Коленченко Анастасия Сергеевна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные камни» (средняя группа)
Коленченко Анастасия Сергеевна
МДОУ «Детский сад №17»
Г. Кириши
Интеграция образовательных областей: «Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Речевая».
Виды детской деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе „Удивительные камни“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Познавательные задачи :
• Формировать элементарные представления о живой и неживой природе.
• Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования.
• Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, температура, звучание).
• Развивать любознательность, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, воображение, логическое мышление, речь.
Коррекционные задачи:
• Закрепить умение грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы;
• Активизировать словарь прилагательными: шершавый, шероховатый, жесткий, крепкий, блестящий, гладкий, прочный, надежный;
• Развивать предпосылки словесно- логического мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи
• Развивать слуховую и зрительную память, вербальный интеллект.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, ощущение единения с другими, свою целостность с окружающими, целеустремлённость.
• Воспитывать взаимоуважение, дружеские отношения между детьми.
• Стимулировать эмоционально-положительное отношения детей к исследовательской деятельности.
• Воспитывать доброту, бережное отношение к окружающему миру.
Словарная работа.
Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый, крепкий, твёрдый, холодный, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий, прозрачный, светлый, тёмный, прочный, надёжный.
Материалы: презентация с набором схем-рисунков о свойствах камней; наборы камней, лупы, домики поросят, макеты поросят.
Предварительная работа.
Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами, сбор коллекции камней, чтение сказки «Три поросенка»
Ход НОД
Организационный момент
Сюрпризный момент.
Звучит музыка из мультфильма «Три Поросенка»
Воспитатель: Ребята, вы узнали эту песню? Давайте вспомним, из какой сказки эти герои?
Дети: Это поросята из сказки «Три поросёнка».
Воспитатель: правильно ребята! Давайте вспомним, кого они боялись больше всего на свете?
Дети: Серого волка!
Воспитатель: Что же помогло нашим героям спастись от волка?
Дети: Они построили дома.
Воспитатель: Правильно! Из чего же были сделаны дома поросят?
Дети: Ниф-Ниф и Нуф-Нуф строят соломенный и деревянный домики, а Наф-Наф – дом из камня.
Воспитатель: Скажите, какой дом оказался самым крепким и надёжным?
Дети: Дом Наф-Нафа из камня.
Воспитатель: Вы правы, только Ниф-Ниф и Нуф-Нуф не понимают, почему их домики оказались такими непрочными. Поможем поросятам разобраться?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к домикам поросят и посмотрим, из чего они были сделаны.
Дети открывают двери у домиков. В первой находится солома, во второй – ветки, в третьей – камни.
Воспитатель: Дети давайте проверим, какой из этих материалов самый прочный. Дети рассматривают, изучают и пытаются сломать солому, ветки и камни, затем дуют на них, как делал это волк в сказке, и приходят к выводу, что солома легко ломается, её легко сдвинуть с места при помощи дыхания. Ветки прочнее соломы, но их тоже можно сломать, приложив усилия. Содержимое третьего домика – камни – не сломать, они твёрдые и тяжёлые.
Воспитатель: Из какого же материала получится самый надёжный дом?
Дети: Из камня.
Воспитатель: Правильно! Камни – очень удивительные и необычные. Мы о них знаем очень мало. Вы хотите познакомимся с ними поближе?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда поспешим в нашу исследовательскую лабораторию и проведём интересные опыты с таким материалом, как камни. Но сначала вспомним правила поведения в лаборатории. Какие?
Дети: В лаборатории громко не разговаривать. Нельзя ничего брать в рот и пробовать. Проводить опыты на своем рабочем месте. Работать с осторожностью.
Основная часть.
Опыт №1. Определение цвета и формы камней.
Воспитатель: Сначала поработаем глазками. Давайте внимательно осмотрим камни. Какого они цвета?
Дети делятся наблюдениями: камни разные по цвету : коричневые, серые, белые, голубые, разноцветные.
Воспитатель: А на какую геометрическую фигуру похожи наши камни?
Дети: Овал, круг.
Вывод: камни бывают разного цвета и разной геометрической формы.
Воспитатель на доске с помощью презентации ставит рисунок-схему «Цвет и форма камней».
Опыт №2. Определение размера камней.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно камни и скажите : все ли камни одинакового размера?
Дети: Нет. Они разные.
Воспитатель: Найдите и покажите мне самый большой камень. А теперь самый маленький.
Вывод: камни бывают разных размеров.
Воспитатель прикрепляет на доску схему-рисунок «Размер камней».
Физминутка «Камни»
Камни мы найдём в горах,
Их верхушки в облаках. (Поднимаем руки, тянемся вверх)
На дороге камни есть,
Под ногами их не счесть. (Наклоны вниз, тянемся руками к пальцам ног)
Если в море мы нырнём,
Камни даже там найдём. (Приседаем, задерживаем дыхание, будто ныряем)
Опыт №3. Определение характера поверхности камней.
Воспитатель: Сейчас нам понадобятся очень чувствительные пальчики.
Самомассаж. Каждый пальчик мы потрём,
Свои ручки разомнём.
Воспитатель: Возьмите и погладьте каждый камушек. Какая поверхность камней?
Дети делятся открытиями.
Воспитатель: Покажите самый гладкий камень. А теперь – самый шершавый.
Вывод: камни могут быть гладкими и шероховатыми.
Воспитатель показывает на доске схему «Поверхность камней».
Опыт №4. Рассматривание камней через лупу.
Воспитатель: Чтобы ещё лучше увидеть поверхность камней, воспользуемся лупами.
Дети при помощи лупы изучают камни.
Воспитатель: Что интересного вы увидели?
Вывод: камни имеют рисунок : ямочки, узоры, крапинки, полоски, углубления.
Воспитатель прикрепляет на доску схему «Рисунок камней»
Игра «Музыкальные камни»
Воспитатель: Как вы думаете, могут ли камни разговаривать и даже петь? Давайте это проверим! Постучите камнями друг о друга. Что вы слышите? Камни разговаривают друг с другом, и у каждого из них свой голос. Насыпьте камушки в пластмассовую коробку, закройте её крышкой и потрясите. У нас получился настоящий оркестр!
Рефлексия
Воспитатель: Вы – большие молодцы! Мы с вами доказали поросятам, что камень – очень надёжный материал для строительства дома, и волку он не по зубам. К тому же камни очень красивые. А еще на память о нашем занятии я предлагаю вам поселить на пруду у домиков наших поросят замечательные цветы и посмотреть, как красиво они раскроются. А пока они будут раскрываться, мы с вами вспомним с какими характеристиками камней мы сегодня познакомились. (камни бывают разного цвета, разной геометрической формы; бывают разного размера; у камней разная поверхность; они имеют рисунки, крапинки, полоски; еще мы узнали, что камни могут разговаривать) Будем надеяться, что поросята запомнят из чего надо делать свои домики.