Евгения Тетерина
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Бумага и её свойства»
Конспект познавательно-
исследовательской НОД
подготовительная к школе группа
Цель: Расширение, закрепление знаний и представлений о бумаге и её свойствах, умение определять их в ходе опытно-экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Бумага и её свойства“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
1. Систематизировать и пополнить знания, представления о свойствах бумаги, её видах, познакомить с некоторыми фактами из истории возникновения бумаги. Развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты.
2. Развивать связную речь, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли, используя развёрнутое речевое высказывание, умение отвечать на вопросы.
3. Активизировать в речи слова и выражения: бумага мнётся, рвётся, намокает, горит, её можно разрезать, на ней можно рисовать различными красками, карандашами, бумага бывает разных видов : альбомная, тетрадная, ксероксная-писчая бумага, переводная, крашеная, обёрточная, впитывающая, чертёжно-рисовальная, бумага для печати.
Коррекционно-развивающие:
4. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук, логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение внимательно слушать и дополнять своего товарища.
5. Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему, в частности, к предметам, сделанным из бумаги (тетради, книги, бережное отношение к природе. (вторичная переработка бумаги)
Материал:
бумага, картон, ножницы, сосуды с водой, полоски бумаги, камни, деревянные дощечки,проектор, компьютер.
Раздаточный материал:
Набор образцов бумаги (салфетки, туалетная бумага, книга, тетрадь, блокнот, газета, ксероксная бумага, коробка, картон, машинки игрушечные, деревянные кубики, карандаши простые, цветные, дощечки с выдавленным рисунком.
Методические приемы:
Игры, эксперименты, продуктивная деятельность детей, беседа-диалог, анализ, подведение итогов.
Планируемые результаты: знает и самостоятельно называет свойства бумаги, самостоятельно делает выводы по проведенным экспериментам.
Ход занятия:
Орг. Игра. «Ой, ребята та-ра-ра»
В-Ребята, сегодня у нас необычное занятие мы с вами будем исследователями.
В- А кто такие исследователи? (Это люди которые изучают какие-либо свойства предметов, явлений)
В-Посмотрите куда мы пришли? Это самая настоящая лаборатория. А что мы будем исследовать попробуйте догадаться сами, отгадав загадку. Слушайте внимательно.
В-Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает оригами.
Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА).
В- Правильно, это бумага.
В-Тема нашего занятия сегодня, бумага и её свойства.
В-Мы сегодня не только научимся исследовать свойства бумаги делая опыты с ней, но узнаем, какое огромное многообразие бумаги научились делать люди, и ещё узнаем, на чём писали в древности до изобретения бумаги.
В-Если вы будете внимательными, будете помогать друг другу, рассуждать, отвечать полными ответами, не будете перебивать друг друга, то мы сможем сделать очень много интересных опытов. Вы будете получать фишки за правильные ответы и будете сами себя оценивать. А в конце занятия подсчитаем фишки и узнаем кто лучший исследователь. Хочу ещё сказать я, могу добавить фишку за правильный, полный ответ, если вы сможете выручить товарища. Ну что, вы готовы? ( Д:Готовы)
1)В-А теперь подойдите к столу, посмотрите, что это? ( Д: Это коробка.) Что лежит в коробке, хотите узнать? Давайте посмотрим. ( Ответы детей: это камень, деревянные дощечки, глина и лист бумаги.) Что у них может быть общего подумайте? ( Д: На этих предметах писали люди до изобретения бумаги.)
В-Правильно это всё люди использовали в качестве бумаги, на всех этих предметах писали. Я хочу вас пригласить на маленькую экскурсию в прошлое. Проходите, садитесь. (Дети садятся перед экраном. Слайды презентации).
В-На чём писали древние люди, кто может сказать? (В древние времена люди писали на камнях, стенах пещер, на глиняных дощечках, восковых дощечках на пергаменте, на бересте)
- Да, ребята, вы внимательно слушали, молодцы. Древние народы до изобретения бумаги писали на камнях на глиняных дощечках (клинопись) на восковых дощечках, на папирусе (растение, которое разрезали на куски, высушивали, склеивали, на пергаменте (кожа животных, в Древней Руси писали на бересте. -Я предлагаю вам убедится, как писали на дощечках, покрытых воском в далёкие времена, когда не было бумаги. Посмотрите, вот дощечки попробуйте написать что-нибудь на них. Раньше писали деревянными палочками «писало», а мы будем писать стеками. (Дети пишут своё имя). Как вы думаете удобно писать на таких дощечках?
