Папки-передвижки

Конспект по экологии «Жить нельзя нам без воды»

Татьяна Чуприна
Конспект по экологии «Жить нельзя нам без воды»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад с. Мандрово Валуйского района Белгородской области

Конспект

непрерывной образовательной деятельности по экологии с элементами экспериментирования.

Тема: «Жить нельзя нам без воды»

Подготовил воспитатель:

Чуприна Т. В.

Образовательные задачи:

- Расширять представления детей о свойствах воды : прозрачная, без вкуса и запаха, растворяет одни вещества и не растворяет другие, не имеет собственной формы.

Публикация «Конспект по экологии „Жить нельзя нам без воды“» размещена в разделах

- Углублять знания о трех состояниях воды : жидкое, твердое, газообразное.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать бережное отношение к воде.

- Подвести детей к пониманию «Единство человека и природы».

Цели:

- Закрепить у детей представления о видах воды (морская, пресная).

- Расширять и углублять представления детей, о трех основных состояниях воды (жидкое, твердое, газообразное).

- Формировать привычку бережно и разумно использовать воду, развивать осознанное отношение к явлениям природы.

- Формировать у детей навыки исследовательской деятельности, умение наблюдать, проводить самостоятельные эксперименты, умение анализировать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы.

- Развивать умение четко передавать свои мысли, ставить цель, находить пути решения задач, доводить дело до конца, обогащать словарный запас детей.

Интеграционные области: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы.

Методы и приемы:

Наглядные: плакат «Круговорот воды в природе», иллюстрации с изображением разных состояний воды, картинки – капельки, глобус.

Словесные: вопросы, рассказ воспитателя, рассказы детей, положительная мотивация.

Практические действия: проведение опытов.

Предварительная работа:

Беседы о воде, чтение экологических сказок, наблюдения за водой в природе во время прогулок, проведение опытов, рассматривания глобуса, заучивание стихотворений, разгадывание загадок.

Материалы и оборудование:

Стаканы с водой, молоком, тарелки, салфетки, камешки, соломки, блюдца, лимон, сахар, соль, растительное масло, гуашь, подставки с кисточками, формочки.

Ход занятия:

- Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Подарите улыбки друг другу,

Подарите улыбки нашим гостям,

И поздоровайтесь с ними.

- Сегодня у нас необычное, интересное занятие.

Послушайте и определите, что это за звуки? (аудиозапись).

- (Это звуки воды).

- Действительно, это журчит ручей

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлева,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды

Жить нельзя нам без … (воды).

Сегодня мы поговорим с вами о ее Величестве Воде. Вода играет главную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит из воды. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется.

Ребенок читает стихотворение Н. Рыжова «О воде».

- Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает

На плите у нас кипит

Паром чайника шипит

Без нее нам не умыться

Смею вам я доложить

Без нее нам не прожить.

Воспитатель берет в руки глобус.

- Что у меня в руках? (глобус)

- Глобус – это макет планеты Земля.

- Как вы думаете, почему нашу планету называют голубой? (на нашей планете больше воды, чем суши).

- А где на нашей планете есть соленая вода? (в морях, океанах).

- А какая вода нужна человеку, животным, растениям? (пресная).

- А где на нашей планете можно найти пресную воду? (в реках, озерах, ручьях).

- Посмотрите на глобус. Как вы думаете, какой воды на земле больше соленой или пресной? (соленой).

- Почему? (много океанов и морей).

- А какую воду мы пьем? (пресную).

- Так много или, мало на Земле пресной воды? (мало).

- А как сделать, чтобы пресной воды хватило нам на долго? (нужно беречь ее).

- Как беречь? (не включать сильно кран, когда умываешься, моешь руки; не баловаться водой; выключать воду, чтобы она просто так не текла).

Дети читают стихотворение С. Олеговой «Берегите воду».

1. Вода – это то, что всем жизнь нам дает

Что силы и бодрость нам придает

Кристально чиста или очень грязна

В любом состоянии полезна она.

2. Где водится грязь, там лягушки живут

Для них лишь в болоте покой и уют.

3. Для нас же вода должна чистою быть,

Чтоб мы не боялись, и мыться и пить.

4. Не менее впрочем, полезна вода,

Которая в виде замершего льда

Она охлаждает, морозит, бодрит

И в зной нам прохладу и радость дарит.

