Диана Жарова
Конспект по речевому развитию в старшей-подготовительной группе с НФЗ по заучиванию стихотворения С. Есенина «Черемуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: научить детей эмоционально читать наизусть стихотворения о весне, замечать выразительные средства, развивать образность речи.
Задачи:
• Образовательные:
1. Совершенствовать навык определять и высказывать свои чувства, возникающие при прослушивании стихотворений о весне.
2. Помочь детям понять содержание стихотворного текста о цветении черемухи, приходе весны;
3. Закреплять представление детей о признаках весны.
• Развивающие :
1. Развивать слуховое внимание при восприятии стихотворения;
Темочки:
- Дерево Черемуха
- Есенин С.А.
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
2. Способствовать развитию процесса запоминания с использованием пиктограммы;
3. Обогащать речь детей за счет слов: роса медвяная, зелень пряная, развесившись, волной гремучею.
• Воспитательные:
1. Вызвать интерес к стихотворению через мотивацию речевой деятельности и желания выучить его;
2. Продолжать развивать фантазию и воображение.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
К концу занятия дети должны:
• Иметь представления: о признаках весны
• Уметь: определять и высказывать свои чувства, возникающие при прослушивании стихотворений о весне
Оборудование:
• Для воспитателя: цветные иллюстрации с изображением разных периодов весны, иллюстрации черёмухи и других цветущих деревьев, текст стихотворения, портрет С. Есенина
• Для детей: бумага для рисования мнемотаблицы
Предварительная работа: Наблюдение природы весной, беседы о весне, сезонных изменениях в природе, связанных с приходом весны, цветении деревьев, рассматривание иллюстраций цветущих деревьев, кустарников, цветов; чтение стихотворений о весне.
Ход НОД
Вводная часть:
Ребята, сегодня у нас будет не простое занятие, а чтобы узнать чему оно будет посвящено вам нужно загадку отгадать. (приложение №1)
Ребята, какие приметы весны вы знаете?
• солнце светит ярко и греет;
• тает снег, с крыш капает капель;
• появляются проталинки на земле;
• дни становятся длиннее, а ночи короче;
• бегут весенние ручейки;
• вся природа просыпается от зимнего сна;
• на деревьях и кустах появляются листья;
• птицы прилетают с теплых стран, строят гнезда;
• от спячки просыпаются зимующие звери;
• на полянках зацветают цветы;
• появляются насекомые.
Молодцы! А какой у нас сейчас месяц?
А какие стихи о весне вы знаете?
Да, замечательные стихотворения о весне! Весна – это время года, которое нравится всем. Люди творческие стараются отразить свои чувства и эмоции в произведениях.
Основная часть:
Что делают композиторы? Художники? Поэты? (пишут картины, сочиняют музыку, сочинят стихи) Каким другим словом можно назвать стихи? (поэзия)
Из года в год весна приходит на землю, вызывая самые разные чувства у людей. Почти 100 лет назад было написано стихотворение «Черёмуха». Его автор С. А. Есенин, русский народный поэт. Стихи Есенина полны звуков, запахов и красок. Он называл свои стихи песней и говорил, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах.
Как вы думаете, почему Есенин писал стихи о природе? (хотел, чтобы люди узнали, какую он видел красоту, чем он любовался, чему радовался; с помощью стихов можно сказать красиво о природе; чтобы рассказать о том, как выглядит черёмуха, когда цветёт; чтобы мы узнали о его чувствах, желаниях)
Сегодня мы будем заучивать и запоминать знакомое вам стихотворение «Черёмуха»
Чтение стихотворения «Черёмуха» (приложение №2)
Вам понравилось стихотворение? Какие эмоции у вас вызвало это стихотворение?
О чём рассказал поэт в стихотворении? (о черёмухе, о ручье)
Как вы думаете, в какую погоду писал поэт стихотворение? (погода была жаркая, ярко светило солнце)
Я открою вам секрет, поэт писал стихотворение о черёмухе, любуясь на неё утром, а потом днём.
Представим себя черёмухой в утренние часы. Солнце светит не ярко, слегка освещая деревья и землю, дует лёгкий ветерок, деревья тихо покачиваются.
Физминутка «Черемуха утром»
Я буду читать первую часть стихотворения. А вы с помощью жестов будете показывать о чём я рассказываю.
Черёмуха душистая с весною расцвела
И ветки золотистые, что кудри завила.
Кругом роса медвяная сползает по коре,
Под нею зелень пряная сверкает в серебре.
Как поэт рассказал о черёмухе в начале стихотворения?
Черёмуха душистая с весною расцвела
И ветки золотистые, что кудри завила.
Черёмуха душистая, а как её по-другому можно назвать? (ароматная, пахучая, вкусная)
Какую черёмуху вы представили, когда услышали эти строчки? (большая, белая, вся в цвету)
Почему ветки золотистые? (много жёлтых тычинок на цветах)
Черёмуха дерево медоносное. Почему поэт называет росу медвяной? (капельки сока черёмухи похожи на капельки мёда, с запахом мёда)
Цветы черёмухи душистые, ароматные, а вот запах черёмухи отпугивает даже насекомых. Почему? (сильный, резкий)
Вспомним, как о красоте листьев черёмухи говорит поэт?
Кругом роса медвяная сползает по коре,
Под нею зелень пряная сверкает в серебре.
А теперь вспомним, как в начале стихотворения выглядела черёмуха?
Чтение первого четверостишья
Черёмуха душистая с весною расцвела
И ветки золотистые, что кудри завила.
Кругом роса медвяная сползает по коре,
Под нею зелень пряная сверкает в серебре
А о чём ещё идёт речь в стихотворении? (о ручье)
Где спрятался ручей? (в траве, между корней)
Я прочту как поэт говорит об этом.
Чтение отрывка
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей
Ребята, а теперь покажем, как изменилась черёмуха днём. Я буду читать вторую часть стихотворения, а вы показывать.
Черёмуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит
Ручей волной гремучею
Все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт
Вспомните, какая стала черёмуха днём? Как автор об этом говорит?
Черёмуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит
Давайте расскажем каким стал ручей?
Ручей волной гремучею
Все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт
Где протекает ручей? Что такое проталинка? (место, где растаял снег, открылась земля)
Почему у ручья волна гремучая? (ручей гремит, шумит, течёт, не стоит на месте)
А как вы понимаете слово «обдаёт»? Каким другим словом можно заменить его? (обливает, окатывает, обрызгивает)
Как вы понимаете выражение «вкрадчиво песенки поёт»? (осторожно, нежно, ласково)
Расскажите, как поэт говорит о черёмухе днём?
Кто запомнил всё стихотворение, расскажите его.
Выразительное чтение стихотворения детьми.
Самостоятельно читают стихотворение с использованием составленной мнемотаблицы
Заключительная часть:
Очень красиво читаете стихотворения, как настоящие поэты.
Ребята, вам понравилось наше занятие? А что больше всего?
Было ли что-то сложным? Или наоборот очень легким?
На этом наше занятие подошло к концу, когда придете домой можете удивить родителей и рассказать такое красивое стихотворение.
Приложения:
Приложение №1
В лесу подснежник
Расцветет. (Весна.)
Приложение №2
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.