Вероника Никитина
Конспект познавательно-речевого занятия «Необычное слово «Вода» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- Продолжать учить понимать и объяснять смысл фразеологических оборотов, употреблять их в речи. Познакомить с «новым» фразеологизмом «Как с гуся вода»;
- Развивать логическое мышление, познавательные способности детей, умение высказывать аргументированные суждения;
- Расширять представления о взаимосвязи природы и человека;
- Развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования.
Публикация «Конспект познавательно-речевого занятия „Необычное слово „Вода“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением разнообразных сказок, картинки с изображением стакана, ложки, мельницы, огня, хлеба, воды, травы, рыбы, глаза, водолаза, решета, камня; перья куриные и гусиные, емкости с водой, пипетки, подносы, растительное масло.
Словарная работа : водомерка, водовоз, водокачка, водопровод, водосток, водоросли, водоворот, водопой, водолаз.
Фразеологизмы: «Как с гуся вода», «носить воду решетом», «И в огонь и в воду», «Пройти сквозь огонь и воду», «Много воды утекло», «Как две капли воды», «Водой не разольешь», «Как рыба в воде», «Толочь воду в ступе».
Предварительная работа: беседа о воде, фразеологизмах, разучивание пословиц о воде, чтение сказок «Сказка о попе и его работнике Балде», «Огонь, вода и медные трубы», «По щучьему веленью» и другие, загадывание загадок о воде.
Ход занятия.
Воспитатель: Некоторые слова люди употребляют особенно часто. Это названия предметов и явлений, с которыми они сталкиваются ежедневно. Послушайте веселую песенку и скажите, о каком слове пойдет речь на сегодняшнем занятии. (звучит аудиозапись «Песенка Водовоза» из кинофильма «Волга – Волга») Может ли человек жить без воды? Какой бывает вода? (чистая, грязная, соленая, минеральная, пресная)Как люди использую воду? (тушат пожары, стирают, варят суп)
Иногда словом «вода» оценивают поступки и поведение людей.
Бывает частенько, что слово – одно,
Но служит по-разному людям оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство ушло.
С тех пор уже много воды утекло.
Случалось, что в школе я правил не знал.
Молчал я, как будто воды в рот набрал.
Зато болтуну мы ответить не прочь:
- Не хватит ли воду как в ступе толочь!
Мы можем лентяю сказать невзначай:
- Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы вправе сказать наперед:
- Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода!
Лентяй отдыхает, а время идет,
Под камень лежачий вода не течет.
Лгунишка на врет, не поймешь для чего, -
На чистую воду выводят его.
Работать впустую? Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах то – вода!» (В. Суслов)
Какие необычные выражения со словом «вода» автор использовал в стихотворении? (ответы детей) Как вы думаете, почему люди говорят «как с гуся вода»? (предположения детей) Попробуем убедиться в правильности этого выражения, докажем, что гусь всегда выходит сухим из воды.
Проводится опыт. Как вы думаете, чьи это перья? Возьмите сначала куриное перо и полейте на него воду из баночки. Что вы видите? (перо намокло, а теперь полейте воду на гусиное перо. Что произошло (вода стекла и перо не намокло, осталось прежним). А теперь мы проведем ещё один опыт. Поставьте кулачек, сейчас я на него капну капельку масла, а вы разотрите её пальчиком. Теперь возьмите пипетку и капните воду на руку пропитанную маслом. Что происходит? (вода скатилась, стекла полностью, т. к. жировой слой не дает воде проникнуть в кожу). А теперь капните воду на сухую руку. (вода стекла, но часть воды осталась на коже и намочила руку, так как нет защитного слоя) Воспитатель делает с детьми вывод (гусиные перья не намокают потому, что они покрыты жиром)
Воспитатель: У водоплавающих птиц рядом с хвостом есть специальная железа, из которой выделяется жир. Гуси клювом втирают его в перья. Пропитанные жиром перья не намокают, и благодаря этому птицы не тонут. А в жизни говорят «как с гуся вода» о таких людях, которым все не почем, все безразлично.
Воспитатель: Ребята, мне кажется, наша Капелька (панно в виде большой капельки в юбочке с кармашками) нас зовет, она приготовила для нас какое – то задание. Я вижу у неё в кармашках карточки, пройдите и возьмите каждый по одной. (в кармашках Капельки картинки с изображением стакана, ложки, мельницы, огня, воды, травы, рыбы, глаза, водолаза, решета, камня). Капелька спрашивает вас, какие необычные выражения со словом «вода» вы знаете? И просит объяснить их смысл. Каждый ребенок смотря на свою картинку вспоминает фразеологический оборот и пытается объяснить его смысл. При затруднении остальные дети помогают. (Носить воду решетом – делать что-то бесполезное; И в огонь и в воду – идти на самоотверженный поступок; Много воды утекло – много времени прошло; Как две капли воды – очень похожие ит. д.)
Воспитатель: Придумайте предложение о детском саде, группе или своих друзьях. Используйте в нем любое выражение со словом «вода» (ответы детей) (Я в детском саду чувствую себя как рыба в воде. Мы с Егором друзья – водой не разольешь. Мы на занятиях не толкем воду в ступе).
Воспитатель: Молодцы! А теперь вспомним пословицы и поговорки, в которых употребляется слово «вода». Я буду говорить начало пословицы, а вы - её конец.
Не зная броду, не суйся в воду.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Чистая вода – для хвори беда.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.
Все не беда, коли есть хлеб да вода.
В этом доме и вода что мед.
Воду варить – вода и будет.
Поздно щуке на сковороде вспоминать о воде.
Мы с тобой как рыба с водой.
Воспитатель: Вы уже знаете, что существуют родственные слова. Они происходят от одного слова и образуют группу слов. Давайте поиграем с Капелькой (маленькой) и соберем семью к слову «вода». (Дети называют слова передавая друг другу капельку: водомерка, водопой, водосток, водовоз, водоворот, водолаз, водолей, водоросли, водопад, водокачка)
Воспитатель: Большая семья у слова «вода». Ой, смотрите сколько иллюстраций со сказками приготовила нам Капелька. Подойдите и возьмите только ту иллюстрацию к сказке, в которой упоминается вода. А теперь посмотрите друг у друга правильно ли вы выбрали. (дети отбирают иллюстрации с водой, лишние остаются). Ребята, не только в повседневной жизни встречаются необычные выражения со словом вода, они есть и в сказках. Например, в сказке «Волк и семеро козлят» - Коза, уходя в лес, говорит козлятам: «Ведите себя тише воды ниже травы», а сказке «Огонь, вода и медные трубы» - герой прошел сквозь огонь и воду.
Капелька приготовила для вас ещё одно последнее задание. Она спрятала какое – то слово, (кроссворд) но для того чтобы его отгадать, нам надо разгадать загадки.
Меня не растили,
Из снега слепили
Вместо носа ловко
Вставили морковку (снеговик)
Вода по воде плавает (лед)
Из-под земли в подарок людям чистой воды оконце (родник)
В воде живет, а не рыба (рак)
Воспитатель: Какое слово спрятала Капелька? Правильно, вода.
Наше занятие подошло к концу. Можно ли сказать, что мы лили воду или толкли воду в ступе? (нет) Почему? Чем мы занимались? (проводили опыты с перьями, подбирали «семью» к слову вода, подбирали иллюстрации со сказками, в которых говорится о воде, придумывали предложения о детском саде, используя необычные выражения). Что вам больше всего понравилось? (ответы детей). А Капелька хочет подарить вам на память о нашем занятии каплю из моря знаний родного языка. (воспитатель от Капельки дарит маленькие капельки с фотографиями детей).