5. Давайте же воду все будем беречь

От трат не разумных ее все стеречь.

Иначе закончиться может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

Физминутка

К речке быстро мы спустились (играем на месте)

Наклонились и умылись (наклон вперед)

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладони)

Вот как словно освежились (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно вместе раз – это брасс (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно)

Все как один плывем как дельфин (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (топаем на месте)

И отправились домой.

- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо».

Разобьемся на 2 команды.

Одна команда отвечает на вопрос «Вода – это хорошо. Почему?»

Другая «Вода – это плохо. Почему?»

- Вода нужна для питья, умывания; чтобы мыть руки; водой можно закаляться; играть; готовить еду; мыть полы; посуду, игрушки; стирать одежду, поливать цветы, растения на огороде, в воде живут разные животные, растения.

- Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем 2 команду.

- Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть; горячей водой можно обжечься; можно под скользнуться и упасть, если пролить воду на пол; если часто поливать растения они могут погибнуть; если не умеешь плавать, то можно утонуть; бывают наводнения и вода разрушает дома, гибнут люди.

- Молодцы! Но, не смотря на все эти минусы, нам нужно помнить: «Жить нельзя нам без воды».

Игровая ситуация (под звуки воды входит девочка в ободке капельки).

- Ребята, кто это к нам пришел?

- Ты кто, девочка?

- Я Капелька – маленькая частичка воды.

- А зачем ты к нам пришла?

- Я пришла в гости к своим сестричкам – капелькам, которые живут у вас в группе.

- Ребята, давайте покажем Капельке, где живут ее сестрички, что они у нас делают и какую приносят пользу.

Путешествие – поиск капелек по группе.

1. В туалетной комнате:

- Вода нужна, чтобы мы могли мыть руки и лицо, выполнять санитарно – гигиенические требования.

2. Около мойки.

- Младшему воспитателю надо много воды, чтобы мыть посуду.

3. У стола (стоит чайник с чашками)

- Вода нужна, чтобы мы могли ее пить.

4. В уголке природы: возле растений

- Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут.

5. В игровом уголке.

- Вода нужна, чтобы мыть игрушки и стирать куклам одежду.

- Молодцы!

Капелька: А вы хотите быть капельками воды? Повторяйте за мной.

- Беленькое облако (Округленные руки перед собой)

Поднялось под крышей (поднять руки над головой)

Устремилось облако (подтянуться вверх)

Выше, выше, выше

Ветер это облако зацепил за кручу

Превратилось, облако в грозовую тучу. (руками описать вниз большой круг, опустить руки и присесть).

- А теперь давайте поговорим о свойствах воды. И ты Капелька присоединяйтесь к нам.

- Какая бывает вода? (теплая, холодная, горячая, пресная, сладкая, соленая, газированная, минеральная).

- Что делает вода? (течет, бежит, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, струится).

- Для чего нужна вода человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду).

Экспериментирование «Волшебные свойства воды».

- А сейчас я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию.

- Что делают в лаборатории? (проводят опыты)

- Но чтобы попасть в нее нужно отгадать ключевое слово при помощи загадок и картинок ( на мольберте картинки: дождь, облако, аквариум, водопад; на обратной стороне буквы).

Загадки:

1. Люди ждут меня, зовут

А приду к ним – прочь бегут (дождь)

- Первый звук в слове дождь? (Д)

2. Пушистая вата плывет куда – то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе (облако)

- Первый звук в слове облако? (О)

3. На окне стеклянный пруд,

В нем рыбешки живут,

У прозрачных берегов

Не бывает рыбаков? (аквариум)

- Первый звук в слове аквариум? (А)

4. Он так бесстрашен и могуч,

Что не боится горных круч –

Привык он с них всю жизнь срываться

И головою вниз бросаться,

И поднимая тучи брызг,

О камни разбиваться вдрызг! (водопад)

- Первый звук в слове водопад? (В)

(ДОАВ)

- Какое слово получилось? (ВОДА)

- Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Вы знаете много о воде, а сейчас познакомимся с ее волшебными свойствами.

- Для этого превратимся в лаборантов (одеваем шапочки) и будем проводить опыты.

- Пройдем в лабораторию.

- Прежде чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Правила:

1. Не шуметь, не толкаться предметами.

