Надежда Мацькова
Конспект занятия по ТРИЗ-педагогике в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня немного поговорить с вами о ТРИЗ - педагогике.
Слово «смекалка» незаслуженно нами забыто, хотя мы все ей пользуемся. И даже критическое мышление не может стать ему полноценной заменой. Способность схватывать суть задачи и находить для неё нестандартные решения — это и есть «смекалка», которой учит система ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач.
В технологии ТРИЗ существует множество игровых приемов, которые хорошо себя зарекомендовали.
Публикация «Конспект занятия по ТРИЗ-педагогике в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Особенно актуальны, становятся методы ТРИЗ сегодня.
Одним из методов ТРИЗ является Метод "Системный анализ”, он помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому под системному и над системному элемента.
ПРИМЕР/ИГРА № 1:
«Противоречия в погоде»
Цели:
• активизировать интерес детей к окружающему миру;
• систематизировать знания детей о явлениях природы;
• расширить словарный запас.
1. На первом этапе воспитатель предлагает отгадать, что лежит в волшебной коробке, а потом достает и представляет детям «помощника воспитателя» Игрушку, которая будет помогать вести занятие.
Игрушку следует пустить по кругу, чтобы дети могли «поздороваться» и познакомиться с ней.
2. Диалог С Игрушкой о погоде.
В: - Почему ты такая мокрая?
И: - А я очень люблю дождь!
В: - Но ведь дождь плохой, ты можешь заболеть!
И: - Нет, дождь хороший, можно по лужам бегать, он цветочки поливает, от него все чистое становится!
В: - Нет, это солнышко хорошее, а не дождь.
И: -Нет, солнышко плохое! Когда жарко - голова болит и пить хочется, все цветы завянут…
В: - А нашим ребята солнышко, наоборот, нравится. Когда солнечно, у людей хорошее настроение, хочется радоваться и играть…
Давай мы сейчас тоже поиграем с ребятами, а потом продолжим разговор.
3. Подвижная игра «Солнышко и дождь»
Правила игры: когда воспитатель говорит «Солнце», дети играют, бегают, прыгают; когда «Дождь» - приседают, прячутся под зонтиками».
Можно вносить коррективы в игру «Теплый летний дождик» (тоже можно бегать и играть) или «Сильная - сильная жара» (нужно прятаться под зонтик, чтобы не обгореть).
4. Обсуждение с детьми противоречия в погоде.
В: - Ребята, а как, по-вашему, дождь - хороший или плохой?
Дети: - ….
И: - Что хорошего в дожде?
Дети: - ответы (все растет, свежий воздух после дождя)
И: - А что плохого в дожде?
Дети: - ответы (можно промокнуть и простыть и заболеть.
В: — Значит, получается, что в дожде есть и хорошее, и плохое. Мы говорим, что дождь -это «хорошо» тогда, когда…., и дождь для нас это «плохо», когда…
И: - А солнце какое, хорошее или плохое?
В: - Смотря, когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?
Дети: - ( ответы: оно ласковое, теплое, от него светло).
И: - А что плохого может быть в солнце?
Дети – Можно получить солнечный удар, если не будет дождя, от жаркого солнца будет засуха и погибнут растения итд…
В: - Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.
5. Подведение итогов.
Что понравилось сегодня на занятии? Что узнали нового? Что было самым интересным?
Основная цель при подведении итогов - обучение коллективному рефлексивному анализу и «Официальное» окончание занятия (прощание с Игрушкой). При этом воспитатель не ограничивает инициативу детей, если сюжет занятия вызывает потребность в продолжение обсуждения.
Сегодня немного поговорить с вами о ТРИЗ - педагогике.
Слово «смекалка» незаслуженно нами забыто, хотя мы все ей пользуемся. И даже критическое мышление не может стать ему полноценной заменой. Способность схватывать суть задачи и находить для неё нестандартные решения — это и есть «смекалка», которой учит система ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач.
В технологии ТРИЗ существует множество игровых приемов, которые хорошо себя зарекомендовали.
Особенно актуальны, становятся методы ТРИЗ сегодня.
Одним из методов ТРИЗ является Метод "Системный анализ”, он помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому под системному и над системному элемента.
ПРИМЕР/ИГРА № 1:
«Противоречия в погоде»
Цели:
• активизировать интерес детей к окружающему миру;
• систематизировать знания детей о явлениях природы;
• расширить словарный запас.
