Татьяна Фабиан
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В гостях у феи звуков. Звуки [ж] — [з]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков Ж — З.
Задачи:
1. Развивать фонематический слух; учить определять позицию звука в слове
2. Упражнять в произношении звуков ж - з, в определении звука в словах;
3. Воспитывать дружелюбие, внимание.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я рада вас всех видеть, давайте порадуем друг друга и поздороваемся.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „В гостях у феи звуков, Звуки [ж] — [з]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в гости к фее звуков. Поиграем с ее друзьями. С кем мы встретимся, надо угадать. Слушайте внимательно.
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Дети: Жук.
Воспитатель: Какой звук мы слышим, когда летит жук?
Дети: Ж-ж-ж-ж.
Воспитатель:
Ночами любит приставать
И не даёт спокойно спать:
Ночь превращается в кошмар,
Когда на вас напал…
Дети: Комар!
Воспитатель: Какой звук мы слышим, когда летит комар?
Дети: З-з-з-з.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, как только вы увидите летящего жука, вы произнесете звук Ж и помашите руками, как крыльями. Как только полетит комар, надо произнести звук З и хлопнуть в ладоши.
Воспитатель: Ребята, чтобы правильно произносить звук Ж, надо губы выдвинуть вперед и округлить (окошечко). Кончик языка за верхними зубами, не касается небо. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает "чашечку".
Чтобы правильно произносить звук З, надо обнажить все зубки в «улыбке», расстояние между зубов примерно 2 мм, кончик языка упирается в верхнюю часть нижних зубов, выдыхаемая струя идет точно посередине передних резцов на кончик языка, при этом участвует голос.
Дети повторяют звуки.
Воспитатель: Ребята, мы с вами потренировались, теперь пора поиграть. Я буду называть слова, а вы если услышите звук Ж - помашите руками. Если вы услышите звук З - хлопните в ладоши.
Желтый, зеленый, знойно, багаж, пижама, алмаз, зонт, жарко, козленок, жареный.
Воспитатель: Предлагаю проверить себя. (слайд 6)
Молодцы! Внимательно слушали. Усложним правила. Теперь мальчики ищут звук Ж, а девочки З. Не перепутайте.
Злюка, зверек, журчит, забияка, желторотый, жадина, звенит, жонглер.
Воспитатель: Как обычно проверяем себя. (слайд 7)
Воспитатель: Все ли слова были понятны? (ответы детей) Давайте вместе посмотрим что обозначают некоторые слова. (слайд 8).
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру "Кто больше назовет. слов, которые начинаются на звук Ж". Будет три команды. Один ряд - одна команда. За каждый правильный ответ команда получает фишку.
Раз-два-три-четыре-пять начинаем мы играть.
Продолжим игру только теперь будем называть слова, которые начинаются на звук З.
(Подведение итогов).
Поздравляю всех ребят. Ребята, в честь вашей победы - салют. И я предлагаю всем повеселиться и потанцевать. (слайд 9 с музыкой)
Воспитатель: Чудесно потанцевали! Теперь пора и поиграть.
Есть слова, в которых есть один звук Ж или З, а есть слова, в которых два звука Ж или З. Слушайте внимательно. Услышите один звук, хлопните один раз в ладоши, а если два звука - два хлопка. Готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Проверяем себя. Молодцы, все кто был внимателен.
Задание повторяется со звуком З.
Воспитатель: Ребята, я прочитаю вам отрывок из стихотворения Натана Венгрова "Застукалочка", а вы мне скажите чем оно удивительно.
У чижа, у чиженьки
Хохолочек рыженький.
Чиж!
Чиж!
Чиж!
Чиж!
Деи: Услышали много слов со звуком Ж.
Воспитатель: Я прочитаю отрывок еще раз, вы считаете все слова со звуком Ж.
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте, вместе разберемся сколько слов со звуком ж вы услышали. Называем по одному слову и не повторяться.
Дети называют слова: чижа, рыженький, чиженьки, чиж.
Воспитатель: Получается всего 4 слова?
Дети: Нет, в этом отрывке 7 слов со звуком Ж. Слово "чиж" повторяется 4 раза.
Воспитатель: Молодцы! вы внимательно меня слушали.
На столе у вас лежат карточки и красные круги. Как вы думаете для чего они?
Дети: Будем определять положение звука в слове.
Воспитатель читает, затем проверяем вместе положение звука.
Воспитатель: Журнал, лыжник, зима, круиз, виражи, роза, уж, козлик, откажи.
Воспитатель: Ребята, фе звуков понравилось как вы занимались и играли. И мне понравилось как вы называли слова со звуками ж - з, как вы показывали жука и комара. Мне понравилось, какие внимательные были мальчики и девочки. А вам что понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: За интересное путешествие для вас салют!