2. Аккуратно обращаться с посудой и веществами.

3. Слушать воспитателя.

4. Внимательно следить за результатом опыта.

5. Закончив наблюдение, сделать вывод.

- Давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая игра «Дождик».

Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)

На цветы (круговые движения правой руки)

И на дорожку (обе руки перед собой)

Льется, льется, ой – ой – ой (покачивание головы)

Побежали мы домой (бег на месте)

- Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил волу, не беда,

Тряпка под рукой всегда.

СТОЛ 1:

Свойство 1: вода – жидкость, безвкусная, не имеет запаха.

ОПЫТ 1.

На тарелке 2 стаканчика, один с водой, другой пустой, соломка, кусочек лимона.

Предложить аккуратно перелить воду из одного стаканчика в другой.

- Вода что делает? (льется)

- Почему? (потому что жидкая)

- Поскольку вода жидкая, может течь, значит, она? (жидкость)

ОПЫТ 2.

Предложить детям попробовать воду через соломинку.

- Есть ли у воды вкус?

- Какая она? (безвкусная)

- Но когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду и говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

ОПЫТ 3.

Предложить детям понюхать воду.

- Чем пахнет вода? (совсем не пахнет)

- Какой можно сделать вывод из этих 3 опытов? (вода – жидкость без вкуса и запаха)

- Давайте добавим в воду капельки лимона.

- Попробуйте и понюхайте.

- Что скажите? (вода стала кислой и пахнет лимоном)

- Итак, вода меняет вкус и приобретает запах, если в нее что – то добавить.

СТОЛ 2:

Свойство 2: вода прозрачная, бесцветная.

ОПЫТ 4.

На тарелке 2 стакана, один с водой, другой с молоком, камешки, подставки с кисточками, гуашь.

Предлагаю опустить камешек в стакан с водой, другой - в стакан с молоком.

- Что заметили? (в стакане с молоком камешка не видно, а в стакане с водой он виден)

- Почему? (вода прозрачная, чистая)

- Это 2 свойство воды.

- Вода меняет цвет, в зависимости от того, что в нее добавили.

- Обмакните кисточку в краску и опустите в воду.

- Что произошло? (вода окрасилась)

- Итак, вода меняет цвет, если в нее что – то добавить.

СТОЛ 3:

Свойство 3: вода не имеет собственной формы.

ОПЫТ 5.

На тарелке стакан с водой, формочка.

Предлагаю перелить воду из стакана в формочку.

- Посмотрите, что получилось: вода у нас та же самая, а вот какая форма?

- Егор, какую форму приобрела твоя вода? (форму звездочки) и т. д.

- Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? (вода приобрела форму формочек)

- Правильно, в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того предмета, в который ее наливают.

СТОЛ 4: (стол воспитателя)

Свойство 4: вода – растворитель.

ОПЫТ 6.

Прошу вас подойти к моему столу.

У меня на столе 3 блюдца, накрытые салфетками.

Чтобы узнать, что там лежит, отгадайте загадки:

1. Белый камень в воде тает (сахар).

2. Отдельно, я не так вкусна,

Но в пище – каждому нужна (соль).

3. Желтое, а не солнце,

Льется, а не вода,

На сковороде пенится,

Брызгается и шипит (масло растительное).

- Попробуем теперь добавить и размешать ложку соли, сахара, масла и посмотрим что получилось? (соль и сахар растворились в воде, а масло не растворилось).

- Какой можно сделать вывод? (вода является растворителем, но не всех веществ).

- Итак, давайте подведем итог наших исследований.

- О каких свойствах воды мы сегодня с вами узнали из опытов?

(Вода – без вкуса, запаха, цвета

Вода – растворяет вещества

Вода – не имеет собственной формы

Вода – это жидкость).

Работа в лаборатории закончена.

- Кроме жидкого, вода в каком состоянии еще может быть? (в твердом и газообразном состоянии).

- Приведите примеры твердого состояния воды? (лед, снег, град).

- Газообразного состояния? (пар, облако, туман).

Игра «Три состояния воды» (карточки).

- Покажите карточки, на которых вода изображена в твердом состоянии (лед, снег, град, сосулька).

- Газообразном (облако, пар, туман).

- Жидком (дождь, река, лужа, водопад, фонтан, бассейн)

- Человек какой профессии использует воду в жидком состоянии? (пожарный – тушит пожар).

