Получи документы

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Какими бывают камни»

Артемьева Татьяна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Какими бывают камни»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: знакомство с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.

Задачи:

Образовательные:

- актуализировать знания детей о планете Земля, её недрах, камнях;

- формировать элементарные представления о живой и неживой природе;

- закрепить умение грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь, учить составлять рассказ по итогам исследовательской работы;

Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Какими бывают камни“» размещена в разделах

- дать представление об областях использования камней, о том, что музыкальные инструменты можно создать путем природных материалов;

Развивающие:

- развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования;

- развивать исследовательские навыки (принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

- развивать любознательность, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, воображение, логическое мышление, речь;

Воспитательные:

- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности;

- поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть);

- формировать навык безопасного поведения с лабораторным оборудованием;

- воспитывать бережное отношение к неживой природе.

Оборудование: наборы камней, кусочки дерева, гвозди, и оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: фартуки, нарукавники, кусочки пластилина, подносы.

Предварительная работа: беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами; цикл бесед «Занимательная минералогия»; чтение сказок П. П. Бажова «Каменный цветок», «Серебряное копытце»; Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами»; заучивание стихотворения Л. В. Логинова «Гора», рассматривание детской энциклопедии «Хочу все знать»; сбор коллекции камней.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Давайте мы поздороваемся со всем, что нас окружает.

Здравствуй небо, (руки вверх)

Здравствуй земля, (приседают)

Здравствуйте, мои друзья, (руки вперед)

1,2,3,4,5 (загибаем пальцы рук)

Вместе мы в кругу опять! (беремся за руки)

2. Создание проблемной ситуации. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня я шла в наш детский сад, и в почтовом ящике нашла письмо, но только от кого оно - не написано. На конверте есть загадка, давайте угадаем её, может, тогда узнаем, от кого оно?

Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой – одному не поднять,

В пыли на дороге ненужным лежать,

Кто нашу загадку сейчас отгадал,

Кто этот предмет по приметам узнал? (камень)

Воспитатель: Загадка про камень. Интересно, от кого же это письмо? Как вы думаете?

Дети: От гномов.

Воспитатель: Прочесть письмо?

Дети: Да.

Воспитатель достает письмо и читает: «Здравствуйте дорогие дети! За глубокими морями, за тёмными лесами стоит одинокая гора. В этой горе в бескрайних пещерах живем мы, гномы. День и ночь добываем разные камни. День и ночь стучат наши молотки. А царствует над нами злой жадный Горный король. Узнали мы, что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её. Чтобы избавиться от злых чар Горного короля мы должны узнать главную тайну камней : их особенности. Ведь у каждого камешка своя история, свои интересные свойства. Помогите нам. Гномы».

3. Проведение опытов-экспериментов.

Воспитатель: Ребята, поможем гномам? Тогда давайте поспешим в нашу исследовательскую лабораторию, где проведем опыты с камнями. И в этом нам помогут наши верные помощники. Назовите их.

Дети: Глаза, чтобы смотреть. Пальчики, чтобы трогать, щупать. Уши, чтобы слушать. Нос, чтобы нюхать.

Воспитатель: А рот, как нам будет помогать? (в рот ничего брать нельзя). Для работы в лаборатории необходимо знать некоторые правила поведения. Какие?

Дети: Вести себя тихо, ни кому не мешать, быть аккуратными и внимательными, ничего не брать в рот, не размахивать и не бросать камни.

Опыт 1. (Определение цвета и формы)

Воспитатель: Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотрите глазами все камни. Какого цвета у вас камни? Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни : серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д. А какой формы камни? Значит, какой можно сделать вывод?

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.

Опыт 2. (Определение размера)

Воспитатель: Рассмотрите камни, лежащие перед вами, и скажите все ли камни одинакового размера?

Дети: Нет.

Воспитатель: Найдите и покажите мне самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?

Вывод: камни бывают разных размеров.

Опыт 3. (Определение веса)

Воспитатель: Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, взвешивают. (Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень). Возьмите в правую руку самый тяжелый камень, а в левую руку самый легкий.

Вывод: камни по весу бывают разные : легкие, тяжелые.

Воспитатель: Ребята, а для следующего опыта нам понадобится много камней, давайте их соберем.

Физкультурная минутка.

По дорожке мы пошли, много камешков нашли.

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,

А под горку пошли - белых камешков нашли,

С собой все их принесли.

Опыт 4. Определение характера поверхности.

Воспитатель: Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.

Самомассаж: Каждый пальчик мы потрём, свои ручки разомнём.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая?

Дети делятся открытиями.

Воспитатель: Покажите самый гладкий камень и самый неровный, шершавый. Имеет ли камень запах?

Вывод: камни могут быть гладкими и шероховатыми, ничем не пахнут.

Опыт 5. (Определение твердости)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а меняет ли камень форму? Какими способами можно это доказать?

Дети: Сжать.

Воспитатель: Давайте проверим? Возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите обе ладошки. Что произошло с пластилином, он изменил свою форму? А камень? Почему?

Дети: Камень тверже пластилина.

Воспитатель: Как вы думаете, камень тверже дерева? Попробуйте поцарапать камни и кусочек дерева небольшим гвоздем. Где остался след?

Ответы детей.

Воспитатель: Так какой можно сделать вывод из этого опыты?

Вывод: камень твердый, прочный - он тверже дерева и пластилина.

Воспитатель: Как вы думаете, нужны ли камни человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Камни – очень важный материал в строительстве. Камни используют при строительстве домов, для создания садовых дорожек и площадок, мостов, дорог, набережных. Камни применяют при создании памятников архитектуры, из него делают статуэтки.

4. Итог.

Воспитатель: Вот мы и помогли, Гномам избавится от злых чар Горного короля, рассказав о свойствах камешек.

Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что больше всего вас удивило? А что вам особенно запомнилось? Что было трудным для вас? Ребята вы были очень внимательными и поэтому справились со всеми заданиями. Я хочу поблагодарить вас, вы сегодня молодцы! Спасибо вам! Похвалили себя, похлопали.

Сегодня мы с вами прикоснулись еще к одной из тайн природы – камням. И узнали о них много удивительного.

Гномы в память о нашей встрече передали вам эти камешки. Если они станут началом вашей коллекции, они будут очень рады, ведь коллекция - это не только красота, но и интерес, а значит и новые знания о природе.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Карточка-1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. СавенковаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова Цель: создание условий для развития познавательной активности детей с помощью экспериментирования. Задачи: 1. Познакомить детей с этапами.

Конспект занятия по познавательно-игровой деятельности «Архитектура нашего города» для детей старшего дошкольного возраста Конспект по познавательно – игровой деятельности Тема: «Архитектура нашего города»Группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет) Цель: формировать.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей младшего возраста «Опыты с мылом»Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей младшего возраста «Опыты с мылом» Задачи: - формировать познавательный интерес и познавательные действия ребёнка в различных видах деятельности через экспериментирование.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на год Сентябрь «Свойства воды» - познакомить детей со свойствами воды «Вкус воды» - выяснить имеет ли вкус вода «Запах воды» - выяснить имеет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Какими бывают камни»
Опубликовано: 23 марта 2024 в 16:26
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Какими бывают камни»» (включая файлы) размещена пользователем Артемьева Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД