Ольга Кулаева
Конспект по экологическому занятию «Бобры-какие они?» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект экологического занятия «Бобры какие они?» в старшей группе.
Цель: Познакомить детей с историей сохранения речного бобра в Воронежском заповеднике, дать представление об образе жизни бобра, познакомить детей с интересными фактами из жизни этих животных, формировать интерес к животным «как братьям нашим меньшим».
Публикация «Конспект по экологическому занятию „Бобры-какие они?“ для старшей группы» размещена в разделах
Развивающая среда: карточки, фотографии или рисунки с изображением бобра, бобрят, бобровой хатки, бобровой плотины, бобрового погрыза, деревьев (дуб, береза, ель, осина, ольха, ива); карточки для дидактических игр «Убери лишнее»; трафарет-раскраска «Бобр».
Содержание
1. Беседа «Бобры – какие они?»
2. Вопросы для закрепления материала
3. Дидактическая игра «Убери лишнее»
4. Физкультминутка
5. Лепка бобров для проектной работы "Хатка для бобра".
Ход занятия
1. Беседа «Бобры – какие они?»
Загадать детям загадку:
А на речке лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
У него широкий хвост,
Толстый, как подметка,
И плывет он под водой
Прямо как подлодка.
А из бревен под водой
Он построит хатку.
Ну-ка: как его зовут?
Отгадай загадку.
(Бобры)
Показать детям карточку или фотографию с изображением бобра. Вместе с ребятами вспомнить, что бобр – «главное» животное Воронежского заповедника. У этого интересного зверька очень красивый и ценный мех – из-за этого его нещадно убивали, и к концу прошлого века бобров оставалось очень мало. Если бы не многолетняя работа заповедника по сохранению бобра, вполне вероятно, что «жил» бы сейчас бобр только в книжках и на картинках. К счастью, сейчас в заповеднике живет много бобров, и их жизни ничто не угрожает.
Рассказать, что бобр живет в лесных речках и озерах, о том, что мех бобра очень густой, теплый и не намокает в воде. Выяснить, для чего бобру такой хвост (С таким хвостом бобру удобно плавать и нырять. Хвост бобра – это и руль, и весло одновременно. Резким ударом хвоста по воде бобр может отпугнуть хищника). Обсудить, для чего бобру перепонки на лапах. Почему их называют «плавательными»? (Бобр – отличный пловец и ныряльщик).
Провести маленький эксперимент – попросить детей затаить дыхание, засечь время. Затем рассказать том, что бобр может не дышать под водой до 15 минут.
Рассказать, для чего бобры валят деревья. Обратить внимание на то, что бобры едят только ветки, кору и листья, а саму древесину не едят, а используют только на хозяйственные нужды (на строительство и ремонт хатки и плотины).
Показать детям карточки с изображением разных пород деревьев, рассказать о том, что древесина у них бывает твердая и мягкая. Обсудить с ребятами, какие, по их мнению, деревья могут прийтись бобрам по вкусу и почему (Бобры используют в пищу кору тех деревьев, которые растут около воды и у которых мягкая древесина. Это ива, осина, ольха, тополь. Кору таких деревья, как сосна, ель, дуб, ясень бобры в пищу не используют).
Спросить ребят, как они думают, едят ли бобры лягушек, рыбу, улиток (Нет, не едят. Бобры питаются только растительной пищей, т. е. корой деревьев, веточками, корневищами и стеблями водных растений). Показать детям рисунок с изображением бобрового погрыза, рассмотреть следы зубов.
Рассказать детям о том, что у бобров очень прочные зубы, которые растут всю жизнь; обратить внимание на их цвет (оранжево-красный). Задать вопрос о том, что можно сказать о бобре, у которого зубы не ярко-оранжевые, а светлые (это говорит о том, что бобр себя плохо чувствует или уже старенький).
Обсудить вопрос о том, почему бобров считают искусными строителями.
Показать детям карточку с изображением бобровой хатки, рассмотреть, как она устроена. Обсудить вопрос о том, может ли в бобровую хатку проникнуть хищник, например, волк, чтобы съесть бобра (нет, не может, т. к. вход в хатку находится под водой).
Попросить ребят представить, что они бобры, сидят в своем домике. Узнать у них, что каждый из них стал бы делать, если бы услышал, что в их хатку пытается пробраться волк, чтобы их съесть (Все дети скажут, что они бы убежали, т. к. выход находится под водой). Тогда спросить их, нет ли среди них таких смельчаков, которые бы не убежали из домика, а остались в нем (Если дети ответят, что таких среди них нет, спросить, почему же они построили себе такое жилище, которое не может их защитить? Рассказать им о том, что бобры строят дом, у которого стены такие толстые и прочные, что никакому волку не по силам его разрушить).
Обсудить с ребятами вопрос о том, что могут делать бобры зимой? Что они должны всю зиму есть? Где они хранят еду? Есть ли у них необходимость выходить на улицу? Удобно ли животным с таким хвостом и лапами передвигаться по снегу? (Зимой бобры не спят, сидят в своем домике, на снег и мороз не выходят. Запас еды (палки, ветки, кусочки коры и др.) сделан ими еще с осени. Все запасы складированы на дне реки. Передвигаться по снегу бобрам неудобно и небезопасно, т. к. лапы у них короткие, хвост волочится по снегу, может примерзнуть на морозе).
Рассказать детям, какие бобры хорошие родители (Самец метит и охраняет свою территорию – для этого у него есть специальная железа – «бобровая струя». Самец и самка живут вместе всю жизнь, вместе ухаживают за потомством).
Рассказать, что весной у бобров рождаются малыши (рождаются с открытыми глазками, опушенные, быстро растут). Показать фотографии бобрят.
Обсудить с детьми, кто может быть опасен для маленьких бобрят (серая ворона, щука, волк).
Напомнить детям, что в заповеднике есть музей природы, где можно многое узнать о жизни бобра, а также бобровый комплекс, где все желающие могут посмотреть на живых бобров.
2. Вопросы для закрепления материала
• Как называется бобровый дом?
• Где находится выход из бобровой хатки?
• Оранжевые зубы у бобра – хорошо это или плохо?
• Едят ли бобры рыбу?
• Правильно ли говорить, что бобры питаются деревьями?
• Впадают ли бобры в спячку?
• Где бобры прячут запасы на зиму?
• Как бобр «строит забор» вокруг своего дома?
3. Дидактические игры
«Что ест бобр? Убери лишнее»
-кора осины, червяки, кора ольхи, корешки
-стебли травы, рыба, молодые деревца, корни водорослей
-веточки деревьев, лягушки, кора ивы, кора ольхи
-яблочко, мышка, морковка, зернышки
«Что делает бобр? Убери лишнее»
-плавает, ныряет, спит зимой, бьет хвостом
-грызет кору, охотится на мышей, спит в хатке
-строит плотину, строит хатку, строит гнездо на берегу
-отгоняет врагов, откладывает яйца на берегу, воспитывает бобрят
«Кто быстрей соберет картинку»
4. Физкультминутка
Весело в лесу
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли. (Прыжки на месте.)
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Ходьба на месте.)
Вот лиса идёт по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Потягивания — руки вперёд.)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Прыжки на месте.)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Бег на месте.)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Ходьба на месте.)
Вот голодная лиса
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)
Садится, отдыхает. (Садится, отдыхает.)
5. Лепка бобра для проектной работы «Хатка для бобра».