МААМ-картинки

Конспект познавательно-речевого занятия «Необычное слово «Вода» в подготовительной группе

Вероника Никитина
Конспект познавательно-речевого занятия «Необычное слово «Вода» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

- Продолжать учить понимать и объяснять смысл фразеологических оборотов, употреблять их в речи. Познакомить с «новым» фразеологизмом «Как с гуся вода»;

- Развивать логическое мышление, познавательные способности детей, умение высказывать аргументированные суждения;

- Расширять представления о взаимосвязи природы и человека;

- Развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования.

Публикация «Конспект познавательно-речевого занятия „Необычное слово „Вода“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением разнообразных сказок, картинки с изображением стакана, ложки, мельницы, огня, хлеба, воды, травы, рыбы, глаза, водолаза, решета, камня; перья куриные и гусиные, емкости с водой, пипетки, подносы, растительное масло.

Словарная работа : водомерка, водовоз, водокачка, водопровод, водосток, водоросли, водоворот, водопой, водолаз.

Фразеологизмы: «Как с гуся вода», «носить воду решетом», «И в огонь и в воду», «Пройти сквозь огонь и воду», «Много воды утекло», «Как две капли воды», «Водой не разольешь», «Как рыба в воде», «Толочь воду в ступе».

Предварительная работа: беседа о воде, фразеологизмах, разучивание пословиц о воде, чтение сказок «Сказка о попе и его работнике Балде», «Огонь, вода и медные трубы», «По щучьему веленью» и другие, загадывание загадок о воде.

Ход занятия.

Воспитатель: Некоторые слова люди употребляют особенно часто. Это названия предметов и явлений, с которыми они сталкиваются ежедневно. Послушайте веселую песенку и скажите, о каком слове пойдет речь на сегодняшнем занятии. (звучит аудиозапись «Песенка Водовоза» из кинофильма «Волга – Волга») Может ли человек жить без воды? Какой бывает вода? (чистая, грязная, соленая, минеральная, пресная)Как люди использую воду? (тушат пожары, стирают, варят суп)

Иногда словом «вода» оценивают поступки и поведение людей.

Бывает частенько, что слово – одно,

Но служит по-разному людям оно.

Примеры тут можно найти без труда.

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство ушло.

С тех пор уже много воды утекло.

Случалось, что в школе я правил не знал.

Молчал я, как будто воды в рот набрал.

Зато болтуну мы ответить не прочь:

- Не хватит ли воду как в ступе толочь!

Мы можем лентяю сказать невзначай:

- Довольно лить воду! Ты дело давай!

О смелом мы вправе сказать наперед:

- Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!

А гуси и утки – сухие всегда.

Заметили люди: как с гуся вода!

Лентяй отдыхает, а время идет,

Под камень лежачий вода не течет.

Лгунишка на врет, не поймешь для чего, -

На чистую воду выводят его.

Работать впустую? Что скажут потом?

Не дело, мол, воду носить решетом.

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах то – вода (В. Суслов)

Какие необычные выражения со словом «вода» автор использовал в стихотворении? (ответы детей) Как вы думаете, почему люди говорят «как с гуся вода»? (предположения детей) Попробуем убедиться в правильности этого выражения, докажем, что гусь всегда выходит сухим из воды.

Проводится опыт. Как вы думаете, чьи это перья? Возьмите сначала куриное перо и полейте на него воду из баночки. Что вы видите? (перо намокло, а теперь полейте воду на гусиное перо. Что произошло (вода стекла и перо не намокло, осталось прежним). А теперь мы проведем ещё один опыт. Поставьте кулачек, сейчас я на него капну капельку масла, а вы разотрите её пальчиком. Теперь возьмите пипетку и капните воду на руку пропитанную маслом. Что происходит? (вода скатилась, стекла полностью, т. к. жировой слой не дает воде проникнуть в кожу). А теперь капните воду на сухую руку. (вода стекла, но часть воды осталась на коже и намочила руку, так как нет защитного слоя) Воспитатель делает с детьми вывод (гусиные перья не намокают потому, что они покрыты жиром)

Воспитатель: У водоплавающих птиц рядом с хвостом есть специальная железа, из которой выделяется жир. Гуси клювом втирают его в перья. Пропитанные жиром перья не намокают, и благодаря этому птицы не тонут. А в жизни говорят «как с гуся вода» о таких людях, которым все не почем, все безразлично.

Воспитатель: Ребята, мне кажется, наша Капелька (панно в виде большой капельки в юбочке с кармашками) нас зовет, она приготовила для нас какое – то задание. Я вижу у неё в кармашках карточки, пройдите и возьмите каждый по одной. (в кармашках Капельки картинки с изображением стакана, ложки, мельницы, огня, воды, травы, рыбы, глаза, водолаза, решета, камня). Капелька спрашивает вас, какие необычные выражения со словом «вода» вы знаете? И просит объяснить их смысл. Каждый ребенок смотря на свою картинку вспоминает фразеологический оборот и пытается объяснить его смысл. При затруднении остальные дети помогают. (Носить воду решетом – делать что-то бесполезное; И в огонь и в воду – идти на самоотверженный поступок; Много воды утекло – много времени прошло; Как две капли воды – очень похожие ит. д.)

