясная
Включается шум дождя.
Вос-ль: Пусть бушует непогода за окном-
Что нам унывать!
И в такое время года
Можно поиграть.
Ритмодекламация - «Дождь»
Птицы как-кар-кар! (машут руками)
Ветер ух-ух-ух! (Изображают ветер)
Туча бах-бах-бах! (Громко хлопают)
Дождик кап-кап-кап! (взмахивают кистями рук)
Ножки шлёп-шлёп-шлёп! (топают ножками)
Дети - ха-ха-ха! (смеются)
Мама - ах-ах-ах! (берутся руками за голову)
3. Видим на карте «Осенние листочки».
Вос-ль: - Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.
Давайте присядем на этот осенний ковёр.
А зачем деревья сбрасывают осенью листву?
- Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. Давайте узнаем, что это за листочки?
Включить спокойную музыку.
Игра «Собери веночки из листьев»
Разделить детей на 3 команды. Каждая команда собирает свой веночек из дубовых, кленовых и березовых листьев.
Какие веночки у вас получились? (дубовые, кленовые, березовые). Какого они цвета? (коричневые, красные, желтые).
4. Снова обращаются к карте, видим фрукты-овощи.
Осенью собирают богатый урожай овощей и фруктов.
-Какие вы знаете фрукты и овощи?
- Какие заготовки на зиму делают ваши родители из овощей и фруктов?
Игра «Давайте посчитаем?»
игра проводится с помощью картинок.
-Посчитайте сколько всего овощей и фруктов?
-Какой по счету огурец?
-Какая по счету морковь?
-Какой по счету апельсин?
-А что находится между помидором и бананом?
Игра «Соберём овощи в кастрюлю и фрукты в корзинку» (под музыку)
- Ребята, что же еще показывает нам карта? Давайте посмотрим.
5. Видят сундук.
Вос-ль: -А наш сундук непростой – это копилка народных мудростей. В него мы сложим народные пословицы об осени.
В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.
Вос-ль: - Давайте я начну: «От осени к лету поворота нету».
1. Красна весна цветами, а осень пирогами.
2. Кто осенью спит, тот зимой голодный будет ходить.
3. Коли ясно, то и осень прекрасна.
4. Лето со снопами, осень с пирогами.
5. Осенью паутина на ясную погоду.
6. Гром в сентябре - теплая осень.
7. Когда гусь улетает, снег выпадает.
-Дети, вы замечательно говорили, наш сундучок пополнился вашими мудростями.
Воспитатель вместе с детьми заглядывают в сундук, наполнился ли он народными мудростями и находят в нем -
6. Таблицу- мнемосхему.
Вос-ль: Осень нас наверно слышит, совсем уже близко, давайте
составим по схемам-картинкам рассказ об осени. (Дети составляют рассказ).
Звучит волшебная музыка. Входит Осень.
Осень - Здравствуйте мои друзья. Я рада что вы выполнили все мои задания и так много красивых слов сказали об осени. Я хочу с вами поиграть.
«Осень по садочку ходила» (музыкальная игра)
Осень - ну вот, мои друзья, пора мне с вами прощаться, ведь скоро наступит другое время года, какое? ( Дети: - зима)
Я вам приготовила угощения – осенние яблочки, и подарки – картинки раскраски на память обо мне. (Осень прощается.)
Вос-ль: - Вам понравилось наше путешествие?
Что вам понравилось? (ответы детей).
И мне понравилось, хорошо отвечали, много знаете об осени.
Дети берут подарки и уходят в группу.