Ильина Ольга Михайловна
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Перелетные птицы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Группа : старшая
Цель: систематизировать представления детей о перелетных птицах, особенностях их строения, образа жизни.
Задачи:
Образовательная:
- Закрепить представления детей о весне и ее признаках
- Продолжить учить называть птиц, различать их по внешнему виду
Воспитательная :
- Воспитывать бережное отношение к птицам
Развивающая:
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию „Перелетные птицы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.
- Развивать любознательность, желание помогать и заботиться о птицах
Предварительная работа: рассматривание картинок с птицами, чтение стихов.
Ход непосредственно образовательной деятельности
- Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей. Мы очень рады видеть вас! А как еще можно выразить свою радость? (улыбнуться)
- Давайте улыбнемся гостям и друг другу и покажем, что мы очень рады нашей встречи.
(запись звук ручья)
- Ребята, слышите, чья это песенка? (ручья)
- А почему запел ручей? (потому что пришла весна)
- Да, после холодной зимы пришла к нам снова весна. А хорошо ли вы знаете приметы весны. Давайте проверим. Предлагаю вам отгадать весенние загадки (отгадка картинка на слайде) :
- что весной голубое, высокое, чистое? (небо)
- что в небе легкое, белое, пушистое? (облако)
- что с крыши свисает, капает, тает? (сосулька)
- что весной темнеет, тает, водой убегает? (снег)
- что весной бежит, журчит, поет? (ручьи)
- весной она капает, звенит, поет? (капель)
- что весной греет, светит, припекает? (солнце)
- Солнышко выглянуло, стало теплее, веселее, светлее. Давайте представим, что мы попали в весенний лес. Весной в лесу все оживает, просыпается, наполняется тысячами различных звуков.
(запись «Звуки леса»)
- расскажите, что вы услышали? (птицы поют, шумят)
- А о чем поют птицы? (о весне, о солнце, о гнездах)
- А каких птиц вы знаете? (ворона, сорока, снегирь, синица)
- А как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
- А как называются птицы, которые прилетают к нам весной? (перелетные)
- А сейчас я познакомлю вас некоторыми перелетными птицами.
- Это птица грач. Перья у грача черные с фиолетовым отливом. Грачи всеядны, но главным образом питается червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Весной грач прилетает весьма рано, еще лежит снег на полях. Отдохнут грачи и начинают вить гнезда. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Гнездо строит из сухих сучьев, выстилает сухой травой, иногда клочками шерсти, тоненькими ветками, а также различным мусором. Грачи выводят своих птенцов раньше, чем другие птицы. Голос грача напоминает вороний, но более высокий. Большую роль играет грач в сельском хозяйстве, где на угодьях уничтожает личинок, жуков, вредных кобылок и грызунов.
- Какие птицы прилетают весной первыми?
-Что сразу начинают делать грачи?
- Где они вьют гнезда?
- Когда они выводят птенцов?
- Кого напоминает голос грача?
- Где большую роль оказывают грачи?
- А теперь давайте послушаем голос грача. (звучит аудиозапись)
- Р., а теперь попробуйте отгадать загадки о перелетных птицах.
(звучит аудиозапись)
- Слышите, скворец поет, он на крыльях весну несет! (слайд) Весной скворцы одними из первых прилетают в наши края. И не зря говорят: «Стоит появиться скворцам, и ручьи побежали тут и там». Они заселяются в старые «квартиры» или находят новые, или же строят новые. В качестве подстилки они используют сухие веточки, корешки, стебельки, листья, шерсть и перья других птиц. Они имеют коричневый хвост блестяще-черного цвета, оперенье скворца отличает красноватым, фиолетовым и зеленоватыми оттенками. Первыми прилетают папы скворцы, находят скворечники и начинают петь. Маму скворчиху призывают и чужих на свою территорию не пускают. А еще скворцы – настоящие певцы-пародисты. Они запоминают и копируют голоса многих птиц и не только, затем слагают свою песню. Питаются скворцы насекомыми, слизнями, червями, и оказывают человеку помощь, защищая растения от вредных насекомых. Так, что это за птица? (скворец)
- Как называют домики, которые люди строят для скворцов?
