Оксана Василенко
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей ТНР по лексической теме «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Расширять и систематизировать представления детей о транспорте, его видах (пассажирский, грузовой, специальный, наземный, воздушный, водный). Расширение и активация словаря по теме «Транспорт» (автобус, самолет, вертолет, трамвай, троллейбус, автомобиль, лодка, корабль, катер, электровоз, грузовик, гараж, велосипед, самокат, кожаное, резиновые, ехать, плыть, летать, сигналить, останавливаться, стоять, чинить, ломаться, отчаливать). Учить образовывать приставочные глаголы, относительные прилагательные, составлять предложения. Совершенствовать грамматический строй речи. Совершенствование фонематическое восприятие.
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей ТНР по лексической теме „Транспорт“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Коррекционно-развивающие задачи:
• Развитие зрительного внимания, конструктивного праксиса, общей, пальчиковой, артикуляционной моторики, координации речи с движением, мышления, памяти.
Воспитательные задачи:
• Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности.
Оборудование и материалы: Вертикальные картинки с изображением земли, неба и моря, магниты с изображением транспорта, магнитная доска, Картина «Мой город», счетные палочки, рули по количеству детей
Ход занятия : 1. Организационный момент. Организация детей, настрой на занятие.
Логопед приветствует детей и читает детям стихотворение:
Ты скажи-ка, умница,
Что же это? — Улица!
Интересная картина:
Вот автобус, вот машина,
Едет самосвал большой,
Вот идет трамвай с дугой,
В небе самолёт летит,
Рядом вертолёт гудит,
По реке плывет «ракета».
Это транспорт, транспорт это!
Логопед : ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о транспорте. Есть транспорт, который перевозит людей, т. е. пассажиров. Он называется пассажирский транспорт.
Давайте назовем его. Это автобус, поезд, троллейбус, трамвай.
А есть транспорт, который перевозит разные грузы. Он называется грузовой. Это грузовик, самосвал, молоковоз, цементовоз.
А есть транспорт специальный. Он приходит людям на помощь в специальных случаях. Это скорая помощь, пожарная машина, полицейская машина.
2. Любой транспорт передвигается по земле, по воздуху или по воде. Сейчас мы поиграем в игру «Виды транспорта». Логопед вешает на магнитную доску три вертикальные картинки с изображением неба, дороги и моря и предлагает детям выбрать из контейнера магнитик с изображением транспорта. Дети по очереди подходят к магнитной доске и помещают транспорт в зависимости от его вида, составляют предложения. Дети: У меня на картинке самолет. Самолет летает в небе. Это воздушный транспорт и т. д.
3. Упражнение «Исправь ошибку». Развивать зрительное внимание, мышление, активизировать речь. Логопед просит ребят посмотреть на картинку с изображением города, где магнитами неправильно расставлен транспорт (в небе кораблик, на железной дороге самолет, автомобиль едет по морю, поезд на дороге т. д. Л: Ребята, посмотрите, пожалуйста на картинку, правильно ли я расставила транспорт? Дети по очереди подходят к магнитной доске, перевешивают транспорт, составляя предложение: Корабль ходит по воде. Это водный транспорт и т. д.
4. Игра «Транспорт». Развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением.
Раз, два, три, четыре, пять, будем транспорт называть (дети шагают на месте)
По земле пассажиров возят (хлопают в ладоши)
Машина, автобус и поезд (вращают перед собой воображаемый руль)
Самолет идет на взлет (поднимают руки в стороны и покачивают ими, как самолет крыльями)
Корабль по морю плывет (соединяют ладоши, изображая нос корабля, при этом слегка покачивают руками, как будто корабль плывет по волнам)
5. Артикуляционная гимнастика «Транспорт». Логопед предлагает детям сделать упражнения: Для губ: «Гараж открывается» (широко открывать и закрывать рот) 5 раз. «Нальем бензин из шланга» (вытягиваем губы трубочкой) 5 раз.
Для языка: «Широкая дорога» (широкий и расслабленный язычок кладем на нижнюю губу и удерживаем на счет до 5)
«Дворники» (по аналогии с упражнением «Часики», «Красим машину», упражнение «Заведем мотор» (рот открыт, язычок поднят вверх и с силой ударять кончиком языка по альвеолам со звуком Дын-Дын-Дын…сначала медленно, потом быстрее) 4-5 раз.
6. Работа над ритмом и интонацией. Пение песенки Железновой «Едет, едет паровоз».
7. Игра «Ехали-ехали». Учить образовывать приставочные глаголы от глагола ехать. Логопед раздает детям игрушечные рули, просит детей повторять за ней движения и дальше продолжить предложения:
Ехали мы, ехали, до горки … (доехали,
Въехали …, (съехали) и дальше … (поехали).
Ехали мы, ехали, до ямы …. (доехали,
Яму … (объехали) и дальше … (поехали).
Ехали мы, ехали, до речки … (доехали,
Мост … (переехали) и дальше … (поехали).
Ехали, мы ехали, до дома … (доехали,
Во двор … (заехали, вот и … (приехали).
8. Упражнение «Что из чего? Формировать навык образования относительных прилагательных. Логопед предлагает детям рассмотреть машину и назвать что из чего сделано:
Машина из металла-металлическая машина
Колеса из резины-резиновые колеса
Кресло из кожи- кожаное кресло
Фары из стекла-стеклянные фары.
9. Упражнение «Назови первый и последний звук» (в словах Лодка, Машина, Автобус, Самолет). Совершенствовать фонематическое восприятие. Формировать умение определять первый и последний звук в слове.
10. Упражнение на развитие мелкой моторики, зрительного внимания и конструктивного праксиса «Выложи грузовик из счетных палочек» (по образцу).
11. Подведение итогов занятия. Оценка логопедом деятельности детей. Опрос детей, что делали на занятии. Развитие долговременной памяти.