Хамитова Екатерина Евгеньевна
Конспект по речевому развитию в средней группе «Описание игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
(классическое)
по образовательной области «Речевое развитие»
для детей 4-5 лет
Тема: «Описание игрушки»
Выполнила
Хамитова Екатерина
Евгеньевна
Цель: развивать умения подбирать к существительному слова определения (прилагательные) и согласовывать их; учить называть и подбирать форму множественного числа существительных; учить описывать предмет
Задачи:
Публикация «Конспект по речевому развитию в средней группе „Описание игрушки“» размещена в разделах
- Игрушки
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Связная речь:
- учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида;
- учить описывать игрушку, называть характерные признаки и действия;
- подводить к составлению короткого рассказа из личного опыта.
Словарь и грамматика:
- активизировать слова,
- обозначающие признак предмета (прилагательные);
Образование форм множественного числа существительных.
Звуковая культура речи
Оборудование:
игрушки : кукла, собака, кубики, грузовик, мяч, мишка, самолёт, юла, лопатка, лошадка.
Структура занятия:
№ Части занятия Методические приемы Время
1. Организационно – мотивационный этап Загадки о игрушках
Чтение А. Барто «Лошадка», «Мячик», «Зайка», «Грузовик». 5 минут
2. Основной этап 13 минут
2.1. Этап постановки проблемы Спросить какие предметы лежат на столе и как их можно назвать одним словом 2 минуты
2.2. Этап ознакомления с материалом Игра «Один-много»
Игра «Из чего предмет?»
Игра «Какой предмет?» 5 минут
2.3. Этап практического решения проблемы Рассказывание об игрушках
Описание игрушек
Загадывание загадки и обсуждение с детьми собаки-игрушки
физкультминутка 6 минут
3. Заключительный этап рефлексия 2 минуты
Ход занятия
Воспитатель: Сейчас я хочу загадать вам загадки, а вы будете их отгадывать, согласны? (Да)
«Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Мёду зверю дай немного
И устрой ему берлогу!»
(Плюшевый медведь)
«Серый байковый зверюшка,
Косолапый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай.
И морковку ему дай!»
(Зайка)
«Он и стройный, и красивый,
У него густая грива!
Жаль, нельзя на нем промчаться,
Можно только покачаться.»
(Лошадка)
«На одной ноге крутилась,
И вдруг на бок повалилась,
С шумом на пол прилегла
Разноцветная…»
(Юла)
«Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю. ?»
(Игрушки)
Молодцы! Отгадали все загадки. Вы догадались о чем мы сегодня с вами будем говорить (о игрушках) Правильно! Сейчас я вам прочитаю, что написала детский писатель Агния Барто про игрушки. Эти стихи вы наверняка знаете наизусть:
«Лошадка»
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
«Мячик»
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
«Зайка»
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
«Грузовик»
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык -
Опрокинул грузовик.
- Посмотрите, что лежит на столе? (На столе лежат игрушки : кукла, кубики, машинка, мяч, мишка, самолёт, юла, лопатка, лошадка)
- Давайте назовём эти игрушки. (Воспитатель показывает игрушки, дети называют)
Игра «Один - много»
Описание игры : Дети встают и образуют круг, воспитатель бросает мяч каждому ребёнку по очереди, называя игрушку в единственном числе, а ребёнок должен назвать это же слово во множественном числе (например, самолёт - самолёты)
Игра «Из чего сделаны предметы?»
Описание игры : воспитатель: Из какого материала сделаны эти игрушки? Дети отвечают по образцу: кубики из дерева - деревянные, лопатка из пластмассы - пластмассовая и т. д.
Игра «Какой предмет?»
Описание игры : воспитатель показывает игрушку и задаёт вопрос : «Какой?», а дети по очереди называют как можно больше признаков (имён прилагательных, соответствующих данному объекту, например: кукла какая? Ответы детей: красивая, большая, пластмассовая, рыжеволосая и т. д. Мяч какой? Дети: красный, маленький, резиновый, прыгучий и т. д.
Рассказывание об игрушках.
Воспитатель: дети, расскажите мне пожалуйста, как можно играть с этими игрушками? Я уже совсем большая и забыла… Давайте по очереди, начиная с Вани.
Примерные ответы детей:
- с куклой (кормить, укладывать спать, собирать на прогулку и т. д.)
- с грузовиком (нагружать, выгружать, катать и т. д.)
-с кубиками (строить башню, строить гараж, строить дорогу и т. д.)
- с мячом (бросать, ловить, пинать, подкидывать и т. д.)
Описание игрушки.
Воспитатель раздаёт детям игрушки : Давайте попробуем сейчас с вами составить несколько предложений о тех игрушках, которые у вас в руках? Расскажите что это, из чего сделано и как можно с этой игрушкой поиграть.
Маша: У меня кукла, она сшита из ткани, ее можно кормить и укладывать спать.
Ваня: У меня грузовик, он железный и его можно катать по полу.
Сережа: У меня мячик, он резиновый и его можно бросать.
Катя: у меня собака, она сшита из ткани и ее тоже можно кормить.
Лё ня: а у меня кубики, они деревянные и из них можно построить гараж для грузовика.
Валя: у меня медведь, он пластмассовый, его можно посадить в грузовик и катать за собой.
Илья: у меня юла, она железная и ее надо крутить.
Лё ша: у меня самолет, он пластмассовый, он летает и перевозит разный груз и пассажиров. Я на таком летал в отпуск с мамой.
Вадик: у меня лопатка, она пластмассовая и ей можно копать песок или снег.
Юля: а у меня лошадка, она сшита из ткани и может возить на себе маленьких кукол.
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте отдохнем! Встаньте в круг рядом со мной и повторяйте за мной движения, которые я буду показывать:
Дети выполняют движения соответствующие тем, что в стихотворении:
«Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!» (повторить 2 раза)
Воспитатель: Теперь отгадайте еще одну загадку:
«С хозяином дружит
Дом сторожит
Живет под крылечком
А хвост колечком….»
(Собака)
Посмотрите внимательно на нашу игрушку : кто это? (Собака, как зовут детеныша собаки? (Щенок, собака большая, а щенок? (Маленький, давайте придумаем кличку собаке? (Жучка, Джек, Дружок, Шарик, Бобик и т. д., а какие глаза у Жучки? (Маленькие, черные, добрые и т. д., что умеет делать Жучка (Охранять дом, грызть косточку, пить водичку, приносить палку и т. д.). Вы большие молодцы! Наши игрушки заскучали без детей, очень хотят, чтоб вы с ними поиграли, поэтому нам надо поскорее заканчивать наше занятие.
Рефлексия:
- О чем мы с вами сегодня говорили? (О игрушках) В какие игры играли? (Один- много, называли из чего сделаны игрушки и какие они). Вам понравилось занятие? (Да) Почему? (Потому что мы любим играть в игрушки и много про них знаем).