Ольга каратеева
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебные свойства воды»
Цель: Формировать навыки элементарной исследовательской деятельности у детей, развивать любознательность и познавательные мотивации. .
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать действия экспериментального характера для самостоятельного изучения свойств воды через игровые действия с ней. (вода - жидкая, она течёт, разливается; вода прозрачная). Учить проводить исследовательские действия с водой (сахар растворяется в воде; но его количество влияет на плотность жидкости), строительным материалом, природным материалом. Учить создавать модели вертолета, корабля по схеме, определять какие детали более подходят для постройки, как их лучше скомбинировать.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе „Волшебные свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Развивающие:
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, умение самостоятельно составлять свой собственный алгоритм, применять готовые схемы, корректировать свою деятельность.
Побуждать детей употреблять в речи простейшие сложные предложения (Вода льется, потому что она жидкая).
Воспитательные:
Воспитывать интерес к природе, эмоциональную отзывчивость, радость предстоящего познания.
Коррекционные задачи. Учить детей ориентировке в групповой комнате, применяя схему нахождения объекта и макро-пространстве, развивать глазодвигательные функции. Развивать мелкую моторику рук
Познавательные области. «Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Методические приемы. Мотивация к действию, игра, физ. минутка, беседа, исследовательская деятельность, чтение стихотворения, изготовление корабликов, вертолетов, конструктивная деятельность, зрительная гимнастика. Индивидуальная работа.
Предварительная работа.
- Наблюдения в природе за водой.
- Рассматривание иллюстраций.
- Чтение произведений.
- Дидактические игры: «В гостях у «Незнайки», .
- Разучивание стихотворенья Н. Рыжовой «Вы, слыхали о воде?»
- Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
- Знакомство детей с загадками, пословицами, поговорками, чтение потешек.
- Работа в уголке экспериментирования, природном уголке, уголке для конструирования.
-. Развивающая среда: стаканчики с водой, пищевые красители, столовые ложки,, тазы, подносы, сахар, ковшик, различные картинки., строительный материал, природный материал, схемы для ориентировки в групповой комнате, схемы построек, карандаши.
Ход исследования.
Создание игровой мотивации ; Группа украшена шарами с прикрепленными на них капельками, капельки на полу, стенах.
Заходит волшебница – фея. (воспитатель)
- Здравствуйте, ребята я – Фея воды. Живу далеко, в волшебной стране.
(читает стихотворение Рыжовой Н. «Вы слыхали о воде?»)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без неё нам не прожить!
- Ребята я пришла к вам за помощью. У меня случилась беда, злой волшебник раздул мои капельки и они улетели. Все реки и озера в моем царстве остались без воды. Вы мне поможете найти мои весёлые капельки?
Дети: - Вот они. (дети смотрят на потолок, пол, на стены) – находят капельки.
Волшебница – Фея : Вот вы где мои капельки, спасибо вам ребята, что вы помогли мне их найти.
- Ребята, а знаете почему я их искала? В нашем царстве открылась волшебная комната- лаборатория, где мы изучаем воду, а капельки мне помогают. За то, что вы мне помогли найти капельки, я вас приглашаю в нашу волшебную лабораторию. Хотите побывать в лаборатории, Но пройти туда очень непросто, я вам дам такие карты, с помощью которых вы най дете нашу лабораторию. А теперь подойдите ко мне все поближе (раздает схемы маршрутов).Дети ищут свои игровые уголки по заданному маршруту.
1 группа детей – находит лабораторию с водой.
Ну вот мы и в лаборатории!
- Посмотрите, ребята! Как много здесь всего интересного!. Теперь вы настоящие маленькие исследователи.
Фея. - Ребята, подумайте и скажите, где вы видели сегодня воду?
Дети: (отвечают)
Волшебница – Фея : А для чего нужна вода?
Дети: Пьём воду, стираем, моем руки и т. д.
- - Правильно! А в нашей лаборатории мы с вами докажем какая вода.
Волшебница - вода приглашает детей - в лабораторию (столы с оборудованием для экспериментирования с водой) .
2-ая часть. Игровые действия с водой.
- Поиграем с водой и понаблюдаем за ней.
- Опыт 1. «Вода течёт, разливается».
Волшебница - вода зачерпывает воду из своего ведёрка и медленно наливает её в тазики для каждого ребёнка.
- Посмотрите, как течёт вода из ковшика в тазик?
- Дети: Медленно.
- Что делает вода? - Льётся. - Почему? - Докажи!
Дети: Вода разлилась. Она течёт, потому что она жидкая.
Вывод. Вода - жидкая, течёт, разливается. Затем дети берут кисель и пытаются перелить в другой стакан.
- Какой кисель – густой. Он переливается с трудом.
Вывод. Да, ребята, я согласна с вами. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
-
Опыт 2. Радуга в стакане.
Волшебница - вода предлагает детям взять 4 стакана с водой и сахар.
Насыпьте сахар в стаканы: в1 -1 ст. л: 2-2 ст. л,3 – 3 ст. л; 4- 4 ст. л. Добавьте по 3 ст. л воды в каждый стакан и перемешивайте.
Я буду делать вместе с вами. Воспитатель добавляет пищевой краситель разных цветов в каждый стакан. Дети перемешивают.
- Теперь с помощью с помощью ложки воспитатель и дети наливают жидкость в следующем порядке: синяя, зеленая, желтая, красная.
Дети посмотрите «Радуга в стакане»! сколько сахара в синем стакане (4 л, а в красном(1 л). Какой вывод можно сделать?
- Где больше сахара, вода тяжелее, а где меньше она легче.
-Да, вы всё правильно сказали. Какие вы у меня молодцы!
2 группа детей идет к природному уголку- делают вертолеты из киндер сюрпризов и природного мтериала.
Фея. Ребята, из чего вы будете изготавливать вертолеты?
Дети. Из скорлупы ореха, крылаток и шишек.
Дети. Мы конструируют вертолеты, соединяют детали с помощью пластилина.
Индивидуальная работа «Вертолет» с применением карандаша.
3 группа детей работают в уголке для конструирования.
Фея. Мальчики, сегодня мы с вами будем строить корабль по схеме, которую предлагают конструкторы.
Дети самостоятельно рассматривают схему, отбирают нужный материал, считают количество пластин, кирпичиков.
Волшебница. Я вижу, у всех. ребят работа идет быстро. Вы наверное устали- надо отдохнуть.
Волшебница - — Я поиграю с вами. Предлагаю мою любимую игру «Ходят капельки по кругу». Вы согласны поиграть со мной? Тогда начнём.
- Превратимся в капельки воды (звучит музыка, напоминающая звуки дождя)
Волшебница - : Скучно стало Капелькам поодиночке, собрались
капельки танцуют, разбегаются.
Волшебница - вода : Скучно стало Капелькам поодиночке, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки) .
- Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку)
- Плывут Капельки в большой реке, путешествуют и попадают в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и идут по кругу) .
- Но пора домой. Мальчики построили корабль, вертолет. девочки исследовали воду и вернули ее в реку. А мы теперь сядем в большой корабль (воспитатель с помощью лазерной указки проводит зрительную гимнастику) и поплывем в путешествие и не страшен нам злой волшебник.
Спасибо вам ребята за помощь!
Фея. Скажите, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
Ответ 1. Оказывать помощь Фее.
Ответ 2. Все понравилось
Ответ 3. Делать опыты с водой, строить корабли, вертолеты по схеме, находить маршруты по карте.