Марина Цепцура
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР в старшей группе на тему «Ориентация в пространстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР в старшей группе на тему : «Ориентация в пространстве».
Цель: Формирование у ребенка пространственных представлений
Задачи:
1) Коррекционно-образовательные:
- учить ориентироваться на собственном теле;
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР в старшей группе на тему „Ориентация в пространстве“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- активизировать словарь детей (голова, шея, подбородок, руки, плечи, ступни, ноги, туловище, «справа», «слева», «над», «под», «между»);
- развивать связную речь учащихся.
2) Коррекционно-развивающие:
- развивать представления о собственном теле;
- развивать операции мышления (анализ, синтез);
- развивать внимание (концентрацию, переключаемость);
- развивать зрительное, слуховое восприятие.
3) Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать педагога, прилежание и усидчивость.
Оборудование: лист оценки, браслет-метка, модель строения тела человека, листы с заданиями для закрепления темы, несколько пар варежек, перчаток, сапожек, туфелек и т. п.
Ход деятельности
1. Организационный момент.
Сядем рядышком по кругу,
Скажем, здравствуйте друг другу!
Нам здороваться не лень!
Всем привет и добрый день!
Если каждый улыбнется, то занятие начнется!
Доброе утро, солнце!
Доброе утро, птицы!
Доброе утро, улыбчивым лицам!
2. Актуализация знаний.
- Сначала прослушай стихотворение и попробуйте догадаться, чему сегодня мы будем учиться на занятии.
У меня есть две руки-правая, и левая!
Они в ладоши могут бить- и правая, и левая!
Они мне могут нос зажать-и правая, и левая!
Увидев маму, помахать- и правая, и левая!
Воздушный поцелуй послать- и правая, и левая!
И могут так меня обнять-и правая, и левая!
- Вы догадались чем мы будем заниматься?
- А зачем это каждому человеку нужно? (Чтобы было легко ориентироваться на улице, в тетради, в учебнике, надевать коньки и другую обувь и т. д.)
3. Основная часть. Выполнение упражнений.
Ребята, давайте наденем на правую руку браслет-метку, таким образом, нам будет легче определять правую и левую руку.
Теперь мы знаем, что «справа»— это «там, где браслет-метка».
Расположение частей тела.
Цель: фиксация внимания детей на собственном лице, называние основных его частей.
Работа возможна перед зеркалом или с куклой.
-Ребята. давайте подойдем к зеркалу и посмотрим на свое отражение и назовем все части лица, которые вы знаете.
-А теперь давайте сядем за столы и нарисуем голову человека и назовем ее основные части (волосы, лоб, брови, ресницы, глаза, уши, нос, щеки, рот, подбородок).
-Молодцы! (Оценивание.)
-А теперь, давайте встанем на ковер и выполним следующее упражнение
Ходьба и прыжки:
-Давайте прыгнем с поворотом на 90 и 180° в обе стороны;
-А теперь, через гимнастическую палку (вправо-влево, вперед-назад, лежащую на полу стоя к нему лицом, боком, спиной;
-Теперь давайте прыгнем с поворотом на 180° на двух ногах через гимнастическую палку:
с продвижением на разные расстояния от какого-то ориентира, линии; с продвижением вперед, но с промежуточным движением (один прыжок вперед — через линию, другой — параллельно линии и т. д.).
-Здорово! (Оценивание.)
Упражнение «Выше — ниже».
-Ребята, давайте снова подойдем к зеркалу и расскажем о расположении
отдельных частей тела по отношению друг к другу с точки зрения вертикальной оси. Найдем, покажем и назовем то, что «выше всего» (голова, макушка); что «ниже всего» (ноги, стопы);«выше, чем.»;«ниже, чем.».
-А теперь, каждый из вас по очереди повторит все это без зеркала и с закрытыми глазами.
Аналогично отрабатывается взаимное расположение отдельных частей лица (лоб, глаза, нос, уши, рот, щеки) и других частей тела (рук — плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы; собственно тела — шея, плечи, грудь, спина, живот; ног — бедро, колено, голень, стопа) относительно друг друга.
Игра «Найди пару» Цель: развивать умение различения правой и левой сторон тела. Оборудование: несколько пар варежек, перчаток, сапожек, туфелек и т. п.
Ход игры: детям предлагается найти пары предметов для правой и левой рук (ног).
-Ребята пойдемте на ковер и подвигаемся!
Физминутка.
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой, (топнуть правой ногой)
Топай левою ногой, (топнуть левой ногой)
Снова-правою ногой, (топнуть правой ногой)
Снова-левою ногой, (топнуть левой ногой)
После-правою ногой, (топнуть правой ногой)
После-левою ногой, (топнуть левой ногой)
Вот тогда придешь домой!
Молодцы! (Оценивание.)
-Ребята, давайте подойдем к зеркалу и выполним артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Забор».
Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.
Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться, показать верхние
и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.
Упражнение «Окно».
Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.
Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.
Упражнение «Мост».
Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.
Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.
Упражнение «Парус».
Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л].
Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним
резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким, определялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5. Язык поднят кверху.
Упражнение «Цокает лошадка».
Цель: выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для звука [р].
Методические рекомендации: из положения «Парус» при широко открытом рте цокать языком. Челюсть неподвижна. (Удерживается рукой. Выполнить 5-6 раз.)
Язык за верхними зубами. Рука держит подбородок, чтобы он не двигался во время щелканья.
Упражнение «Молоток».
Цель: подготовка артикуляции для звука [р] и вибрации кончика языка.
Методические рекомендации: из положения «Парус» стучать языком и произносить звук [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта. Примечание: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т]. Следить, чтобы не было назального оттенка, не напрягался голос и не поднималась нижняя челюсть. Постучать со звуком [д, т] 5—6 раз.
Кончик языка стучит вверху по альвеолам со звуком [д] или [т].
-Какие вы молодцы, так здорово поиграли с нашими губками, щечками и язычком!
-А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Вверху-внизу».
Игра «Вверху-внизу» Цель: развивать умение различать направление “выше” и “ниже” относительно собственного тела
Ход игры.
-Ребята, я сейчас буду называть разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. А вы будете при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.
-А теперь, посмотрите какую интересную игру я вам приготовила! Сейчас мы будем располагать картинки там, где можно встретить предметы,
изображенные на них. Вы будете клеить картинку на фон неба, земли или воды!
-Вы отлично справились с моим заданием! Молодцы!
Рефлексия:
- Подошло к завершению наше с вами занятие, пора подводить итоги. Давайте вспомним, какие задания помогли узнать новое на занятии?
- С какими трудностями вы встретились?
- Где в жизни тебе пригодятся полученные сегодня знания?
- С каким настроением каждый из вас заканчивает занятие?
- Мне очень понравилось с вами заниматься! До новых встреч!