Татьяна Урлик
Конспект познавательно-исследовательской деятельности, старший возраст, «Мы Фиксики-исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи.
- расширять знания о том, где «живёт» электричество;
- закреплять умение пользоваться алгоритмом для проведения опытов;
- формировать умение делать выводы по результатам эксперимента;
- развивать мыслительную активность с помощью проблемных вопросов;
- способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков.
Материалы.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности, старший возраст, „Мы Фиксики-исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Маленькие надувные шарики, пластиковые стаканчики и тарелочки, разные виды фильтров (нетканые салфетки, ватные диски, тканевые салфетки, ситечко, маленькие кусочки салфеток, пенопласта, пёрышки, шарики из фольги, воронки, трубочки для коктейля (толстые и тонкие); книга с схемами опытов; вода; молоко (вода подкрашенная белой гуашью); изображение Фиксиков; браслетики с изображением Фиксиков.
Ход работы.
Ребята с воспитателем заходят в зал. На экране картинка с изображением Фиксиков. Столы, с подготовленным материалом, накрыты салфетками.
Воспитатель. (Обращает внимание на экран.) Ребята, кто это?
Дети. Фиксики.
Воспитатель. Очень интересно! Я так мало о них знаю. А какие они? Что они делают? (Ответы детей.)
Воспитатель. Они так много знают. А можно их назвать исследователями?
Дети. Да.
Воспитатель. Я бы хотела попасть в их команду, в команду Фиксиков-исследователей. А вы?
Дети. Мы тоже хотим.
Воспитатель. Но это не просто. Надо выполнить несколько заданий. Как вы думаете, мы справимся?
Дети. Да.
Воспитатель. Так давайте попробуем. Только есть одно условие: при выполнении заданий пользоваться можно только предметами, лежащими в коробке. (Показывает коробку, рассматривают предметы.)
Воспитатель подводит детей к первому столу, снимает салфетку. На столе лежат небольшие кусочки салфеток, пенопласта, шарики из фольги, пёрышки, маленькие цветочки из бумаги.
Воспитатель. Сначала нужно убрать весь мусор, который лежит на столе, только брать его со стола руками нельзя. Как это сделать? (Предположения детей.) А можно это сделать с помощью шарика? (Предположения детей.) Мы возьмём воздушный шарик, потрём его о волосы, и… Посмотрите что получилось? (Воспитатель демонстрирует.)
Дети. Шарик притягивает к себе салфетки и пенопласт.
Воспитатель. А почему? (Предположения детей.) В волосах живёт электричество, мы его поймали, когда потёрли шарик о волосы. Он стал электрическим, и притягивает к себе лёгкие предметы. А теперь сами попробуйте.
Каждый ребёнок берёт шарик и проводит эксперимент. Шарики вместе с мусором складывают в отдельную корзину.
Воспитатель. Второе задание: очистить воду. (Подходят ко второму столу, на котором стоят стаканчики с грязной водой, сверху плавают маленькие кусочки природного мусора, чистые стаканчики.) Что же придумать? (Предположения детей.) Давайте посмотрим, какие предметы-помощники нам смогут пригодиться? (Дети рассматривают предметы, высказывают предположения.) Ребята, что-то у нас не получается. Где же мы можем узнать, как очистить воду?
Дети. Спросить у кого-нибудь, почитать в книжке.
Воспитатель. (Обращает внимание на книжку.) Посмотрите, здесь какая-то книга лежит. (Дети достают из коробки книгу.) А это что? (Обращает внимание на закладку.)
Дети. Закладка.
Воспитатель. Зачем она нужна? (Ответы детей.) Давайте откроем книгу, где лежит закладка, может, там ответ найдём на свой вопрос.
Дети открывают книгу, находят схему проведения опыта по очистке воды. Надевают фартуки и нарукавники, берут из корзины воронки. Садятся за столы и проводят эксперимент, каждый самостоятельно. При затруднении пользуются схемой. Воспитатель тоже фильтрует воду, только с помощью ситечка.
Воспитатель. Ребята, что у нас получилось? (Ответы детей.) А почему у меня вода самая грязная? (Предположения детей.) Да, я думаю, вы правы. У меня в ситечке слишком большие дырочки и грязь проходит сквозь них.
Воспитатель. Третье задание самое сложное. (Подходят к третьему столу, снимают салфетку.) Нужно накормить молоком котёнка. Но вот незадача. Молоко налито в стаканчик – котёнок лакать молоко из стаканчика может? (Нет.) Надо перелить молоко из стаканчика, не трогая стаканчик руками. Как же выполнить такое трудное задание? Что из предметов-помощников нам сейчас пригодится? (Предположения детей.) Да, сами мы не справимся. Кто же нам поможет? (Воспитатель подводит детей к тому, что надо спросить у взрослых.)
Дети идут к гостям и просят помощи. Один из гостей соглашается, (если нет, то воспитатель как будто «вспоминает», что надо делать, все вместе подходят к корзине с предметами-помощниками, берут трубочки для коктейля.
Воспитатель. Опускаем трубочку в молоко. Берём трубочку двумя пальцами, при этом указательным пальцем закрыть сверху отверстие трубочки, вытаскиваем из молока и переносим на блюдце. Снимаем палец с трубочки – молоко вытекает.
Дети благодарят взрослого и выполняют эксперимент самостоятельно.
Воспитатель. Вот мы и выполнили задания. (Все присаживаются на ковёр.) Сложные они были? Какое задание было самым сложным? Почему? А самым лёгким? Почему? Как мы справились? Кто нам помог? Эти знания нам когда-нибудь пригодятся? Когда? (Ответы детей.) Значит мы в команде Фиксиков-исследователей? (Да.) Отлично. Только у команды должны быть эмблемы. Где же они? (Находит эмблемы под крышкой коробки в конверте.)
Воспитатель надевает на руки детям браслетики с изображением Фиксиков.