Алла Гурина
Конспект познавательно-игрового занятия в старшей группе на тему «Путешествие по Москве»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-игрового занятия в старшей группе на тему «Путешествие по Москве» (2015)
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка»
Цель: Знакомство детей с Москвой
Задачи:
Образовательные:
• Знакомить детей с тем, как и кто основал Москву, как были устроены дома, какую одежду носили, с укладом жизни и почему это изменилось. Учить сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени.
Публикация «Конспект познавательно-игрового занятия в старшей группе на тему „Путешествие по Москве“» размещена в разделах
• Познакомить детей с театрами Москвы (Большой театр, детский театр имени Образцова, с цирком, зоопарком, Красной площадью.
• Учить эмоционально и выразительно передавать содержание небольших прозаических текстов, участвовать в драматизации литературных произведений.
• Поддерживать интерес к рассказыванию по картинам, иллюстрациям. Учить составлять описательные рассказы.
• Повторить с детьми виды транспорта, названия цирковых профессий.
Развивающие:
• Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к истории родного города.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей чувство любви и уважения к своей Родине, развивать осознание детьми принадлежности к своему народу.
• Воспитывать интерес к посещению музеев, театров, выставок, культурно -исторических мест.
Словарная работа: машина времени, прошлое, фасад, циферблат, балаган, Большой театр, колонны, колесница, опера, балет, транспорт, Красная площадь, Кремль, достопримечательности.
Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, музыкального сопровождения, ИКТ, ТСО, сюрпризный момент, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, анализ, подведение итогов.
Материалы и оборудование:
Машина времени (высокая ширма, украшенная звездами, магическими знаками).
Кукольный театр «Заюшкина избушка» (лиса, заяц, петух, избушка)
Для презентации: экран, ноутбук, проектор, изображения (картины А. М. Васнецова «Основание Москвы», «Московский Кремль при Иване Калите»; театр кукол им. С. В. Образцова; Большой театр; Московский зоопарк, цирк; Красная площадь).
Музыкальный центр, фонограмма музыки Сент-Санта «Петух и куры».
Предварительная работа:
Рассматривание картин, иллюстраций о Москве, чтение книг о прошлом и настоящем города Москвы, разучивание стихотворений о Москве, игр «Ручеек», «Мы идем по зоопарку»
Ход
Воспитатель: Ребята, я вам хочу предложить путешествие в главный город России, в столицу нашей Родины – город Москву. Хотите узнать, как выглядела Москва много-много лет назад? Тогда занимайте места в машине времени (дети садятся в «машину времени»). Все приготовились? ПУСК! (звучит музыка). Мы мчимся с вами через дни и недели, месяцы и годы, столетия и века, назад в прошлое! Машина остановилась! (музыка прекращает звучать).
Посмотрите, как здесь все необычно! Давайте с вами посидим на этой чудесной полянке и поговорим о старой Москве (дети садятся в круг).
Давным-давно Москвы не было, а были… Как вы думаете что? (леса).
Леса какие? (густые, бескрайние, высокие, непроходимые)
Через леса протекали реки большие и (маленькие, узкие и (широкие, мелкие и (глубокие). А как вы думаете, что было дальше?
Дети: На берегу самой большой реки поселились люди. Реку, у которой они стали жить, назвали Москвой. На их языке это означало «слякотная», «промозглая». И начали люди строить маленькие деревянные домишки.
Воспитатель: Как-то раз, из далекого города, на могучем коне прискакал русский князь Юрий, по прозвищу Долгорукий. Долго стоял он, внимательно всматриваясь туда, где маленькие деревянные домишки перемешались с высокими стройными соснами. Полюбились князю и зеленый холм, и сосновый бор на нем, и быстрые реки под ним. И решил тогда князь, быть на этом месте городу и называться ему Москвой. Так кто же основал Москву? (ответы детей). Давайте вспомним стихи вашей любимой поэтессы А. Барто (дети вместе с воспитателем читают стихи)
Деревья в три обхвата,
Дремучие леса.