1. На первом этапе воспитатель предлагает отгадать, что лежит в волшебной коробке, а потом достает и представляет детям «помощника воспитателя» Игрушку, которая будет помогать вести занятие.
Игрушку следует пустить по кругу, чтобы дети могли «поздороваться» и познакомиться с ней.
2. Диалог С Игрушкой о погоде.
В: - Почему ты такая мокрая?
И: - А я очень люблю дождь!
В: - Но ведь дождь плохой, ты можешь заболеть!
И: - Нет, дождь хороший, можно по лужам бегать, он цветочки поливает, от него все чистое становится!
В: - Нет, это солнышко хорошее, а не дождь.
И: -Нет, солнышко плохое! Когда жарко - голова болит и пить хочется, все цветы завянут…
В: - А нашим ребята солнышко, наоборот, нравится. Когда солнечно, у людей хорошее настроение, хочется радоваться и играть…
Давай мы сейчас тоже поиграем с ребятами, а потом продолжим разговор.
3. Подвижная игра «Солнышко и дождь»
Правила игры: когда воспитатель говорит «Солнце», дети играют, бегают, прыгают; когда «Дождь» - приседают, прячутся под зонтиками».
Можно вносить коррективы в игру «Теплый летний дождик» (тоже можно бегать и играть) или «Сильная - сильная жара» (нужно прятаться под зонтик, чтобы не обгореть).
4. Обсуждение с детьми противоречия в погоде.
В: - Ребята, а как, по-вашему, дождь - хороший или плохой?
Дети: - ….
И: - Что хорошего в дожде?
Дети: - ответы (все растет, свежий воздух после дождя)
И: - А что плохого в дожде?
Дети: - ответы (можно промокнуть и простыть и заболеть.
В: — Значит, получается, что в дожде есть и хорошее, и плохое. Мы говорим, что дождь -это «хорошо» тогда, когда…., и дождь для нас это «плохо», когда…
И: - А солнце какое, хорошее или плохое?
В: - Смотря, когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?
Дети: - ( ответы: оно ласковое, теплое, от него светло).
И: - А что плохого может быть в солнце?
Дети – Можно получить солнечный удар, если не будет дождя, от жаркого солнца будет засуха и погибнут растения итд…
В: - Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.
5. Подведение итогов.
Что понравилось сегодня на занятии? Что узнали нового? Что было самым интересным?
Основная цель при подведении итогов - обучение коллективному рефлексивному анализу и «Официальное» окончание занятия (прощание с Игрушкой). При этом воспитатель не ограничивает инициативу детей, если сюжет занятия вызывает потребность в продолжение обсуждения.
Сегодня немного поговорить с вами о ТРИЗ - педагогике.
Слово «смекалка» незаслуженно нами забыто, хотя мы все ей пользуемся. И даже критическое мышление не может стать ему полноценной заменой. Способность схватывать суть задачи и находить для неё нестандартные решения — это и есть «смекалка», которой учит система ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач.
В технологии ТРИЗ существует множество игровых приемов, которые хорошо себя зарекомендовали.
Особенно актуальны, становятся методы ТРИЗ сегодня.
Одним из методов ТРИЗ является Метод "Системный анализ”, он помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому под системному и над системному элемента.
ПРИМЕР/ИГРА № 1:
«Противоречия в погоде»
Цели:
• активизировать интерес детей к окружающему миру;
• систематизировать знания детей о явлениях природы;
• расширить словарный запас.
1. На первом этапе воспитатель предлагает отгадать, что лежит в волшебной коробке, а потом достает и представляет детям «помощника воспитателя» Игрушку, которая будет помогать вести занятие.
Игрушку следует пустить по кругу, чтобы дети могли «поздороваться» и познакомиться с ней.
2. Диалог С Игрушкой о погоде.
В: - Почему ты такая мокрая?
И: - А я очень люблю дождь!
В: - Но ведь дождь плохой, ты можешь заболеть!
И: - Нет, дождь хороший, можно по лужам бегать, он цветочки поливает, от него все чистое становится!
В: - Нет, это солнышко хорошее, а не дождь.
И: -Нет, солнышко плохое! Когда жарко - голова болит и пить хочется, все цветы завянут…
В: - А нашим ребята солнышко, наоборот, нравится. Когда солнечно, у людей хорошее настроение, хочется радоваться и играть…
Давай мы сейчас тоже поиграем с ребятами, а потом продолжим разговор.
