Марина Петровская
Конспект по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Про доброе дело говори смело»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе для детей с нарушением речи.
Подготовила педагог высшей
квалификационной категории
Петровская Марина Анатольевна
Организованная образовательная деятельность
Тема: «Про доброе дело говори смело»
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»,
Темочки:
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Интеграция с областями: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Цель: Побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции.
Программное содержание:
1. Углублять представления детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
2. Систематизировать правила доброго, вежливого поведения. Обобщать и расширять знания детей о хороших и плохих поступках.
3. Совершенствовать коммуникативные навыки: умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей.
4. Воспитывать чувство ответственности за другого человека, доверительное отношение друг к другу.
Материал:
Картинки с изображением людей разного возраста и пола, животного, растения, птицы; изображения сказочных героев ( из сказок: «Снежная королева», «Аленький цветочек», и т. п.); пиктограммы «Эмоции», мяч, мягкая игрушка – заяц; сердечки красные и белые по количеству детей; «письмо Незнайки»; нарисованное дерево без листьев, готовые листочки, клеевые карандаши.
Предварительная работа:
Чтение сказок и обсуждение поступков героев. Этические беседы. Д/ Упражнение «Эмоции».
Методические приемы:
1. Игра «Подари улыбку».
2. Художественное слово (стихотворение).
3. Мини – беседа «Удивительное слово – доброта».
4. Игра «Будь внимательным» (с пиктограммами) – динамическая пауза.
5. Мини – беседа «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»
6. Д/игра «Какой герой».
7. Игра «Подружились» - динамическая пауза
8. Д/игра «Как поступить?»
9. Игра «Назови ласково».
10. «Дерево добрых дел»
11. Художественное слово (стихотворение)
12. Итог. Положительная оценка.
Словарная работа:
Активизировать в речи детей слова: внимательный, заботливый, щедрый, отзывчивый, добродушный, равнодушный, жестокий, жадный.
Ожидаемые результаты: Дети начинают понимать, что характер человека не зависит от его внешности. Анализируют, различают и называют хорошие и плохие поступки. Становятся более доброжелательными по отношению к друг другу.
Ход ООД:
Дети сидят вместе с педагогом в кругу. Педагог предлагает поиграть в игру «Подари улыбку другу». Передает мяч рядом сидящему ребенку со словами: «Сережа, я дарю тебе улыбку». И улыбается ребенку. Ребенок с улыбкой берет мяч и с теми же словами передает мяч следующему ребенку.
Когда мяч возвращается к педагогу, он предлагает детям послушать стихотворение И. Тулуповой «Доброта».
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
- Как вы думаете, ребята, о чем я хочу с вами поговорить?
(о доброте)
- Удивительное, волшебное слово – доброта! Подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать - добрый?
(о человеке – добрый человек,
о поступке – добрый поступок,
о дне – добрый день,
о пути – доброго пути и т. д.)
- всегда, когда хотят, чтобы человеку было хорошо ему желают добра.
- Скажите, пожалуйста, какими словами можно еще назвать доброго человека?
(внимательный, заботливый, щедрый, отзывчивый, добродушный, хороший)
- А если человек недобрый, значит он какой?
(грубый, злой, равнодушный, жадный, плохой)
Педагог показывает детям пиктограммы с изображением различных эмоциональных состояний человека. И предлагает детям выбрать изображение доброго и злого выражения лица и обосновать свой выбор.
- А как вы думаете, ребята, может ли добрый человек иногда сердиться (показывает соответствующую пиктограмму) (да)
- А может ли злой человек выглядеть радостным довольным (показывает соответствующую пиктограмму) (да)
- Правильно, всякий человек может сердиться или радоваться.
- Скажите, когда человек сердится?
(ответы детей)
- А когда человек выглядит веселым, довольным?
(ответы детей)
- Давайте поиграем в игру «Будь внимателен».
Дети встают врассыпную на ковер и под музыкальное сопровождение начинают выполнять танцевальные движения (по желанию). Педагог показывает детям пиктограмму «Добрый» или «Злой», в этот момент смолкает музыка, и дети изображают эту эмоцию. Заканчивается игра на доброй эмоции. Дети проходят на свои места.
- Ребята, скажите, какое выражение лица вам легче и приятнее изображать доброе или злое? (доброе)
- По выражению лица мы можем определить, какое у человека сейчас настроение.
- А вот определить добрый он или злой мы можем только поступкам человека. Добрый человек совершает, какие поступки? (добрые)
А злой - (злые)
- Давайте совершим небольшое путешествие в сказку. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»
Предлагает две иллюстрации: «Снежная королева» и «Чудовище» из сказки «Аленький цветочек».