Среди лесов когда-то
Город поднялся.
Воспитатель: Город было необходимо защищать. От кого? (диких зверей, врагов).
А как вы думаете, как можно было защитить город?
Дети: Огородить стенами и крепкими воротами, а вдоль стен вырыть глубокий ров.
Воспитатель: Взялись москвичи за дело, потрудились на славу и построили деревянную крепость из сосны. Эта крепость и стала называться первым московским Кремлем.
Дети рассматривают картины А. М. Васнецова «Основание Москвы», «Московский Кремль при Иване Калите».
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с вами старинную русскую игру «Ручеек» и поиграем в нее.
Как из-под горы
Все бегут ручьи.
Ручьи, вы куда?
Закрывайте ворота!
Под музыку появляется Любавушка (взрослый).
Любавушка: Поклон вам, красны девицы и добры молодцы. Вижу, не здешние вы и одеты не по-русски, не по-нашему. Аль со злом на Москву пожаловали?
Дети: С добром! Мы тоже москвичи, но только из 21 века! Мы хотели на старую Москву посмотреть! А как вас зовут?
Любавушка: А звать-величать меня Любавушка. А как вы к нам попали?
Дети: На машине времени.
Любавушка: Вот так диво дивное, чудо чудное! Как бы и мне хотелось, чтобы вы мне свою Москву показали и о ней рассказали!
Дети: А поехали с нами, Любавушка!
Дети садятся в машину времени и отправляются в настоящее (свое) время, выходят из машины. Любавушка восхищается Москвой.
Любавушка: Ребята, а что у вас народ говорит о Москве?
Дети: Москва – всем городам мать.
Кто в Москве не бывал – красоты не видал.
Дорога матушка Москва: за золото не купишь, силой не возьмешь.
Говорят в Москве, а слышно по всей стране.
Москва не город, а целый мир.
Москва не сразу строилась.
Москва слезам не верит.
Москва – сердце России.
Любавушка: А в моем времени столицу «стольным городом» называли.
Ребята, показывайте мне свою Москву, да рассказывайте.
На экране появляется изображение часов на фасаде кукольного театра имени С. В. Образцова
Дети: В Москве много детских театров, Любавушка. Самый любимый театр детей – кукольный театр имени С. В. Образцова. На фасаде театра – часы. Золоченый циферблат со стрелками окружают двенадцать домиков с дверцами, сверху - большой петух. Каждый час бьют часы и петух кукарекает. Ровно в полдень открываются окошечки и появляются кукольные звери, играющие на музыкальных инструментах и танцующие под музыку «Во саду ли в огороде».
Любавушка: А на каких инструментах играют там звери?
Дети: Мишка на тарелках, заяц на барабане, коза на гармошке, поросенок на балалайке. В театре действует музей кукол.
Любавушка: Ребята, а вы можете с этими куклами поиграть и представление показать?
Дети показывают кукольное представление: отрывок из русской народной сказки «Заюшкина избушка» (заключительный эпизод, когда появляется петух).
Любавушка: А у нас, артистов, которые на ярмарках народ веселят да потешают и представления с куклами показывают, балаганщиками называют.
Что же у вас еще интересного в Москве есть?
На экране появляется изображение Большого театра.
Дети: Есть театры для детей, а есть и для взрослых. Их посещают наша мамы и папы, бабушки и дедушки. Самый известный в мире театр – Большой. Это красивое белое здание, с высокими колоннами. Наверху здания человек в колеснице управляет четверкой лошадей. Большой театр – это театр оперы и балета. Там можно послушать музыку симфонического оркестра.
Дети слушают музыку Сент-Санта «Петух и куры».
Любавушка: Кто такую чудесную музыку написал? Как она называется? Какая она по характеру? Что за инструменты ее играют? (скрипки). А в мое время только скоморохи на народных инструментах играли: дудочках, балалайках да гармошках.
Ребята, а что-то я у вас никаких зверей не вижу?
