Галина Лаптева
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Нагревание-охлаждение»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий превращения.
Задачи:
Образовательные: Формировать представления о нагревании, охлаждения, плавления и отвердевания. Формировать действия превращения.
Развивающие: развивать умение наблюдать. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Развитие способностей к преобразованию. Развивать внимание, мышление, память. Познакомить со свойствами сахара.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности „Нагревание-охлаждение“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Воспитательные: - Воспитывать интерес к опытам. Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
Словарная работа: Обогащать словарь детей словами: исследовать, отвердевает, плавление.
Индивидуальная работа: Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.
Предварительная работа: Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, льдом, парафином.
Материал. Картинки: Пятачок в постели, холодильник с открытой дверцей, плита с дымящейся кастрюлей. Символ нагревания (тепла) – кружок картона с изображением солнца, символ охлаждения (холода) – кружок картона с изображением белых снежинок на синем фоне. Сахар, пробирка или стакан, спиртовка. Ход занятия.
Этапы Содержание Время
Организационный момент.
Вводная часть.
Основная часть.
.
Итог.
Орг. Момент. (Дети в белых халатах заходят в группу).
Воспитатель (далее В.).
Вокруг себя повернусь, в учёного превращусь. Опыт интересный нам создать, что – то новое познать.
В. : Коллеги, добро пожаловать в нашу лабораторию. Мы не раз здесь бывали. Сегодня мы продолжим научную работу, будем экспериментировать, делать опыты. Пожалуйста коллеги присаживаемся (дети садятся за столы)
В. Помните, недавно мы слушали историю о том, как Пятачок компот заморозил? Был у него компот жидкий, а стал…
Ответы детей.
Твёрдый.
В. Пятачок хотел выпить этот компот разморозил его- компот опять стал жидким, но очень холодный. Пятачок не стал его дальше нагревать и попил холодный компот. А вы знаете, что холодное пить нельзя – можно заболеть. И Пятачок заболел. (Показ картинки Пятачок в кровати). Теперь он лежит в кровати, болеет, и, чтобы у него горлышко скорей прошло, ему надо пить горячее молоко. А как сделать молоко горячим?
Ответы детей.
Согреть.
В. Правильно, надо согреть молоко и оно из холодного станет каким?
Ответы детей.
Тёплым.
В. Ну, кто ответит, ребята, как из льда получить воду?
Надо нагреть лёд.
Что получится?
Ответы детей.
Вода.
В. Твёрдый лёд превратится в жидкую воду. А кто знает, сахар твёрдый или жидкий?
Ответы детей.
Твёрдый.
В. Можно твёрдый сахар сделать жидким?
Ответы детей.
Педагог обращает внимание на то, что мнения разделились: «Так что же для этого надо сделать? Как мы проверим, можно ли твёрдый сахар превратить в жидкость?»
Ответы детей.
Нагреть на плитке.
В. Молодцы. А теперь давайте посмотрим, получится превращение или нет- превратится ли твёрдый сахар в жидкий.
Педагог раздаёт кусочки сахара.
В. «Сахар твёрдый. Чтобы превратить сахар в жидкий, его нужно нагреть.»
Сахар плавим над пламенем спиртовки- появляется капелька (она жидкая, капелька застынет и превратится в твердый сахар.
В. Так кто оказался прав? Правы те, кто говорил, что сахар можно превратить из твёрдого в жидкий. Твёрдое становится жидким, жидкое становится твёрдым!
Динамическая пауза.
Педагог предлагает поиграть в игру «Твёрдый – жидкий». Вы уже знаете, как можно показать твёрдый лёд- сжать кулачки и съё жится: «Бр-р! Холодно!», и жидкую воду – «плавать», делая движения руками в стороны. Только теперь вы должны внимательно слушать стихи и изображать лёд или воду тогда, когда услышите слова «Затвердевает» и «жидкий». Итак, все готовы? (В игре могут принимать 5-7 детей (остальные дети наблюдают за игрой).
В. (демонстрируя символ «холода»).
Вот и холод наступает
Замерзает, охлаждает.
Всё в ледышки превращает, Всё вокруг затвердевает!
Дети изображают лёд.
В. А вот солнце теплое (демонстрирует символ «тепла»).
Греет - нагревает,
Нагревает, превращает….
Превращает всех ледышек
В быстрых жидких шалунишек! Дети «превращаются в воду», «плавают».
Проводится игра «Твёрдый – жидкий».Педагог называет слово, обозначающее какое - либо вещество или предмет. Дети должны определить, к какому состоянию вещества это слово относится твёрдому или жидкому, и изобразить это состояние игровым движением – показать «твёрдое»(сжаться, руки к груди) или жидкое («плавающие» движения). Исходное положение: руки на поясе. Если слово обозначает вещество или предмет, которое нельзя отнести ни к твёрдому, ни к жидкому состоянию, то дети оставляют руки на поясе. Слова: компот, пар, кисель, суп, пуговица, кубик, гвоздик, бумага, пальто, волосы, одеяло, туман, дым, подушка, шапочка. Снежки.
В. Мы с вами слепим снежок. (Физминутка)
Раз, два, три, четыре, пять! (загибать пальцы). Мы с тобой снежок слепили. (лепить снежок). Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую). Но совсем- совсем не сладкий. (Грозят пальчиком). Раз –подбросим (Подбрасывают, два – поймаем (Ловят, три – уроним (Роняют) .И… сломаем (Топают). Н. Нищева.
В. Продолжим наше превращение. Проводится подвижная игра «Море волнуется раз!»
В. Ребята, пока мы с вами играли, пришла телефонограмма. Пятачок просит помочь ему быстрее выздороветь. Что нужно пить Пятачку?
Ответы детей.
Горячие молоко!
Педагог предлагает помочь Пятачку, нарисовать стакан горячего молока, чтобы Пятачок его пил и скорее выздоровел.
В. Как определить,что молоко горячее?
Ответы детей.
(над стаканом пар).
В. Работа в нашей лаборатории подошла к концу. Ребята, вам понравилась исследовательская работа, работать в лаборатории? Что вам больше всего запомнилось? Что нового вы узнали?
Ответы детей.
2 мин.
4 мин.
15 мин.
4 мин.