Нина Сергеевна Якушкина
Конспект по развитию речи «Дифференциация звуков [Ц] — [Ч]. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Речевое развитие
Вид деятельности: Развитие речи
Тема: «Звуковая культура речи : дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».
Цель: Формировать у детей умение дифференцировать звуки ц – ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (перевод М. Боровицкой).
Публикация «Конспект по развитию речи „Дифференциация звуков [Ц] — [Ч], Чтение стихотворения Дж, Ривза „Шумный Ба-бах“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Программное содержание
Образовательные задачи:
- продолжать формировать умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по звучанию и артикуляции согласные звуки Ч и Ц;
- определять место положения звука в слове (начало, середина, конец);
- упражнять в словообразовании при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Развивающие задачи :
- продолжать развивать фонематический слух, совершенствовать интонационную выразительность речи.
Воспитательные задачи:
- воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение к товарищу, развивать навыки взаимодействия друг с другом.
Предварительная работа: разучивание чистоговорок, стихов, потешек. Словесно – дидактические игры: «Дополни предложение», «Подскажи словечко», «Придумай слово с заданным звуком», «Кто позвал?», «Кто как кричит?».
Материалы и оборудование: картинки, в названии которых при произнесении слышатся звуки «ч»-«ц»; книга Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»
Ход деятельности
1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) :
Воспитатель: Ребята, какое время года у нас сейчас? (Ответы детей)
Воспитатель: Представьте себе, что вы красивые весенние цветы. Давайте подставим головки солнышку, потянемся к нему. А теперь – спрячемся от солнышка. А сейчас подул ветер и закачал наши головки влево и вправо.
Воспитатель: Ветерок весенний дует, веет. Ребята посмотрите к нам в окно влетел конвертик. (Дети подходят к воспитателю и становятся полукругом).
Воспитатель: Ну-ка посмотрим, что там за вести? О, да здесь картинки!
Воспитатель показывает детям картинки (ножницы и цыплёнок).
Воспитатель: Что изображено на картинках? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте вспомним, как режут ножницы? (Чик-чик-чик)
Воспитатель: А как зовём цыплят? (Цып-цып-цып)
Воспитатель: Какие первые звуки в этих словах? (Звук «ч» -«ц»)
Воспитатель: Как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, в слове чик – первый звук какой? (звук ч)
Воспитатель: В слове цып – первый звук какой? (звук ц.)
2. Основная часть (содержательный, деятельный этап) :
Воспитатель: Вы хотите сегодня, что-то узнать об этих звуках? (Да)
Воспитатель: Ребята, с начала мы с вами сделаем артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика
1) Упражнение «Улыбка».
Тянем губы прямо к ушкам,
Улыбаемся друг дружке.
2) Упражнение «Трубочка»
Подражаю я слону –
Губки хоботом тяну.
Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.
Воспитатель: Давайте с вами произнесём звук Ч. (Дети произносят)
Воспитатель: А теперь произнесем звук Ц. (Дети произносят)
Дети хором и по очереди произносят звуки.
Воспитатель: При произнесении звука «ч» кончик языка всегда в верхнем положении, а губы вытянуты в трубочку, а при звуке «ц» кончик языка в нижнем положении, и губы — в улыбке.
Воспитатель: Как расположены губы и язык, когда мы произносим звуки Ц – Ч. (Ответы детей)
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Эхо»
(Воспитатель произносит звуки и слоги в разном сочетании с разной силой голоса).
Воспитатель: белая овца
флаг из кумача ча-ча-ча
ох как горячо чо-чо-чо
мы ели огурцы цы-цы-цы
у меня ключи чи-чи-чи
румянец на лице це-це-це
я гулять хочу чу-чу-чу.
Воспитатель: Звуки «ц» и «ч» легко перепутать, поэтому нужно научиться различать их. Сейчас я буду называть слова со звуками «ц» и «ч», а вы, услышав звук «ц», поднимите одну ногу, например: цапля. А если услышите звук «ч» – легонько подвигаете головой вправо-влево (ч-ч-ч тикает будильник). Вы все поняли? (Ответы детей)
Воспитатель: Тогда слушайте слова внимательно: чашка, цапля, очки, огурец циновка, скрипач, одуванчик, поцелуй.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием. А сейчас мы с вами поиграем в одну игру которая называется «Подари подарок»
Дидактическая игра «Подари подарок».
Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображением предметов. Которые необходимо подарить цапле или чайке. (распределение по наличию звука ч или ц).
Воспитатель: (Имя ребенка, кому ты подаришь свой подарок? (Ответ ребенка)
Воспитатель: Почему ты решил подарить чайке (цапле? (Ответ ребенка)
Воспитатель: В какой части слова располагается звук «ц» или «ч»? (Ответ ребенка)
Воспитатель: А теперь давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка
Видишь бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц… (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять! (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
Воспитатель: Становитесь быстро в круг, поиграем в игру «Большой – маленький»
Игра «Большой – маленький» (с мячом)
Птица – птичка
Заяц – зайчик
Лисица – лисичка
Блюдце – блюдечко
Кольцо – колечко
Яйцо – яичко
Палец – пальчик
Крыльцо – крылечко
Пуговица – пуговичка
Огурец – огуречик
Страница – страничка
Птенец – птенчик
Перец – перчик
Овца – овечка
Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте проверим, кто из вас знает больше слов, на звуки «ч» и «ц».
Словесная игра «Назови словечко».
Воспитатель: За каждое правильное слово получите фишку, а в конце посчитаем у кого будет больше фишек, и он будет победителем. (Дети называю слова со звуками «ц» и «ч».)
Воспитатель: Ребята, посчитайте сколько у вас фишек. (Дети считаю фишки).
Воспитатель: У кого больше всех фишек? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте похлопаем нашему победителю!
Воспитатель: Сейчас я хочу вас познакомить с новым стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба – бах». А вы внимательно послушайте стихотворение и найти слова со звуками «ц» и «ч».
В очень громких сапогах
Ходит по лесу Ба-бах.
И, услышав этот звук,
В ветках спрятался Тук-тук.
На сосну вбежал Цок-цок,
В чащу кинулся Прыг-скок;
Чик-чирушка в листья – порх!
Шебуршонок в норку – шорх!
Тихо-тихо все сидят
И, хихикая, следят.
Как шумит в лесу Ба-бах
В очень громких сапогах.
Воспитатель: Вам понравилось стихотворение? (Ответы детей)
Воспитатель: Какие слова со звуками «ч» и «ц», вы нашли в этом стихотворении? (Очень, цок – цок, чащу, чик – чирушка.)
Воспитатель: Кто такой Ба – бах? (Охотник)
Воспитатель: Как вы думаете кто Тук – тук? (Дятел)
Воспитатель: Кто же прыгнул в чащу? (Заяц)
Воспитатель: Почему звери сидят тихо? (Чтобы их не заметил охотник)
3. Заключительная часть (рефлексивный этап) :
Воспитатель: К сожалению, наше занятие заканчивается. Давайте еще раз повторим, что мы сегодня делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: С какими звуками мы сегодня работали? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам понравилось на занятии? (Ответы детей)