Лучший педагог года

Метод проектов — высокоэффективная форма воспитания и обучения дошкольников

Марина Шевченко
Метод проектов — высокоэффективная форма воспитания и обучения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность темы обусловлена следующими факторами. Перспективность и актуальность использования проектов состоит в том, что это способ организации детской деятельности, построенный на основе интересов и возможностей ребенка, позволяющий ему реализовываться в наиболее естественном и важном для него качестве исследователя. Во время работы над проектом происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.

Публикация «Метод проектов — высокоэффективная форма воспитания и обучения дошкольников» размещена в разделах

Длительное время задания, направленные на разработку проектов, применялись в учебном процессе школы, но не получили должного теоретического обоснования. Позже методика стала активно применяться для детей дошкольного возраста, преимущественно в условиях детского сада. В настоящее время проблема и педагогические условия обучения и воспитания дошкольников средствами проектной деятельности разработаны недостаточно. Научные исследования в области проектной деятельности в основном посвящены изучению детей школьного возраста, а также обучающихся ВУЗов. Данные возрастные категории имеют свои особенности, что не позволяет применять существующие научные изыскания к детям дошкольного возраста.

Объектом исследования стал метод проектов и проектирование в дидактике.

Предмет исследования – метод проектов как форма воспитания и обучения дошкольников.

Цель исследования заключается в следующем- теоретически и опытно-экспериментальным путем проверить степень эффективности метода проектов как формы воспитания и обучения дошкольников

Задачи исследования вы можете видеть на слайде, в кратце их озвучу:

1. Раскрыть сущность метода проектов в педагогике в историческом и современном аспектах.

2. Рассмотреть классификации и основные этапы проектов.

3. Выявить особенности внедрения проектного метода в условиях ДОУ.

4. Разработать и реализовать в условиях средней группы дошкольного учреждения проект по развитию пространственных представлений дошкольников при помощи конструктора ТИКО.

5. Исследовать динамику изменения уровня обучения и воспитания младших дошкольников после реализации данного проекта и провести анализ эффективности.

Гипотеза исследования: предполагаем, что метод проектов эффективен в обучении и воспитании дошкольников в условиях ДОУ

Впервые предложенный американским философом –идеалистом Джоном Дьюи, а позже его учеником и соратникам Вильямом Килпатриком метод проектов в своей основе предполагал обучение, поэтому традиционно в зарубежной педагогике проектная деятельность рассматривается как средство обучения, направленная на решение утилитарной задачи выполнение учебных заданий в реальной жизненной обстановке.

В отечественной практике проектная деятельность исконно рассматривалась как средство всестороннего развития детей, в том числе как средство развития их творческих способностей. Николай Евгеньевич Веракса рассматривают проектирование как важную сферу познавательной деятельности, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников, прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану. Метод проектной деятельности, основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования.

Современный девиз проектного метода звучит так : «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь»

Сегодня проектная деятельность трактуется как педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей; как комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни; как способ организации педагогического процесса; как особый вид интеллектуально-творческой деятельности; как со-вокупность приемов, овладения определенной областью практического или теоретического знания; как один из вариантов интеграции субъектов образовательного процесса (интеграция на основе единого проекта).

В настоящее время проекты классифицируют по следующим признакам:

По тематике и способам реализации результатов: творческие, информационные, игровые или исследовательские

По составу участников: индивидуальные, групповые, фронтальные (коллективные)

По срокам реализации: краткосрочные (1-3занятий, средней продолжительности (1-2 месяца) и долгосрочными (весь учебный год).

Работа над проектом происходит поэтапно : этап подготовки; этап исследования, разработки, изготовления, реализации; этап презентации.

Проектная деятельность как сложно организованный процесс предполагает не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса дошкольного учреждения. Внедрение метода проектов в ДОУ проходит успешно в рамках созданной системы занятий проектной деятельностью, при условиях:

создания специальной образовательной среды, материального обеспечения проектной деятельности, стимулирования самостоятельности и инициативности ребенка, устойчивой мотивации, создания ситуации выбора из различных вариантов решения поставленной задачи, соблюдения основных этапов проектной деятельности. В ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также, что очень важно, вовлекаются родители и другие члены семьи.

Моё исследование проводилось в Детском Саду №46, г. Гатчина, во второй младшей группе в период с сентября 2016 по март 2017 г. В исследовании принимали участие дети в количестве 20 человек.

