Ольга Сараева
Конспект занятия по экологии «Берегите лес»
Муниципальное образование
«Подпорожский муниципальный район Ленинградской области»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Подпорожский детский сад № 12 с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей»
Конспект НОД по экологии «Берегите лес» (старший дошкольный возраст)
Провела: воспитатель О. С. Сараева
Конспект НОД по экологии «Берегите лес» (старший дошкольный возраст).
Публикация «Конспект занятия по экологии „Берегите лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: формировать у детей бережное отношение к лесу – как природному богатству.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей представления о том, как действия людей вредят природе;
-формировать у детей представления о профессии лесник и его природоохранной деятельности;
Развивающие:
-развивать умение анализировать, делать выводы.
(при решении проблемных ситуаций,
- развивать связную речь, развивать мелкую моторику рук.
- развивать коммуникативные навыки, внимание, память.
Воспитательные:
-воспитывать желание заботиться о лесе: не совершать поступков, несущих вред (угрозу) лесу и его обитателям.
-воспитывать умение делать выбор в сложной ситуации, оценивать поведение других людей.
-воспитывать чувство коллективизма.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, физическая.
Методы, приемы, технологии: практический, игровой, наглядный, словесный;
Беседа, художественное слово, игра, презентация, физминутка, гимнастика для глаз:
Здоровьесберегающая технолоогия, технология проблемного обучения, личностно-ориентированная технология, игровая технология
Предварительная работа:
- прогулки.
- уборка территории детского сада вместе с родителями и воспитателями.
- изготовление и развешивание кормушек (совместно с родителями);
-чтение стихов и рассказов о природе,
-рассматривание иллюстраций леса, природы.
- раскрашивание экологических знаков;
- беседы о жизни животных и растений в лесу и правилах поведения в природе;
- составление рассказов о природе по опорным схемам и мнемотаблицам;
- проведение дидактических игр («Кто где живёт», «Кто лишний», «Хорошо или плохо», «Найди отличия») и подвижных игр
- игровые экологические ситуации.
Материалы и оборудование:
- конверт с загадкой и заданиями
- аудиозапись «Звуки леса»
- презентация «Лес наше богатство»
- разрезные картинки со знаками правил поведения в природе
- мольберт
- картинки с животными (зайка под кустом, рыбка в мутной воде, ежик у окна в доме у человека, лисенок потерявший маму)
- картон, клей, салфетки, кисти.
- плакат.
Ход НОД.
Звучит аудиозапись «Звуки леса»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам в группу пришло письмо, но оно какое-то необычное (на конверте наклеены листья деревьев, хотите посмотреть, что же внутри конверта? (Ответы детей)
Слушайте внимательно: «Здравствуйте ребята! У нас в лесу случилась настоящая беда, всюду разбросан мусор, болеют животные и гибнут деревья. Я один не справляюсь с этой бедой. Помогите мне пожалуйста разобраться, кто же устраивает весь этот беспорядок в лесу. (Старичок-Лесовичок).
Воспитатель: Ребята, а как же мы можем помочь Лесовичку? (ответы детей)
(подводим детей к тому, что отправиться в лес на помощь)
Как же мы можем отправиться на экскурсию? (ответы детей)
Воспитатель: Хорошо, тогда давайте закроем глаза и произнесем «покрутились, покрутились и в лесу мы очутились»
1 слайд + пение птиц.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите. Что же это перед нами? (ответы детей) Как вы думаете, для чего нам нужен лес? (ответы детей)
Совершенно верно. Лес - это кладовая грибов и ягод, прекрасное место для отдыха и спокойной прогулки. Лес – это неописуемая красота, это наш помощник.
-Чем же нам еще помогает лес? (ответы детей)
Вы абсолютно правы.
Передвигаемся дальше по группе и видим лес и кругом разбросан мусор.
2 слайд (лес и мусор) : Посмотрите, ребята, а что вы видите? (ответы детей)
Правильно. А как вы думаете, откуда мусор в лесу? (ответы детей)
Конечно ребята, именно люди разбрасывают фантики, пустые бутылки, пакеты и многое другое, тем самым засоряя природу.
Воспитатель: А мы с вами можем как-то помочь лесу? (ответы детей)
Воспитатель: совершенно верно, мы можем убрать этот мусор, смотрите у нас есть пакеты. А что же нам еще необходимо, чтобы себя обезопасить, ведь мусор грязный? (ответы детей) (подводим их к тому, что нужны перчатки).
(убираем вместе мусор) Какие вы молодцы.