3. Подвижная игра «Солнышко и дождь»
Правила игры: когда воспитатель говорит «Солнце», дети играют, бегают, прыгают; когда «Дождь» - приседают, прячутся под зонтиками».
Можно вносить коррективы в игру «Теплый летний дождик» (тоже можно бегать и играть) или «Сильная - сильная жара» (нужно прятаться под зонтик, чтобы не обгореть).
4. Обсуждение с детьми противоречия в погоде.
В: - Ребята, а как, по-вашему, дождь - хороший или плохой?
Дети: - ….
И: - Что хорошего в дожде?
Дети: - ответы (все растет, свежий воздух после дождя)
И: - А что плохого в дожде?
Дети: - ответы (можно промокнуть и простыть и заболеть.
В: — Значит, получается, что в дожде есть и хорошее, и плохое. Мы говорим, что дождь -это «хорошо» тогда, когда…., и дождь для нас это «плохо», когда…
И: - А солнце какое, хорошее или плохое?
В: - Смотря, когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?
Дети: - ( ответы: оно ласковое, теплое, от него светло).
И: - А что плохого может быть в солнце?
Дети – Можно получить солнечный удар, если не будет дождя, от жаркого солнца будет засуха и погибнут растения итд…
В: - Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.
5. Подведение итогов.
Что понравилось сегодня на занятии? Что узнали нового? Что было самым интересным?
Основная цель при подведении итогов - обучение коллективному рефлексивному анализу и «Официальное» окончание занятия (прощание с Игрушкой). При этом воспитатель не ограничивает инициативу детей, если сюжет занятия вызывает потребность в продолжение обсуждения.
Сегодня немного поговорить с вами о ТРИЗ - педагогике.
Слово «смекалка» незаслуженно нами забыто, хотя мы все ей пользуемся. И даже критическое мышление не может стать ему полноценной заменой. Способность схватывать суть задачи и находить для неё нестандартные решения — это и есть «смекалка», которой учит система ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач.
В технологии ТРИЗ существует множество игровых приемов, которые хорошо себя зарекомендовали.
Особенно актуальны, становятся методы ТРИЗ сегодня.
Одним из методов ТРИЗ является Метод "Системный анализ”, он помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому под системному и над системному элемента.
ПРИМЕР/ИГРА № 1:
«Противоречия в погоде»
Цели:
• активизировать интерес детей к окружающему миру;
• систематизировать знания детей о явлениях природы;
• расширить словарный запас.
1. На первом этапе воспитатель предлагает отгадать, что лежит в волшебной коробке, а потом достает и представляет детям «помощника воспитателя» Игрушку, которая будет помогать вести занятие.
Игрушку следует пустить по кругу, чтобы дети могли «поздороваться» и познакомиться с ней.
2. Диалог С Игрушкой о погоде.
В: - Почему ты такая мокрая?
И: - А я очень люблю дождь!
В: - Но ведь дождь плохой, ты можешь заболеть!
И: - Нет, дождь хороший, можно по лужам бегать, он цветочки поливает, от него все чистое становится!
В: - Нет, это солнышко хорошее, а не дождь.
И: -Нет, солнышко плохое! Когда жарко - голова болит и пить хочется, все цветы завянут…
В: - А нашим ребята солнышко, наоборот, нравится. Когда солнечно, у людей хорошее настроение, хочется радоваться и играть…
Давай мы сейчас тоже поиграем с ребятами, а потом продолжим разговор.
3. Подвижная игра «Солнышко и дождь»
Правила игры: когда воспитатель говорит «Солнце», дети играют, бегают, прыгают; когда «Дождь» - приседают, прячутся под зонтиками».
Можно вносить коррективы в игру «Теплый летний дождик» (тоже можно бегать и играть) или «Сильная - сильная жара» (нужно прятаться под зонтик, чтобы не обгореть).
4. Обсуждение с детьми противоречия в погоде.
В: - Ребята, а как, по-вашему, дождь - хороший или плохой?
Дети: - ….
И: - Что хорошего в дожде?
Дети: - ответы (все растет, свежий воздух после дождя)
И: - А что плохого в дожде?
Дети: - ответы (можно промокнуть и простыть и заболеть.
