Ольга Лапина
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах со стечением согласных, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
- закрепить правильное произношение звука [ш] в слогах со стечением согласных, словах, фразовой речи.
Коррекционно-развивающая:
- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, фонематическое восприятие, внимание, мелкую моторику и тактильные ощущения.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать умение слушать инструкцию логопеда и действовать в соответствии с ней.
Оборудование: игрушка «змея», полоски из красной салфетки, поле с квадратами, набор синих и золотистых квадратов, картинки с изображением змеи и губ, предметные картинки.
Ход занятия
1. Вводная часть
Мы пришли сюда учиться, Слушаем внимательно,
Не лениться, а трудиться. Работаем старательно!
Ребята, к нам кто-то торопится в гости. Послушайте, что я знаю про нашу гостью:
Она шипит, шипит, шипит,
Полгода учит алфавит,
Устала бедная уже,
А знает только букву ШШШ.
Кто это? Правильно. В гости к нам приползла змея Даша.
2. Совершенствование навыка целенаправленного длительного выдоха через рот.
Змея шипит: «ШШШШШ». У вас на столах лежат красные полоски, они похожи на змеиные языки. Возьмите их в руки, поднесите ко рту и произнесите звук Ш долго и плавно. Язык змеи будет чуть-чуть шевелиться. А теперь произнесем звук [Ш] с силой. Посмотрите, как изменилось движение полосок. Сейчас произнесем звук Ш отрывисто много раз.
3. Артикуляционная гимнастика.
Научим змею Дашу выполнять упражнения для языка? Конечно!
Детям раздаются картинки с артикуляционными упражнениями. Каждый ребенок выходит и показывает свое упражнение, остальные дети повторяют. Упражнения: «Улыбочка», «Трубочка», «Заборчик», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Чашечка», «Бублик».
Молодцы, ребята. Даша шипит, благодарит вас: «ШШШ».
4. Характеристика звука [Ш].
Как вы думаете, ребята, звук [Ш] встречает преграду на своем пути? Да, язык поднимается наверх, боковые края языка прижимаются к коренным зубам, губы вытягиваем вперед. Если звук встречает преграду, значит он какой? Правильно, согласный. Звук [Ш] всегда твердый. И обозначаем мы этот звук каким цветом? Правильно, синим цветом.
5. Развитие фонематического слуха:
Сейчас я буду произносить слоги, а вы, если услышите слог со звуком [Ш], кладете на поле синий квадрат. Если нет звука [Ш], то кладете золотистый квадрат. Двигаемся слева направо. Начинаем с верхней строки.
ША МА ШО ТО АШ
ШПА СПА ПШО СКУ ИШТ
ЫШМА ОШ ОКШО УШУ АЛША
Посмотрите, что получилось. Получилась буква, которой мы обозначаем звук [Ш].
6. Автоматизация звука [Ш] в слогах.
Сейчас повторяем за мной слоги (с опорой на картинки. Картинка поделена на две части. С одной части нарисованы губы-буква м, змея-буква ш, с другой змея-ш, губы-м.):
ОШМО-ОМШО
УШМУ-УМШУ
ИШМЫ-ИМШИ
ИШМЫ-ИМШИ
7. Физминутка:
Я иду, и ты идешь. Имитируем действия
Я пою, и ты поешь.
Я несу, и ты несешь.
Я плыву, и ты плывешь.
Я бегу, и ты бежишь.
Я лечу, и ты летишь.
Мы идем, и мы поем. Очень дружно мы живем. Хлопаем в ладоши
8. Автоматизация звука [Ш] в словах.
Ребята, в шкатулке спрятаны картинки. Среди них нужно отыскать картинки со словами, в которых есть звук [Ш] (башня, Ванюша, бабушка, кукушка, вишня, кошка, башмак, штанга, шляпа, школа, Катюша, Паша). У каждого ребенка по две картинки.
9. Дидактическая игра «У Маши в шкатулке». Ваша задача, в квадратик на шкатулке положить картинку и произнести полным предложением- «У Маши в шкатулке…мишка, матрешка, шапка, кошка, шишка и т. д.
10. Автоматизация звука [Ш] в предложениях. Составление предложений с предлогом «К».
Используя схемы предлогов и картинки, составляем предложения:
Катюша подошла к башне. Ванюша подбежал к школе. Паша подошел к штанге. Кошка подкралась к башмаку. Кукушка подлетела к вишне. Бабушка подошла к шляпе.
3. Итог занятия.
- Потрудились мы сегодня хорошо. Выполнили все задания. Многому научили змею Дашу. Какой звук сопровождал нас сегодня во всех заданиях? Что вам больше всего понравилось на занятии? Какое задание было самым трудным? Большое вам спасибо!