Воспитатель: Придумайте предложение о детском саде, группе или своих друзьях. Используйте в нем любое выражение со словом «вода» (ответы детей) (Я в детском саду чувствую себя как рыба в воде. Мы с Егором друзья – водой не разольешь. Мы на занятиях не толкем воду в ступе).

Воспитатель: Молодцы! А теперь вспомним пословицы и поговорки, в которых употребляется слово «вода». Я буду говорить начало пословицы, а вы - её конец.

Не зная броду, не суйся в воду.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Чистая вода – для хвори беда.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.

Все не беда, коли есть хлеб да вода.

В этом доме и вода что мед.

Воду варить – вода и будет.

Поздно щуке на сковороде вспоминать о воде.

Мы с тобой как рыба с водой.

Воспитатель: Вы уже знаете, что существуют родственные слова. Они происходят от одного слова и образуют группу слов. Давайте поиграем с Капелькой (маленькой) и соберем семью к слову «вода». (Дети называют слова передавая друг другу капельку: водомерка, водопой, водосток, водовоз, водоворот, водолаз, водолей, водоросли, водопад, водокачка)

Воспитатель: Большая семья у слова «вода». Ой, смотрите сколько иллюстраций со сказками приготовила нам Капелька. Подойдите и возьмите только ту иллюстрацию к сказке, в которой упоминается вода. А теперь посмотрите друг у друга правильно ли вы выбрали. (дети отбирают иллюстрации с водой, лишние остаются). Ребята, не только в повседневной жизни встречаются необычные выражения со словом вода, они есть и в сказках. Например, в сказке «Волк и семеро козлят» - Коза, уходя в лес, говорит козлятам: «Ведите себя тише воды ниже травы», а сказке «Огонь, вода и медные трубы» - герой прошел сквозь огонь и воду.

Капелька приготовила для вас ещё одно последнее задание. Она спрятала какое – то слово, (кроссворд) но для того чтобы его отгадать, нам надо разгадать загадки.

Меня не растили,

Из снега слепили

Вместо носа ловко

Вставили морковку (снеговик)

Вода по воде плавает (лед)

Из-под земли в подарок людям чистой воды оконце (родник)

В воде живет, а не рыба (рак)

Воспитатель: Какое слово спрятала Капелька? Правильно, вода.

Наше занятие подошло к концу. Можно ли сказать, что мы лили воду или толкли воду в ступе? (нет) Почему? Чем мы занимались? (проводили опыты с перьями, подбирали «семью» к слову вода, подбирали иллюстрации со сказками, в которых говорится о воде, придумывали предложения о детском саде, используя необычные выражения). Что вам больше всего понравилось? (ответы детей). А Капелька хочет подарить вам на память о нашем занятии каплю из моря знаний родного языка. (воспитатель от Капельки дарит маленькие капельки с фотографиями детей).

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Вода и ее свойства»Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Вода и ее свойства» Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. на тему: «Вода и ее свойства» подготовил воспитатель I кв. категории.

Конспект интегрированного занятия «Волшебница Вода» в подготовительной группе Конспект интегрированного занятия «Волшебница Вода» в подготовительной группе Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни,.

Конспект открытого познавательно-речевого занятия «Приготовим винегрет» в старшей группеКонспект открытого познавательно-речевого занятия «Приготовим винегрет» в старшей группе Старшая группа Шаломина И. А. - воспитатель МДОБУ «Великосельский детский сад №14» Цель: Познакомить детей со способом приготовления винегрета.

Конспект занятия «Чудесная вода». Познавательно-исследовательская деятельность в средней группеКонспект занятия «Чудесная вода». Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе Цель: Способствовать обобщению представлений детей о свойствах воды. Задачи: -Развивать внимание и наглядно-действенное мышление. -Воспитывать.

Конспект занятия по математики в подготовительной группе «Необычное путешествие в страну математики» Составила воспитатель Заморохова С. И. Цели: - продолжать формировать у детей представление о порядковом счете; - содействовать формированию.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе «Волшебная вода»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе «Волшебная вода» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в 1 младшей группе Тема: «Волшебная вода». Возрастная группа : 2 – 3 лет.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» для детей подготовительной группы Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница-вода» для детей подготовительной группы Программные задачи:.

Конспект занятия по экологии «Волшебница вода» в подготовительной группе Цель: формирование представлений о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни. Ход занятия: На окошке находим.

Конспект занятия в подготовительной группе «Волшебница Вода» Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Задачи: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений.

План-конспект познавательно-речевого занятия в средней группе «Путешествие с капелькой» Задачи: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение важности воды для всего живого. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-речевого занятия «Необычное слово «Вода» в подготовительной группе
Опубликовано: 5 сентября 2018 в 17:22
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательно-речевого занятия «Необычное слово «Вода» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Никитина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД