Анна Куртукова
Конспект подгруппового логопедического занятия для второго класса «Приставки и предлоги»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания детей о приставках и предлогах
Задачи:
1. ознакомление детей с предлогами (правописанием и их ролью в предложении) и приставками (правописанием и местоположением в слове);
2. формирование умений обозначать предлоги с помощью графической схемы,
3. закрепление умений дифференцировать предлоги и приставки, развивать слуховое внимание.
4. воспитывать умение работать в коллективе
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия для второго класса „Приставки и предлоги“» размещена в разделах
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Материалы и оборудование: картинки (машина выезжает из гаража, ласточка подлетает к гнезду, грузовик съезжает с моста, мальчик нарисовал бабочку, птицы улетают на юг); карточки и тетради с предложениями для индивидуальной работы;круг и квадрат из картона (на каждого ребенка).
Ход занятия
Вводно – мотивационная часть:
Логопед : Рассмотрите картинки и запишите (запись на доске) названия действий, которые совершают предметы.
( Картинки: машина выезжает из гаража, ласточка подлетает к гнезду, грузовик съезжает с моста, мальчик нарисовал бабочку, птицы улетают на юг).
( Слова: выезжает, подлетает, съезжает, нарисовал, улетают).
Логопед : Вы записали слова целиком, так как частички ВЫ-, ПОД-, НА-, У-, С- - это приставки : части слов, которые служат для образования новых слов и пишутся со словами слитно.
Логопед : выполните действия самостоятельно по моей инструкции:
• положите круг на квадрат;
• положите круг под квадрат;
• подержите круг над квадратом;
• положите круг квадрата.
Почему вы не смогли выполнить последнее задание? (Пропущено слово.) Догадайтесь, какое слово я пропустила? (Около, рядом, справа, слева, у.)
Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах - предлогах, они служат для связи слов в предложениях, очень похожи на приставки, но пишутся со словами раздельно.
Логопед : Сегодня мы будем говорить о приставках и предлогах, научимся находить приставки в словах, а предлоги в предложениях. Потренируемся различать предлоги и приставки между собой.
Основная часть:
Логопед : Послушайте сказку о предлогах, и вы узнаете, почему они пишутся раздельно со словами.
В одной далекой стране, где жили слова, поселились маленькие слова - предлоги. Несмотря на свой маленький рост они оказались большими драчунами и задирами. Через некоторое время в стране не осталось ни одного слова, с которым бы не поссорились предлоги. Особенно доставалось словам, которые обозначали предметы. Слова-предметы обиделись на предлоги и, когда те пытались встать рядом с ними, отодвигались от предлогов так далеко, что между ними помещалось целое слово. Обычно слова, которые обозначали признаки или вопросные слова, пытались их помирить и вставали между поссорившимися, но это ни к чему хорошему не приводило. Слова-предметы не желали прощать драчунов! Со временем предлогам ничего не оставалось, как построить свой собственный дом далеко от остальных слов. Ссора оказалась такой крепкой, что стала правилом: предлоги - это маленькие слова и пишутся с другими словами раздельно!
Логопед : У всех слов есть свое обозначение на письме: слова-предметы выбрали для себя ___слова- действия - =, признакам досталась - - - - -, и только у маленьких предлогов не было своего обозначения на письме. Дети про них забывали, часто писали слитно со словами и никак не хотели признавать. Тогда предлоги придумали свое обозначение: V. Мы постараемся его запомнить, и во всех предложениях будем обозначать их так.
Логопед : Ответьте на вопросы и назовите в ответах слова с предлогами.
• Где хранятся продукты?
• Где можно хранить посуду?
• Где растут грибы?
• Откуда облетают листья?
• У кого детенышей зовут лисятами?
• На чем дети катаются с горки зимой?
Логопед : Составьте предложения с предложенными на доске предлогами.
(На доске представлены предлоги : в, на, из, к, под, у, с.).
Логопед : Найдите приставки, которые мы можем спутать с предлогами и обозначьте их.
Логопед : Вставьте предлоги и прочитайте стихотворение.
Я _ утра _ лесу гуляю,
_ росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю,
_ березку и _ мох,
_ лисичку и _ волка,
_ стрижа и _ ужа,
_ ежиху, _ которой
Было целых семь ежат.
Логопед : Раскройте скобки и объясните, где приставки, которые напишем слитно, а где предлоги, которые нужно писать со словами раздельно?
+(на)рисовал (на)доске -. (в)летел (в)окно -.
(за)дел (за)пенёк -. (по)бежал (по)дороге -.
(у)знал (у)друга-. ; (со)скочил (со)стола.
(от) магазина (от)ехал -. ’
Заключительная часть
Логопед : Какая тема занятия у нас с вами была? Приведите приме-ры: слова с предлогами, слова с приставками. Вспомните правило о правописании предлогов и приставок.