Татьяна Туева
Конспект занятия «Где могут жить животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости животных от условий жизни в разных климатических зонах.
Задачи. Обогащать представления детей о приспособленности животных к разным средам обитания, которые проявляются во внешнем виде животных и особенностях их жизнедеятельности питании, движении, способах добывания пищи, защите от врагов). Создать условия для развития любознательности. Формировать экологические представления; воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Публикация «Конспект занятия „Где могут жить животные“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Материал: на доске 4 карточки белого, желтого, зеленого, салатового цветов, с условными изображениями воды (много, мало, достаточно, почвы (бедной, богатой, достаточной, света (много, мало, достаточно, температуры (низкой, высокой, достаточной); а также картинки с изображением животных Севера (тундры, тайги, пустыни, джунглей.
Ход занятия. Ни одно живое существо не может жить в пустоте. Его всегда окружают воздух или вода, деревья или песок, камни или снег. И каждое живое существо приспособилось к условиям, которые его окружают. Давайте вспомним, на сколько групп зоологи поделили животных? Где обитают рыбы? Птицы? Звери? Насекомые?
Следовательно, мы определили, что животные могут жить: в воде, в воздухе, на поверхности суши и в земле. Но не только среда влияет на размещение животных, но и температура воздуха. Например, некоторые животные хорошо переносят холода, что им помогает? (шерсть, теплый мех, толстый слой жира). А теплолюбивые животные на зиму прячутся, засыпают, улетают или умирают.
Тот, кто плохо переносит холод, часто хорошо выдерживает жару. Очень любят солнышко слепни, они очень активны в жару. Человеку при температуре воздуха 36 градусов жарко, а для пчелы это самая благоприятная пора.
Работа с картой. Посмотрите на карту, на ней изображены океаны и моря, горы и равнины, реки и озера. В верхней части находится Северный полюс, а в нижней – Южный, около этих точек всегда холодно, там вечная зима. А ближе к линии, которая делит земной шар на две половинки — северную и южную, — всегда тепло, там лето круглый год. На планете живет много разнообразных живых существ, попробуем определить, кто, где живет и почему?
Игра «Кто, где живет?» У меня карточки: одна будет обозначать пустыню (какая, другая тайгу (покажите, салатовая карточка – это джунгли, а что обозначает карточка белого цвета?
Вышли как-то животные из родного дома погулять и заблудились. Поможем им расселиться по своим домам, но для этого надо знать, где они живут; описать это место: много ли там воды, света, тепла, богатая ли почва?
Вот белочка, где она может жить? (размещают, объясняя). Белочка живет в тайге, там много растений, богатая почва, света, тепла и воды в меру. Это место можно назвать зоной умеренного климата.
Верблюд решил посмотреть мир и поехал на Север, но оказалось, что там долгая ночь, холодно, нет колючек, которыми он питается, и захотелось ему домой вернуться. Где он живет? (дети помещают верблюда на карточку желтого цвета, обозначающую пустыню и объясняют, что верблюд живет там, где высокая температура, мало воды, много света, бедная почва).
Кто еще живет в пустыне? (ящерицы, змеи, суслики). Почти все животные пустыни вынуждены вести преимущественно ночной образ жизни, почему?
А где живет северный олень? (находят карточку белого). В холодных странах у зверей или длинный густой мех (медведи, лисы, волки, или толстый слой жира под кожей (моржи, тюлени, который их греет. Есть и другие любители снега и мороза. Это пингвины и моржи. Пингвины живут на южном полюсе, а моржи, как и северный олень на северном полюсе (показать).
Куда поместим обезьяну? В жарких странах животным не нужны теплые шубы. Каких животных жарких стран вы знаете? (слоны, бегемоты).
Всех животных мы расселили и выяснили, что все животные приспособлены к жизни только в определенной климатической зоне, к той, где они проживают.
Активизация детей: зайчик на берегу теплого моря (зайцу нечего есть, он не пьет соленую воду, ему жарко в шубке и негде спрятаться); бурый медведь — в жаркой песчаной пустыне (жарко, нечем питаться, нет воды, не из чего устроить берлогу).
Ребята, как вы думаете, зачем ежику иголки. В каких случаях он сворачивается в колючий шар? Кто видел ежа и пытался взять его в руки? Что из этого получилось. У ежа нет быстрых ног, острых когтей и зубов, зато есть иголки.
Умеют ли другие животные защищаться? Что помогает белке защититься от нападения хищника, например, волка, лисы, ястреба, куницы? (Ее рыжая летняя шубка по цвету похожа на кору сосны и издали сливается с ней.) А что помогает белке хорошо лазить по деревьям и прыгать с ветки на ветку?
Как заяц спасается от лисы. Чем помогает ему белая шубка зимой и серая — летом? Как заяц передвигается (быстро бегает, хорошо прыгает, петляет, запутывая следы).
Кто, по вашему мнению, может напасть на лося или оленя? (Волк, рысь). Как они будут спасаться? (Убегать, защищаться рогами и копытами.) Хищники хорошо приспособлены для охоты. И волк и лиса умеют быстро бегать, у них острые зубы, сильные лапы с острыми когтями, хороший нюх.
Рысь хорошо лазает по деревьям и может долго сидеть в засаде, поджидая добычу. Ее пятнистая шкура теряется среди листвы.
Подумайте, зачем лисе длинный пушистый хвост? (Заметать следы).
Каждое животное по-своему приспосабливается к тем условиям, и к тому климату, в которых оно живет.
Познавательная игра «Чемпионы маскировки». Небольшой предмет (цепочку, тонкую ленточку из ткани, который не будет бросаться в глаза яркой расцветкой в интерьере группы. Этот предмет необходимо спрятать так, чтобы он лежал на виду, но в то же время был не очень заметен (например, использовать орнамент ковра, закрутить ленточку вокруг ручки шкафа, повесить вдоль ножки стула или стола, положить в лапы игрушечному животному, завязать бантик кукле и т. п.). Ребята делятся на две команды. Вначале одна команда прячет, а другая ищет, а затем — наоборот. В процессе игры поощряйте инициативу детей, одновременно контролируя ситуацию (предмет должен быть все время на виду). Для состязательности дайте каждой команде по пять попыток и ограничьте время.
Чтение экологической сказки «Шел я, шел и сказку нашел» из программы «Мир вокруг нас» стр. 99.
Работа в тетрадях. Зарисовать 5 видов природных зон с ярким представителем животного мира.