( Д:Да, можно использовать дощечку много раз, и в тоже время не удобно, нельзя сохранить написанное.) Бумага намного удобнее.
В-В наше время бумагу делают на бумажных фабриках, целлюлозно-бумажных комбинатах из разных пород древесины.
В-Где изобрели бумагу? (Бумагу изобрели в древнем Китае)
В-Производство бумаги интересный процесс, мы в дальнейшем ещё будем об этом говорить. А где можно об этом узнать? (Можно прочитать в энциклопедии, можно узнать в библиотеке, посмотреть в интернете)
В- А у нас в группе есть что-нибудь из бумаги? ( дети называют: салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки тетради и т. д.)
2) Практическая часть.
В-Сейчас мы переходим к самому интересному, исследованию свойств бумаги Готовы? Тогда приступим.
В- Подойдите к своим местам. На доске картинки на которых показаны свойства бумаги. Картинки мы будем открывать
по мере того, как будем исследовать эти свойства.
В- Перед вами бумага, которая называется писчей Почему, как вы думаете? (На этой бумаге можно писать, делать ксероксные копии, аппликации из цветной ксероксной бумаги, оригами.)
Возьмите пожалуйста в руки бумагу, любой из образцов. Потрогайте ее. Скажите одинаковая бумага по толщине? ( Д: Бумага разная по толщине тонкая и немного толще.
В- Скомкайте бумагу, превратите ее в «шарик». Получается у вас смять бумагу? Ответы детей.
А теперь разверните ее и распрямите бумагу, чтобы она стала как прежде. Получается?
В- Правильно, одно из свойств бумаги она мнется.
В- Какой ты можешь сделать вывод? Р-ок: Бумагу можно смять, свернуть, но невозможно вернуть ей прежний вид. Открой Руслан картинку. Правильно. Это одно из свойств бумаги. (1-е свойство)
В-Когда вы мяли бумагу и расправляли ее, что-нибудь слышали? (Звук.) Какой? ( Д: бумага издаёт звук-шелестит, шуршит.)
В- Какой можно сделать вывод? ( Д: бумага издает звук, шуршит, шелестит(2-е св-во) Откройте картинку (тот кто ответил открывает картинку и берёт фишку)А нужно ли мять бумагу просто так? (ответы детей) Исходя из ваших слов, какой ещё можно сделать вывод- не стоит мять бумагу, чтобы она нам долго служила, нужно ее беречь так как тетради альбомы нам нужны для работы в них.
В- Теперь мы с вами возьмем лист бумаги и растянем его в разные стороны. Что случилось? ( Д: лист порвался. Вывод: значит бумага имеет свойство рваться Где мы использовали это свойство). Открывает картинку берёт фишку. (3-е свойство)
3)В- Я предлагаю вам поиграть в игру.
Дидактическая игра «Бывает – не бывает»
- Я бросаю мяч, а тот, кто его поймает говорит, изготавливают ли этот предмет из бумаги или нет.
Книга, стул, полотенце, пальто, обувь, газета, тетрадь, альбом, салфетка, деньги. ( Д: Книгу делают из бумаги. Пальто из бумаги не делают, это одежда и т. д.)
4) 2-я практическая часть. Подходят к другому столу.
В- Теперь мы с вами выясним, как пишущие инструменты взаимодействуют с бумагой. Давайте попробуем провести обратным концом кисточки по листу бумаги, вот так (показ действий) сделайте так-же. Теперь заштрихуем этот участок цветным карандашом (показать как, попробуйте сами заштриховать. Что получилось? Ответы детей: остается след. Теперь давайте проведем мягким концом кисти по листу бумаги, затем так же заштрихуем карандашом этот участок (дети выполняют). Что получается? Остаются ли белые участки? Теперь проведем опыт со специальными дощечками с выпуклым рисунком: подкладываем дощечку под бумагу, заштриховываем ее. (Детям дают я разного размера дощечки чтобы все справились. Никита, а тебе дам монетку для штриховки) Проверьте друг у друга что получилось? Какой можно сделать вывод? Ответы детей. Бумага имеет свойство вдавливаться, (продавливаться) Где мы с вами использовали это свойство? (ответы детей)
Оцените себя, как вы справились с заданием кто справился на отлично, ровно заштриховал без пробелов закрасьте в уголке кружок красным цветом, кто считает, что справился с ошибкой не все закрасил ровно, есть пробелы, не закрашенные места, то закрасьте кружок синим. Почему Никита ты поставил себе красный (синий) кружок?