Согласно результатам первой диагностики, разработанной совместно с методистом детского сада, в экспериментальной группе у 6 детей (60%) определен низкий уровень сформированности представлений, у 4 детей (40%) – средний уровень. В контрольной группе низкий уровень сформированности представлений определен у 4 детей, средний уровень – у 6 детей. Высокий уровень сформированности представлений не был выявлен ни у одного из дошкольников двух групп. Количественные, геометрические, пространственные представления и представления о величине у младших дошкольников сформированы крайне слабо и требуется проведение целенаправленной работы по их формированию.

Разработан и реализован в условиях второй младшей группы дошкольного учреждения проект по развитию пространственных представлений дошкольников при помощи конструктора ТИКО. Функции конструкторов «тико» соответствуют Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, выполняют образовательную, развивающую, воспитательную функции

Образовательная:

• систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);

• способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);

формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.

Развивающая:

• улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);

• развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);

• прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).

Воспитательная :

воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);

• тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта).

• стремясь добиться определенного результата, ребенок ставится настойчивым и целеустремленным.

Проект «Конструируем вместе с ТИКО» включает в себя 18 занятий. Занятия по проектированию проводятся один раз в неделю. Каждое занятие продолжительностью 15 мин

При реализации проекта были задействованы различные методы и приемы работы с детьми: словесные (беседы, разъяснения). наглядные (показ правил работы с конструктором, демонстрация готовых работ, работа с технологическими картами);

практические (упражнения с конструктором, моделирование);

По итогам занятий проводились выставки детского творчества (один раз в месяц). Работа над каждым тематическим проектом происходила поэтапно.

Этап подготовки:

( Задачами детей на этом этапе: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в окружающем мире.

Этап исследования, этап разработки:

На этих этапах (помимо организации деятельности) важно помочь детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

Этап изготовления, этап реализации:

(по необходимости оказывается ребятам практическая помощь, а также направляется и контролируется осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков).

Этап презентации:

готовим презентацию вместе с детьми, после чего представляем зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности. Исследована динамика изменения уровня обучения и воспитания младших дошкольников после реализации данного проекта и проведен анализ эффективности.

По итогам контрольной диагностики в экспериментальной группе высокий уровень сформированности представлений был определен у 7 детей (70%, средний уровень – у 3 детей (30%). В контрольной группе по итогам контрольной диагностики у всех детей был определен средний уровень (100%).

Положительная динамика в повышении уровня сформированности представлений отмечена как в экспериментальной, так и в контрольной группе, однако, в экспериментальной группе, с детьми которой был реализован проект «Конструируем вместе с ТИКО», формирование представлений проходило более интенсивно.

Таким образом опытным путем, доказана эффективность метода проектов как формы воспитания и обучения дошкольников

Цель и задачи работы достигнуты. Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игра, как ведущий метод обучения дошкольников иностранному языку «Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как не может приучиться в несколько лет» К. Д. Ушинский Возможности.

Детское исследование как метод обучения старших дошкольников .

Использование метода проектов как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном поселке, стране, особенностях народных традиций, часто.

Консультация для воспитателей «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников» Консультация для воспитателей «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников» Маляева Т. Л. Цель экологического воспитания дошкольников.

Метод проектов как инновационная форма организации образовательной деятельности для млалшего дошкольного возраста Метод проектов в занятии с дошкольниками сейчас – это оптимальный, современный и многообещающий метод, который должен занять свое достойное.

Метод проектов, как средство развития познавательных интересов и познавательных действий дошкольников Современный этап развития дошкольного образования характеризуется тем, что одним из значимых направлений в его реформировании и модернизации.

Презентация «Метод проектов как современная форма взаимодействия с родителями» Методическая разработка «Метод проектов как современная форма взаимодействия с родителями» 2 СЛАЙД Общение педагогов с родителями воспитанников.

Песочный стол как активный метод обучения дошкольников ПЕСОЧНЫЙ СТОЛ КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Е. А. Наумова, МКДОУ Д/С №4 «Теремок» общеразвивающего вида городского поселения г.

Тезисы доклада «Метод проектов как эффективная современная технология экологического образования дошкольников» Тезисы доклада на тему: «Метод проектов как эффективная современная технология экологического образования дошкольников» Воспитатель МБДОУ.

Экскурсия как форма обучения старших дошкольниковЭкскурсия как форма обучения старших дошкольников Экскурсия - одна из форм обучения старших дошкольников. В нашем поселке есть Историко-краеведческий музей в который мы предлагаем отправится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод проектов — высокоэффективная форма воспитания и обучения дошкольников
Опубликовано: 15 ноября 2018 в 20:45
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метод проектов — высокоэффективная форма воспитания и обучения дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Марина Шевченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД