Татьяна Туева
Конспект занятия «Где могут жить растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дать представление о разных условиях жизни в разных регионах Земли: в Арктике и Антарктике (территории, прилегающие к Северному и Южному полюсу) очень холодно — растений там нет, в пустынях очень жарко, засушливо, жить трудно — растений мало, все они колючие. Познакомить с Мировым океаном — водным пространством (океаны и моря) — там обитают диковинные растения. Учить классифицировать культурные растения на овощные, фруктовые и зерновые.
Публикация «Конспект занятия „Где могут жить растения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Материал. Физическая карта мира, таблица на классификацию растений; три сосуда с разной почвой: песком, глиной, землей; семена овса; на каждого ребенка небольшое количество огородной земли и увеличительное стекло.
Ход занятия.
Мы говорили о том, что без растений не было бы жизни на земле, почему? Действительно, если бы не было растений нам нечем было бы дышать, а без воздуха человек не может прожить и несколько минут.
Что еще интересного вы запомнили о растениях?
Как называется наука, которая изучает растения?
Сегодня мы еще поговорим о растениях, и узнаем где они могут жить.
Работа с картой мира.
Наша земля огромна. Есть на ней бескрайняя холодная тундра и жаркие сухие пустыни, есть широкие степи и разные леса — хвойные, лиственные. Посмотрите на карту, она раскрашена в разные цвета, как вы думаете почему? Что обозначает зеленый цвет? Голубой или синий? Желтый? Белый?
Знаете ли вы какие из растений любят тепло, а каким не страшен даже мороз?
Некоторые растения так любят воду, что только в ней и живут (Какие) А другие, наоборот, могут много-много дней обходиться без воды.
Где можно встретить кактусы? Посмотри на кактус: его стебель стал таким толстым и сочным, потому что накопил много воды про запас, а листья свернулись и превратились в колючки, чтобы спрятаться от жары. Какие еще растения могут жить в пустыне? Эти растения любят жару и хорошо растут на песчаных почвах. Покажите пустыни на карте.
Есть ли растения в Антарктиде? Почему? Каким цветом на карте обозначены места вечного холода? Покажите их на карте.
На планете Земля, очень много воды, каким цветом она обозначена на карте? Есть ли в воде растения?
В лесу, на лугу, в водоёме растут растения, которые никто не сажал и за которыми никто не ухаживает. Это дикорастущие растения.
Какие деревья растут в хвойном лесу? В лиственном?
Как ты думаешь, что такое смешанный лес?
В саду, в поле, в огороде люди выращивают культурные растения.
Культурные растения разнообразны, назовите их.
Рассматривание таблицы «Классификация растений».
Среди культурных растений, как и среди дикорастущих, есть деревья, кустарники, травы. Культурные растения подразделяют на 3 группы. Посмотрите на таблицу, какие группы можно выделить? Что относится к зерновым (злаковым) культурам?
Какие растения можно отнести в группу овощных культур?
Как можно назвать треть. группу растений?
Работа в тетради.
Предложить нарисовать по одному виду культурных растений, и подписать их печатными буквами.
овощные фруктовые зерновые культуры.
Дидактическая игра «Вершки – корешки».
Воспитатель демонстрирует разрезные картинки (отдельно корнеплоды, отдельно – ботва): морковь, репа, редиска, свекла, лук, чеснок. Помещает на фланелеграф картинку с изображением ботвы моркови. Предлагает отыскать недостающую часть. Пока один ребенок выполняет задание, все остальные говорят хором: «вершок, вершок, где твой корешок?». Если речь идет о корнеплоде «корешок, корешок, где твой вершок?».
Расскажите, для чего люди выращивают культурные растения (ответы детей).
Да вы правы. Но чтобы вырастить культурное растение, нужна плодородная почва. Как можно удобрить почву?
Как вы думаете, кто удобряет почву, там, где нет человека?
Растения сами стараются защитить искореженную, загрязненную и брошенную человеком землю. Как правило, первыми поселенцами здесь являются растения, которые могут цепляться, жечься, создавать трудности при передвижении — лопух, крапива, бурьян.
Нет в почве ни питательных веществ, ни вообще условий для жизни, и только эти неприхотливые растения способны здесь жить и каждый год своими листьями и стеблями закрывать тощую почву, удобряя ее. И лишь когда восстановится плодородие этой почвы, они сами покинут эти места, уступят место более благородным растениям.
Исследовательская деятельность «Определим плодородие почвы»
1. У вас на столе лежит почва, рассмотрите ее в увеличительное стекло и попробуйте определить, плодородна ли эта земля?
При рассматривании дети находят: корешки, перепревшие листья, личинки насекомых и делают соответствующий вывод.
2. Как вы думаете, в какой почве лучше будет расти овес: в глинистой, песчаной или перегнойной? Давайте проверим ваши высказывания. Возьмем три сосуда с разной почвой: глина, песок, земля и посадим в них семена овса.
Какие условия нужны, для того чтобы семена проросли? Давайте создадим им одинаковые условия и понаблюдаем как они будут расти.