4-е свойство. На бумаге остаётся след от краски, карандашей. Бумага имеет свойство продавливаться. (открываем изображение) (Реб-ок берёт фишку)
В- А следующую картинку я открою сразу. 5-е свойство. Назовите это свойство. Бумагу можно разрезать ножницами. Где мы используем это свойство и для чего это нужно? Возьмите ножницы и отрежьте полоску бумаги (Это свойство бумаги мы используем, чтобы получить ровный край при вырезании аппликаций)
5)А сейчас мы отдохнём поиграем в игру «Кораблик» Вы пускали кораблики по воде, по ручейкам плавать? А сейчас мы поиграем в такую игру представьте, что вы капитаны своих кораблей пока. что из бумаги и пустили его в плавание.
Матросская шапка, верёвка в руке
Тяну я кораблик по быстрой реке
И скачут лягушки за мной по пятам
И просят меня:- «Прокати капитан»
Восп. : Для изучения следующего свойства бумаги нам понадобится вот это. Что это? (Это вода) будьте внимательны, не намочитесь и не пролейте воду на своего соседа. Возьмите ту полоску что вы отрезали и опустите ее в блюдце с водой. Что происходит с бумагой? Ответы детей: она намокает. Значит бумага имеет свойство намокать от воды. (приносит два кораблика) А какой кораблик дольше будет плавать, как вы думаете? (мнения детей) А сейчас мы проверим вашу гипотезу. У исследователей так называется предположение. Подойдите ближе понаблюдаем. (Кораблик из мягкой, тонкой бумаги намокает моментально, а кораблик из плотной бумаги ещё плавает. Ваше предположение оказалось правильным. Назовите свойство бумаги.
6-е свойство. Бумага может намокать. (Открываем карточку)
7-е свойство. И ещё одно свойство бумаги я хочу вам показать (показ слайда горящая бумага) Какое это свойство? (бумага горит, толстый картон или тонкая газетная, папиросная бумага-горит). Но именно потому, что бумага очень легко горит никогда не пробуйте это делать сами.
-А теперь, юные ученые, я предлагаю вам испытать бумагу, на прочность.
В- попробуем теперь из листа бумаги сделать бумажный стаканчик. (Показ действий). Пометим в него немного семян). Можно ли бумажный стаканчик использовать как емкость для чего-нибудь? Что произойдет?
В- А может ли бумага служить мостом? Ответы детей. А давайте проверим, мы же ученые, а ученые прежде чем ответить на вопрос, всегда проводят эксперимент. Положим лист бумаги на брусочки, вот таким образом (показать). Теперь сверху, на лист бумаги кладем груз. Что произошло? Ответы детей: лист прогнулся. А теперь согнем этот лист гармошкой, плотно. И проверим еще раз. Выдержит ли мост такой груз? Что то изменилось? Ответы детей: лист не прогибается.
В- ребята вот мы и испытали бумагу на прочность. Что мы выяснили? Бумага, сложенная в несколько слоев становится много прочней. А если мы положим толстый картон, то предположите, что произойдёт? (ответы детей этот груз картон выдержит.) Это свойство используют, создавая упаковочный картон, коробки для различной продукции, (В коробки упаковывают продукты, одежду, инструменты, орг. технику и многое, многое другое. Вывод бумага сложенная во много слоёв становится много прочней.
8-е свойство. Как вы думаете, все свойства бумаги мы изучили? (Ответы детей) Правильно другие свойства бумаги, разного назначения, мы рассмотрим в другой раз.
В-Посмотрите какая бывает бумага (Показ слайдов. Показ образцов) Бумага бывает крашеная, переводная, впитывающая, чертёжно-рисовальная, газетно- журнальная, для печати, оберточная.
Скажите можно сберечь леса, если бумагу использовать повторно (старые газеты, журналы, ненужные книги идут на целюлозно- бумажные комбинаты во вторичную переработку-это так называемая макулатура из неё делают на бумажных заводах новую бумагу, разного назначения.)
Вывод: бумага мнется, издает звук, рвется, мокнет в воде, бумага бывает разная по плотности (гладкая и шершавая, толстая и тонкая, по виду (газетная, альбомная, цветная, если сложить в несколько слоев- становится прочней. Её можно и нужно использовать много раз, для сохранения наших лесов.
Вам понравилось на занятии? А что понравилось больше всего? Что нового узнали?
В- Кто же лучший исследователь? Считайте фишки. (Подсчёт фишек. Бонус за правильный ответ.) Поощрение.