(звучит аудиозапись)
- А кто знает, что же это за птица? (слайд) Это ласточка. Ласточка – это маленькая птица, которая прилетает к нам в конце весны - начале лета. Отличает ласточку от других птиц черный шелковый фрак, белая грудка и острый раздвоенный хвост. Большую часть времени ласточки проводят в полете. Летает очень быстро. Строят ласточки свои гнезда под крышами. Питается насекомыми, находящимися в воздухе. Что же это за птица? (ласточка)
- Давайте же послушаем как же она поет. (звучит аудиозапись)
(звучит аудиозапись)
- Кто же так прекрасно поет? Соловей – один из самых знаменитых певцов среди птиц. Далеко разносится его чудесная песня. Поет он, сидя где-нибудь на ветке, не очень высоко от земли. Во время пения он забывает об опасности. А сам певец – серенькая, невзрачная птичка, чуть больше воробья, цвет перьев буровато-коричневый, на груди светлое в «пестринках» пятно. Глаза – черные блестящие «бусинки». Соловей появляется только в начале мая. Гнезда устраивает на земле или среди ветвей невысоких кустарников. Питаются птицы муравьями, жуками, бабочками. Клюют семена и ягоды. В конце лета эти птицы улетают на зимовку в далекие теплые страны.
- О какой птице я сейчас вам рассказала? (о соловье)
1) Чёрный, проворный,
Кричит "Крак",
Червякам враг. (Грач)
2) Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поёт, поёт. (Жаворонок)
3) Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
4) На шесте - дворец,
Во дворце - певец. (Скворец)
5) Кто на ёлке, на суку
Счёт ведё т: ку-ку, ку-ку? (Кукушка)
6) Пёстрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку. (Утка)
7) Спереди - шильце,
Сзади - вильце,
Сверху - чёрное суконце,
Снизу - белое полотенце. (Ласточка)
8) На шесте - веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер. На крыльце поет отец –
Он и летчик, и певец. (скворец)
- Молодцы! Все загадки отгадали.
- Посмотрите-ка, сколько здесь птиц собралось и не разобрать – где перелетные, а где зимующие. Вам надо разделить картинки на две группы : на снежинку – зимующих, а на веточку – перелетных. Но для начала вам надо разделиться на две команды. Итак, приступаем.
(дети выполняют задание)
- Молодцы, обе команды справились с заданием.
Воспитатель :
- А для чего нужны птицы? (уничтожать насекомых-вредителей, радуют нас своим пением, яркой окраской)
- Надо ли охранять и беречь птиц? (да)
- Как? (делать скворечники, кормушки, подкармливать, не разорять гнезда, не собирать яйца птиц)
- Ребята, посмотрите на птиц, чем они все похожи? (у них есть клюв, перья, крылья, две лапки)
- Чем они отличаются друг от друга? (разная окраска, величиной, формой клюва)
- Р., для вас я приготовила вот такие перышки. Рассмотрите их. Чем перья отличаются друг от друга? (одни – маленькие, мягкие; другие – жесткие, длинные)
- Маховые перья у птиц длинные и прямые, растут по краю крыла. Именно они поддерживают птицу в полёте. Пуховые перья маленькие, находится на теле и согревают птицу.
- Чтобы понять, как птицы летают возьмем карандаш. Какой он – легкий как перо или тяжелее?
- Я возьму и подброшу его вверх. Что произошло?
- Здесь можно сделать вывод, что тяжелые предметы не могут опираться на воздух. Давайте проверим, может ли воздух ненадолго удержать легкие предметы с широкой поверхностью. Возьмем лист бумаги и подбросим его вверх, попробуем тоже сделать и с перышком. Они также быстро упали, как карандаш? (нет)
- Какой можно сделать вывод? (легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе)
- Сейчас на примере веера я вам покажу, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают.
- С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу.
- Р., вы поняли почему птица может летать по воздуху?
- Давайте немного отдохнем: превратимся в птичек и полетаем стайкой.
Вылетайте, птички, на лужок,
Быстро делайте кружок.
Мы играем в стайку.
Стайка, полетай-ка!
Полетели птички, (Бежать на носочках по кругу друг за другом.)
Птички – невелички. (Размахивать руками, как крыльями.)
Птички летают,
Устали не знают.
Стоп!
Сели птички на дорожку, (Присесть, развернувшись лицом в круг.)
Поклевали птички крошки: (Стучать указательными пальцами, как клювами, по полу.)
«Клю-клю-клю – поклюем,
Потом песенку споем». (Встать лицом в круг.)
- Сейчас я буду называть птиц, а если я ошибусь, то вы хлопайте
Прилетели птицы :
Голуби, синицы, аисты,
Вороны, галки, макароны
Прилетели птицы :
Голуби, куницы
Прилетели птицы :
Голуби, синицы, мухи и стрижи
Прилетели птицы :
Голуби, синицы, галки и стрижи,
Чибисы, чижи, аисты, кукушки,
Совы и ватрушки.
- Молодцы! Все были очень внимательными.
- О чем мы с вами сегодня разговаривали?
- Понравилось ли вам занятие?
- Что нового и интересного вы узнали?
- Спасибо вам за работу. Я приготовила для вас подарок, это раскраски с изображением птиц, которые вы сможете раскрасить после занятия. А также есть у меня еще для вас сладкий приз. (Раздаю угощение)