Как вы думаете, такие свалки опасны для леса и его обитателей? Чем? (ответы детей)
3 слайд (животные, которые пострадали из-за мусора)
Воспитатель: Вы абсолютно правы, животные могут пораниться об острые предметы, запутаться в пакетах или даже съесть их. Но есть еще одна угроза в том, что весь этот мусор может много- много лет лежать в почве и не сгнить. А как вы думаете, чем это грозит нашим лесам? (Предположения детей,воспитатель подводит к нахождению правильного ответа)
4 слайд (Погибающий лес)
Ребята, вы совершенно правы, весь этот мусор засоряет почву и деревья начинают из-за этого гибнуть.
Воспитатель: Ну, что двигаемся дальше? Ребята, посмотрите, что же у нас тут на мольберте? ( открывает закрытые тканью картинки с животными: зайка под кустом, рыбка в мутной воде, ежик у окна в доме у человека, лисенок потерявший маму). Давайте поиграем, вы попробуете поставить себя на их место и рассказать, что же их тревожит. (Игра - ситуация «Кто что говорит»)
Воспитатель: Ребята, все люди в лесу гости. А разве мы, приходя к кому-то в гости, разбрасывает вещи или мусорим там? (Ответы детей)
-конечно же, нет. Поэтому людям необходимо напоминать о правилах поведения в лесу, чтобы не нарушать жизнь леса и его обитателей.
5 слайд (Знаки правил поведения в лесу)
Мы с вами эти знаки уже видели. Они установлены для того, чтобы люди помнили и знали, что в лесу нельзя делать.
Беседа с детьми о знаках.
Ребята, смотрите как получается, мы знаем, что есть такие знаки, а другие ребята не знают. Как мы можем с вами им об этом рассказать или показать? (Ответы детей)
В диалоге подводим их к тому, что поделиться с ребятами такими знаками.
Воспитатель: Смотрите ребята, у нас на столах есть какие-то разрезные картинки. Рассматриваем и приходим к выводу о том, что это знаки и их нужно собрать и склеить и оформить на плакате. А затем подарить ребятам из соседней группы.
Но перед тем как приступить к работе, давайте немного отдохнем?
Воспитатель предлагает детям выбрать физминутку. Предполагаем «У оленя дом большой»
Мы растем, растем, растем,
Все о мире узнаем,
Не обидим мы букашек,
Гнезд не разорим у пташек,
Не сорвем прекрасный ландыш,
Муравейник сохраним,
Ручеек не замутим,
Мы деревья посадили
Значит, жизнь себе продлили!
Дети приступают к работе, воспитатель оказывает необходимую помощь.
Дети показывают знаки и рассказывают о них.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием, теперь и у детей соседней группе будут такие знаки и они тоже будут знать правила поведения в лесу и выполнять их. Правда?
Воспитатель: Ну, что двигаемся дальше?
Послушайте пожалуйста стихотворение В. Степанова
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг – лесничий.
6 слайд (Лесничий)
Воспитатель: Знаете ребята, что есть специальные люди, которые следят за порядком в лесу, и именно эта профессия называется лесник.
7 слайд Именно они заботятся о животных и птицах: ставят для них кормушки, приносят сено, соль и зерно. Также они защищают лесных обитателей от незаконного уничтожения.
Воспитатель: Ребята, наши глазки устали, что же нам сделать, чтобы они отдохнули? (Ответы детей)
Гимнастика для глаз
Воспитатель: Ребята, как же называется профессия человека, который следит за порядком в лесу? (ответы детей)
Конечно это лесник, именно он является другом леса.
Воспитатель: Ну что ребята, подошло время нам возвращаться с прогулки, однако прежде чем оказаться в детском саду, давайте поиграем в игру, которая называется «ДА или НЕТ», согласны? Тогда встаем в круг и начинаем.
1. Ломать деревья и ветки (нет, топают ногами)
2. сажать больше деревьев (да, хлопают в ладоши)
3. Ходить и топтать цветы (нет)
4. Любоваться красотой природы (да)
5. Рвать большие букеты цветов (нет)
6. Оставлять мусор в лесу (нет)
7. Разжигать костры в лесу (нет)
8. Беречь лес от пожара (да)
9. В лесу шуметь (нет)
10. Слушать пение птиц (да)
Воспитатель: Какие вы молодцы.
Как вы думаете, смогли мы помочь Лесовичку разобраться, кто же мусорит в лесу? (ответы детей). Мы ему напишем обязательно обратное письмо и скажем, что мы так делать никогда не будем. Правда?
Ну, что ребята, не забудьте взять плакат, пора нам возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки и произносим: «Покрутились- покрутились в детском саду мы очутились» (Звучит аудиозапись «пение птиц»)
Идем в соседнюю группу и вручаем ребятам плакат со знаками, рассказываем ребятам о знаках и правилах поведения в лесу.