Марина Шевченко
Метод проектов — высокоэффективная форма воспитания и обучения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы обусловлена следующими факторами. Перспективность и актуальность использования проектов состоит в том, что это способ организации детской деятельности, построенный на основе интересов и возможностей ребенка, позволяющий ему реализовываться в наиболее естественном и важном для него качестве исследователя. Во время работы над проектом происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.
Публикация «Метод проектов — высокоэффективная форма воспитания и обучения дошкольников» размещена в разделах
Длительное время задания, направленные на разработку проектов, применялись в учебном процессе школы, но не получили должного теоретического обоснования. Позже методика стала активно применяться для детей дошкольного возраста, преимущественно в условиях детского сада. В настоящее время проблема и педагогические условия обучения и воспитания дошкольников средствами проектной деятельности разработаны недостаточно. Научные исследования в области проектной деятельности в основном посвящены изучению детей школьного возраста, а также обучающихся ВУЗов. Данные возрастные категории имеют свои особенности, что не позволяет применять существующие научные изыскания к детям дошкольного возраста.
Объектом исследования стал метод проектов и проектирование в дидактике.
Предмет исследования – метод проектов как форма воспитания и обучения дошкольников.
Цель исследования заключается в следующем- теоретически и опытно-экспериментальным путем проверить степень эффективности метода проектов как формы воспитания и обучения дошкольников
Задачи исследования вы можете видеть на слайде, в кратце их озвучу:
1. Раскрыть сущность метода проектов в педагогике в историческом и современном аспектах.
2. Рассмотреть классификации и основные этапы проектов.
3. Выявить особенности внедрения проектного метода в условиях ДОУ.
4. Разработать и реализовать в условиях средней группы дошкольного учреждения проект по развитию пространственных представлений дошкольников при помощи конструктора ТИКО.
5. Исследовать динамику изменения уровня обучения и воспитания младших дошкольников после реализации данного проекта и провести анализ эффективности.
Гипотеза исследования: предполагаем, что метод проектов эффективен в обучении и воспитании дошкольников в условиях ДОУ
Впервые предложенный американским философом –идеалистом Джоном Дьюи, а позже его учеником и соратникам Вильямом Килпатриком метод проектов в своей основе предполагал обучение, поэтому традиционно в зарубежной педагогике проектная деятельность рассматривается как средство обучения, направленная на решение утилитарной задачи выполнение учебных заданий в реальной жизненной обстановке.
В отечественной практике проектная деятельность исконно рассматривалась как средство всестороннего развития детей, в том числе как средство развития их творческих способностей. Николай Евгеньевич Веракса рассматривают проектирование как важную сферу познавательной деятельности, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников, прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану. Метод проектной деятельности, основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования.
Современный девиз проектного метода звучит так : «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь»
Сегодня проектная деятельность трактуется как педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей; как комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни; как способ организации педагогического процесса; как особый вид интеллектуально-творческой деятельности; как со-вокупность приемов, овладения определенной областью практического или теоретического знания; как один из вариантов интеграции субъектов образовательного процесса (интеграция на основе единого проекта).
В настоящее время проекты классифицируют по следующим признакам:
По тематике и способам реализации результатов: творческие, информационные, игровые или исследовательские
По составу участников: индивидуальные, групповые, фронтальные (коллективные)
По срокам реализации: краткосрочные (1-3занятий, средней продолжительности (1-2 месяца) и долгосрочными (весь учебный год).
Работа над проектом происходит поэтапно : этап подготовки; этап исследования, разработки, изготовления, реализации; этап презентации.
Проектная деятельность как сложно организованный процесс предполагает не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса дошкольного учреждения. Внедрение метода проектов в ДОУ проходит успешно в рамках созданной системы занятий проектной деятельностью, при условиях:
создания специальной образовательной среды, материального обеспечения проектной деятельности, стимулирования самостоятельности и инициативности ребенка, устойчивой мотивации, создания ситуации выбора из различных вариантов решения поставленной задачи, соблюдения основных этапов проектной деятельности. В ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также, что очень важно, вовлекаются родители и другие члены семьи.
Моё исследование проводилось в Детском Саду №46, г. Гатчина, во второй младшей группе в период с сентября 2016 по март 2017 г. В исследовании принимали участие дети в количестве 20 человек.
Согласно результатам первой диагностики, разработанной совместно с методистом детского сада, в экспериментальной группе у 6 детей (60%) определен низкий уровень сформированности представлений, у 4 детей (40%) – средний уровень. В контрольной группе низкий уровень сформированности представлений определен у 4 детей, средний уровень – у 6 детей. Высокий уровень сформированности представлений не был выявлен ни у одного из дошкольников двух групп. Количественные, геометрические, пространственные представления и представления о величине у младших дошкольников сформированы крайне слабо и требуется проведение целенаправленной работы по их формированию.
Разработан и реализован в условиях второй младшей группы дошкольного учреждения проект по развитию пространственных представлений дошкольников при помощи конструктора ТИКО. Функции конструкторов «тико» соответствуют Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, выполняют образовательную, развивающую, воспитательную функции
Образовательная:
• систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);
• способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);
• формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.
Развивающая:
• улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);
• развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);
• прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).
Воспитательная :
• воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);
• тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта).
• стремясь добиться определенного результата, ребенок ставится настойчивым и целеустремленным.
Проект «Конструируем вместе с ТИКО» включает в себя 18 занятий. Занятия по проектированию проводятся один раз в неделю. Каждое занятие продолжительностью 15 мин
При реализации проекта были задействованы различные методы и приемы работы с детьми: словесные (беседы, разъяснения). наглядные (показ правил работы с конструктором, демонстрация готовых работ, работа с технологическими картами);
практические (упражнения с конструктором, моделирование);
По итогам занятий проводились выставки детского творчества (один раз в месяц). Работа над каждым тематическим проектом происходила поэтапно.
Этап подготовки:
( Задачами детей на этом этапе: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в окружающем мире.
Этап исследования, этап разработки:
На этих этапах (помимо организации деятельности) важно помочь детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.
Этап изготовления, этап реализации:
(по необходимости оказывается ребятам практическая помощь, а также направляется и контролируется осуществление проекта.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков).
Этап презентации:
готовим презентацию вместе с детьми, после чего представляем зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности. Исследована динамика изменения уровня обучения и воспитания младших дошкольников после реализации данного проекта и проведен анализ эффективности.
По итогам контрольной диагностики в экспериментальной группе высокий уровень сформированности представлений был определен у 7 детей (70%, средний уровень – у 3 детей (30%). В контрольной группе по итогам контрольной диагностики у всех детей был определен средний уровень (100%).
Положительная динамика в повышении уровня сформированности представлений отмечена как в экспериментальной, так и в контрольной группе, однако, в экспериментальной группе, с детьми которой был реализован проект «Конструируем вместе с ТИКО», формирование представлений проходило более интенсивно.
Таким образом опытным путем, доказана эффективность метода проектов как формы воспитания и обучения дошкольников
Цель и задачи работы достигнуты. Спасибо за внимание!