На экране появляется изображение Московского зоопарка.
Дети: А у нас животных можно увидеть в зоопарке. Зоопарк – это целый город со своими улицами и домами. В зоопарке изучают поведение животных, их болезни, учатся их лечить, заботятся о них.
Воспитатель: Давайте покажем Любавушке зоопарк и расскажем о нем.
Физкультминутка «В зоопарке»
Мы идем по зоопарку,
Держим за руки ребят.
Видим мы из-за вольера,
Звери нам в глаза глядят.
Бурый мишка, косолапый
Он вразвалочку идет.
Через клетку тянет лапу,
Словно в гости нас зовет.
За вольером зверь огромный:
Уши как два лопуха,
Длинный хобот, хвост короткий.
Все мы смотрим на слона.
Это что за человечки?
За решеткой шум и гам!
Обезьяны из-за клетки
Строят рожицы всем нам.
На земле мы видим домик.
Кто же в домике живет?
Черепаха вдоль вольера
Очень медленно ползет.
Любавушка: Понравился мне ваш зоопарк. А вот отгадайте, что за звери в наших лесах живут?
Дети: Медведи, волки, зайцы, рыси, кабаны, лоси и т. д.
Любавушка: Рассказывайте, ребята, мне еще о своей Москве!
Дети: Москва – город огромный, большой. Чтобы добраться из одного конца Москвы в другой, мы пользуемся транспортом.
Любавушка: Какое слово необычное «транспорт». А расскажите, какой он у вас?
Дети: Наземный, подземный, воздушный, речной.
Любавушка: Назовите мне его.
Дети: Электричка, метро, самолет, автобус, машина, троллейбус, трамвай, катер, вертолет, такси, пароход и т. д.
Любавушка: А вот у нас, ребята, никакого транспорта нет. Летом мы ездим на телегах, а зимой на санях.
Ой, ребята, что-то я дом свой вспомнила и загрустила.
На экране появляется изображение цирка.
Дети: Не грустите, Любавушка, мы вам сейчас такое место покажем: цирк называется! У нас в Москве есть два цирка – старый и новый. И выступают в них цирковые артисты: жонглеры, акробаты, фокусники, воздушные гимнасты, эквилибристы, дрессировщики и веселые клоуны!
Музыкальная физкультминутка «Веселые клоуны».
Любавушка: Спасибо, ребятушки, повеселили меня. А у нас тоже есть такие артисты – называют их бродячими артистами. Они у нас и певцы, и танцоры, и музыканты, и акробаты. А с собой они водят ученых медведей. Музыканты ему играют на дудочке и поют: «Ну-ка, Миша, попляши, у тебя ножки хороши!»
Что еще вы можете показать в своей Москве?
На экране появляется изображение Красной площади.
Дети: Возле Кремля находится главная площадь нашей страны – Красная площадь – самая древняя, красивая и большая, самая важная в жизни Москвы. На этой площади устраивают парады.
Любавушка: Понравилась мне, ребята, площадь Красная. Любо, дорого мне на нее смотреть. Да и Москве тоже понравилась.
Дети подходят к Любавушке.
Дети: Хороша наша Москва белокаменная:
Улицы широкие, площади большие.
Любавушка: А у нас реки быстрые,
Озера глубокие.
Дети: Много машин да автобусов
На наших улицах.
Любавушка: А у нас по речке
Уточки плавают.
Дети: Дома-то у нас большие
До небес!
Любавушка: А у нас дремучий лес!
Дети: Здесь бульвары и сады красивые!
Любавушка: А у нас луга и нивы
Необозримые!
Хорошо у вас, но дома-то лучше. Я уже соскучилась, домой хочу. Низкий вам поклон, до свидания!
Любавушка садиться в машину времени и уходит.
Итог
Воспитатель: Что нового, необычного вы узнали, путешествуя по Москве?
Какие моменты были наиболее интересны, чем-то запомнились?
Какие достопримечательности есть в Москве?