В: — Значит, получается, что в дожде есть и хорошее, и плохое. Мы говорим, что дождь -это «хорошо» тогда, когда…., и дождь для нас это «плохо», когда…
И: - А солнце какое, хорошее или плохое?
В: - Смотря, когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?
Дети: - ( ответы: оно ласковое, теплое, от него светло).
И: - А что плохого может быть в солнце?
Дети – Можно получить солнечный удар, если не будет дождя, от жаркого солнца будет засуха и погибнут растения итд…
В: - Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.
5. Подведение итогов.
Что понравилось сегодня на занятии? Что узнали нового? Что было самым интересным?
Основная цель при подведении итогов - обучение коллективному рефлексивному анализу и «Официальное» окончание занятия (прощание с Игрушкой). При этом воспитатель не ограничивает инициативу детей, если сюжет занятия вызывает потребность в продолжение обсуждения.
Сегодня немного поговорить с вами о ТРИЗ - педагогике.
Слово «смекалка» незаслуженно нами забыто, хотя мы все ей пользуемся. И даже критическое мышление не может стать ему полноценной заменой. Способность схватывать суть задачи и находить для неё нестандартные решения — это и есть «смекалка», которой учит система ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач.
В технологии ТРИЗ существует множество игровых приемов, которые хорошо себя зарекомендовали.
Особенно актуальны, становятся методы ТРИЗ сегодня.
Одним из методов ТРИЗ является Метод "Системный анализ”, он помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому под системному и над системному элемента.
ПРИМЕР/ИГРА № 1:
«Противоречия в погоде»
Цели:
• активизировать интерес детей к окружающему миру;
• систематизировать знания детей о явлениях природы;
• расширить словарный запас.
1. На первом этапе воспитатель предлагает отгадать, что лежит в волшебной коробке, а потом достает и представляет детям «помощника воспитателя» Игрушку, которая будет помогать вести занятие.
Игрушку следует пустить по кругу, чтобы дети могли «поздороваться» и познакомиться с ней.
2. Диалог С Игрушкой о погоде.
В: - Почему ты такая мокрая?
И: - А я очень люблю дождь!
В: - Но ведь дождь плохой, ты можешь заболеть!
И: - Нет, дождь хороший, можно по лужам бегать, он цветочки поливает, от него все чистое становится!
В: - Нет, это солнышко хорошее, а не дождь.
И: -Нет, солнышко плохое! Когда жарко - голова болит и пить хочется, все цветы завянут…
В: - А нашим ребята солнышко, наоборот, нравится. Когда солнечно, у людей хорошее настроение, хочется радоваться и играть…
Давай мы сейчас тоже поиграем с ребятами, а потом продолжим разговор.
3. Подвижная игра «Солнышко и дождь»
Правила игры: когда воспитатель говорит «Солнце», дети играют, бегают, прыгают; когда «Дождь» - приседают, прячутся под зонтиками».
Можно вносить коррективы в игру «Теплый летний дождик» (тоже можно бегать и играть) или «Сильная - сильная жара» (нужно прятаться под зонтик, чтобы не обгореть).
4. Обсуждение с детьми противоречия в погоде.
В: - Ребята, а как, по-вашему, дождь - хороший или плохой?
Дети: - ….
И: - Что хорошего в дожде?
Дети: - ответы (все растет, свежий воздух после дождя)
И: - А что плохого в дожде?
Дети: - ответы (можно промокнуть и простыть и заболеть.
В: — Значит, получается, что в дожде есть и хорошее, и плохое. Мы говорим, что дождь -это «хорошо» тогда, когда…., и дождь для нас это «плохо», когда…
И: - А солнце какое, хорошее или плохое?
В: - Смотря, когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?
Дети: - ( ответы: оно ласковое, теплое, от него светло).
И: - А что плохого может быть в солнце?
Дети – Можно получить солнечный удар, если не будет дождя, от жаркого солнца будет засуха и погибнут растения итд…
В: - Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.
5. Подведение итогов.
Что понравилось сегодня на занятии? Что узнали нового? Что было самым интересным?
Основная цель при подведении итогов - обучение коллективному рефлексивному анализу и «Официальное» окончание занятия (прощание с Игрушкой). При этом воспитатель не ограничивает инициативу детей, если сюжет занятия вызывает потребность в продолжение обсуждения.