Наталья Голубева
Конспект по риторике в подготовительной группе «Звуки окружающего мира. Речевые и неречевые звуки. Органы артикуляции»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по риторике в подготовительной группе «Звуки окружающего мира. Речевые и неречевые звуки. Органы артикуляции".
Цель: формирование представлений о понятии «звук».
Задачи:
-учить различать звуки (речевые, неречевые);
Публикация «Конспект по риторике в подготовительной группе „Звуки окружающего мира, Речевые и неречевые звуки, Органы артикуляции“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- закрепить названия частей лица и артикуляционных органов;
- развивать фонематический слух;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её.
Оборудование: «звучащие» предметы (бумага, пакет, монеты, ножницы, музыкальные инструменты (маракасы, колокольчик, металлофон, небольшая ширма, игрушка заяц, зеркала, листы, простые и цветные карандаши.
Ход занятия:
Логопед: Жил-был Заяц. Вот такой. У него были вот такие длинные уши, которыми он любил слушать, как звучат разные звуки. Вокруг нас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Приготовьте свои ушки. Зайка предлагает вам послушать и узнать, какие предметы звучат за ширмой. (Шорох бумаги, ножницы режут бумагу, шуршит пакет, звук музыкальных инструментов, звон монет и т. д.)
Логопед: Какие звуки мы можем услышать на улице?
Дети: Шум машин, шум ветра, голоса птиц, людей.
Логопед: Итак, вокруг нас множество звуков, и мы сами можем произносить звуки. Звуки, которые произносит человек – речевые звуки, потому что только у людей есть речь, то есть способность говорить. Остальные звуки – неречевые. Это могут быть музыкальные звуки, звуки природы, звуки шума.
Логопед: Попробуйте закрыть плотно рот и сказать «Зайка», не открывая рта.
(Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом.)
Логопед: Вы смогли произнести слово с закрытым ртом?
Дети: Нет.
Логопед: Можно ли разговаривать без помощи губ, щек и зубов?
Дети: Нельзя.
Логопед: А без языка?
Дети: Тоже нет.
Логопед: Щёки, зубы и язык – это наш речевой аппарат. С помощью речевого аппарата люди разговаривают.
Логопед предлагает детям взять зеркала и произнести некоторые звуки (п-п-п, б-б-б - эти звуки мы произносим губами; в-в-в, ф-ф-ф – соединяем верхние зубы и нижнюю губу, д-д-д, т-т-т – соединяем язык и верхние зубы; некоторые звуки можно тянуть, петь – а-а-а, о-о-о, у-у-у…
Логопед: Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять разные упражнения.
Логопед: Послушайте стихотворение о весёлом язычке и повторяйте за мной все движения язычка, губ, щёк.
Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин - Язычок.
Он удобно в доме лёг.
(Широко открывать рот.)
В этом доме две стены.
Это щёки нам видны.
Могут стены в дом втянуться,
А потом, как шар, раздуться.
(Надувать и втягивать щеки.)
Пол есть тоже в доме нашем.
Челюсть нижнюю покажем.
Эта челюсть нижняя
В домике подвижная.
(Вращать нижней челюстью.)
Потолок вверху, внутри,
Это нёбо. Посмотри.
Можно к нёбу прикасаться,
Постучать и там остаться.
(Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу.)
Вход в дом двери запирают.
Двери разные бывают.
Двери-зубы. Осторожно.
Закрываются надежно.
(Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.)
Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.
(Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».)
Язычок наш не скучает.
В доме сказки сочиняет.
Логопед: Итак, с помощью чего люди могут произносить звуки, разговаривать?
Дети: Щёки, зубы и язык.
Логопед: А с помощью чего мы слышим речь?
Дети: С помощью ушей.
Физкультминутка. (Игра в кругу повторяется 2-3 раза.)
Логопед: Сейчас немного поиграем, друг друга по голосу узнаем.
Аня ты сейчас в лесу.
Мы зовё м тебя: «Ау»!
Ну-ка, глазки закрывай, не робей!
Кто позвал тебя, узнай поскорей!
Логопед: Длинные уши Зайки много чего слышали в лесу.
Ш-Ш-Ш – прошипела змея (дети повторяют звук и рукой изображают змею)
З-З-З – прозвенел комарик (хлопнули в ладоши – поймали комарика)
Ж-Ж-Ж – прожужжала пчела (показывают, как пчела села на цветок).
Логопед: Заяц внимательно все слушает, а сам не шумит. На какой звук начинается слово «заяц»?
Дети: На звук З.
Игра «Поймай звук» : дети хлопают в ладоши, если слышат в слове звук «З» (заря, кусты, лес, дерево, зубы, грибы, гроза, лиса, трава, змея, морковка, зонт).
Логопед: Длинноухому Зайке очень понравилось играть с вами. Давайте вспомним, какие звуки бывают?
Дети: Речевые и неречевые звуки.
Логопед: Чем мы слышим?
Дети: С помощью ушей.
Логопед: С помощью чего человек произносит звуки?
Дети: С помощью языка и губ.
Работа на листочках.
Логопед: Предлагаю нарисовать для нашего гостя морковки, а потом их раскрасить.
Логопед: На столе лежат смайлы весёлые и грустные, если вам всё понравилось и всё было понятно, то возьмите весёлый смайл, если что-то было трудно, не понятно, то возьмите грустный.