- Посмотрите, какая красивая женщина! Из какой она сказки, вы догадались?
- Вспомните, пожалуйста, почему Снежная королева понравилась Каю?
(потому, что она красивая)
- А это чудовище, из какой сказки?
- Почему, все боялись его?
- Давайте теперь вспомним, какими на самом деле оказались эти сказочные герои. У меня есть сердечки красные и белые:
Красное – доброе, милосердное, любящее, заботливое, отзывчивое.
Белое – злое, равнодушное, грубое.
- Возьмите каждый белое и красное сердечко. Давайте повторим, красное сердце какое? (ответы) А белое какое? (ответы). Подарите каждому герою то сердце, которое он на ваш взгляд заслужил. (дети располагают сердечки под иллюстрациями.
- Что же мы видим, кто здесь добрый сказочный герой?
(Чудовище)
-А кто злой герой?
(Снежная королева)
- Как же вы догадались?
(по их поступкам) Каким?
- Совершенно верно о людях мы судим глядя на их поступки, а не по внешнему виду. Иногда за красивой внешностью и сладкой улыбкой скрывается злой, коварный человек, как Снежная королева. И, наоборот, за некрасивой, невзрачной внешностью прячется доброе, отзывчивое щедрое сердце, как у чудовища из сказки «Аленький Цветочек».
- Что-то героям нашим стало одиноко. Давайте подберем им подходящие компании.
Д/игра «Какой герой». Дети берут картинку, называют героя, говорят из какой он сказки, какой это герой злой или добрый и почему они так думают. (потому, что совершает поступки – отрицательные, злые или положительные, добрые). Помещают их изображения рядом Чудовищем или Снежной королевой.
(Бармалей, ведьма из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка, мачеха и ее дочка из сказки «Двенадцать месяцев», Кощей бессмертный, Змей-Горыныч и т. д.)
(Герда, Золушка, Падчерица, Доктор Айболит, Настенька, Добрыня и т. д.)
А теперь, мальчики и девочки, мы немножко отдохнем. Всем известно, что добрые люди – хорошие, верные друзья. Поиграем в игру «Подружились». Дети образуют круг и под спокойную мелодию идут по кругу. Как только музыка заканчивается, выбирают себе пару, берутся за руки и под веселую мелодию кружатся. Затем снова встают в круг, игра повторяется.
- В сказках добро всегда побеждает зло. Но в жизни, к сожалению, не всегда так бывает. Чем больше вокруг добрых людей, тем лучше нам всем с вами живется.
- Ребята, нам пришло письмо. (показывает, читает)
«Дорогие, мальчики и девочки, пишет вам Незнайка, Я очень хочу быть добрым и воспитанным, но у меня не всегда это получается. Помогите мне, пожалуйста, научите, как должен поступать добрый человек. Картинки я вам высылаю».
Игра «Как поступить»
Детям предлагают картинки с изображением: людей разного возраста, животного, птицы, растения. Детям надо сказать, как поступает по отношении к ним добрый человек. Например, ребенок показывает картинку, на которой изображен малыш и говорит, Что нужно ему помогать, играть с ним, заботиться, следить, чтобы не попал в беду, учить его и т. д. Ответы детей записывают на магнитофон (или видео, чтобы затем отправить Незнайке.
- Ребята, а как вы понимаете поговорку : «Ласковое слово душу согревает».
(ответы детей)
- правильно, ребята, доброе слово и кошке приятно. А грубым словом можно обидеть. Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Педагог берет мягкую игрушку и дает ее ребенку со словами: «Мишенька, возьми зайчика», и т. д. Игра проводится в кругу.
- Как хорошо, когда тебя окружают добрые люди. Как говорится в пословице : «В добре жить хорошо».
- Давайте же придумаем правила доброты. Смотрите вот дерево, но на нем нет листьев. Каждый листочек это правило доброты. Мы говорим, что надо делать, чтобы быть добрым и приклеиваем листочек. И у нас получится «Дерево добрых дел»
(не обижать людей; не обижать животных; помогать тем, кто попал в беду; быть вежливым; быть приветливым; помогать слабым; уважать старших; беречь природу; совершать добрые поступки; и т. д.)
В конце все рассматривают «дерево добрых дел».
- Смотрите, какое красивое, зеленое дерево у нас получилось.
- Если все люди будут соблюдать эти правила, то мир будет прекрасным, а люди счастливыми.
«Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила».
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта – она от века
Украшенье человека.
-Будьте добры к родным, друзьям и ко всем кто вас окружает.