- В газообразном? (повар – готовит еду).

- В твердом? (медсестра – оказывает помощь, использует лед).

- Давайте вспомним еще раз, где можно встретить воду в природе? (в морях, океанах, реках, озерах, болотах, родниках).

- Как называют воду в море? (морская)

Океане (океаническая)

Реках (речная)

Озерах (озерная)

Болотах (болотная)

Родниках (родниковая)

А сейчас вопрос нашим дорогим гостям.

- Что такое круговорот воды в природе?

Забыли? Мы с ребятами сейчас вам напомним (дети выходят с картинками).

1. Вода появляется из ручейка.

2. Ручьи по пути собирает река.

3. Река полноводно бежит на просторе, пока, наконец, не вливается … (море).

4. Моря пополняют запас … (океана).

5. Сгущается влага на низ как сметана, она поднимается выше, пока не превращается в … (облако).

6. А облака, пролетают над нами.

7. Дождем проливаются.

8. Сыплет снегами.

Снега превратятся весной в … (ручейки).

Ручьи побегут до ближайшей … (реки).

ВМЕСТЕ: - «Все это и зовут в народе круговорот воды в природе».

- В природе путешествует вода

Она не исчезнет никогда

То в снег превратится, то в лед,

Растает и снова в поход.

Вокруг оглянись:

Вас окружает везде и всегда

Это волшебница – наша вода.

- Не лейте понапрасну воду,

И зря не жгите свет и газ,

Давайте сохраним природу,

Для тех, кто будет после нас.

22 апреля будем отмечать

Международный День Матери – Земли.

Праздник был основан еще в 1970 году, и с тех пор ежегодно отмечается во многих странах. Основной целью этой всемирной акции является привлечения внимания общества и каждого человека планеты к проблемам Земли, к проблемам ее окружающей среды.

- Вам понравилось наше занятие?

- Хочу вас угостить не водой, а сладким соком.

Публикации по теме:

Эссе «Дети — это счастье, а без счастья жить нельзя!»Эссе «Дети — это счастье, а без счастья жить нельзя!» Самое прекрасное время в жизни каждого человека – это детство. Только в детстве самые яркие и запоминающиеся впечатления, мир волшебный.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Давайте жить дружно» МБДОУ детский сад № 8 «Солнышко» План - конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе Разработчик:.

Конспект НОД по экологии «Путешествие в царство Воды» (средняя группа) Программное содержание Образовательные задачи Обобщить представление детей о роли воды в природе, познакомить со свойствами (вкус, цвет,.

Конспект образовательной деятельности по экологии в подготовительной группе «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе» "Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе" Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Задачи: 1. Способствовать.

Конспект совместной образовательной деятельности в средне-старшей группе «Игрушки — друзья! Обижать их нельзя!» Задача: Учить детей бережному отношению к своим и чужим игрушкам, правилам обращения с игрушками. Здоровьесберегающие цели: Снижать высокий.

Конспект занятия «Где могут жить растения»Конспект занятия «Где могут жить растения» Цель: Дать представление о разных условиях жизни в разных регионах Земли: в Арктике и Антарктике (территории, прилегающие к Северному и.

Конспект занятия «Где могут жить животные»Конспект занятия «Где могут жить животные» Цель. Способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости животных от условий жизни в разных климатических.

Конспект занятия по экологии в детском саду «Фея воды» Конспект занятия по экологии в детском саду «Фея воды».О, земля муравейник людской, Дом родной без конца и без края. Ты нас кормишь и поишь.

Протокол №2 круглого стола с родителями «Можно или нельзя. Как научить ребенка правильно реагировать на слово «нельзя» Круглый стол – дискуссия с родителями в 1 младшей группе «Пчелка» МБДОУ «ДСОВ «Лесная сказка» Тема: «Можно или нельзя. Как научить ребенка.

Стенгазета к Всемирному Дню воды «День воды»Стенгазета к Всемирному Дню воды «День воды» Ещё один весенний праздник - Всемирный день воды отмечается каждый год 22 марта, он был создан в 1993 году. В нашей стране праздник "Всемирный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект по экологии «Жить нельзя нам без воды»
Опубликовано: 9 марта 2021 в 23:06
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект по экологии «Жить нельзя нам без воды»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Чуприна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД