Дарья Смирнова
Конспект занятия по развитию речи «Красивая речь» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Цель: обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх.
Задачи:
совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения словообразования;
упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов;
развивать диалогическую связную речь, образное представление;
расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх;
воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания в сложившейся ситуации;
воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Красивая речь“ в старшей группе» размещена в разделах
Ход занятия:
Здравствуйте, дети! Сегодня в нашей группе светло и весело! А весело от ваших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которого становится тепло и уютно.
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг,
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Дети, сегодня мы проведем необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. А отправимся мы с помощью фантазии.
— А что такое фантазия?
Дети: Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, выдумываем то, чего на самом деле нет.
— Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать.
Все правильно и внятно,
Что б было всем понятно.
Воспитатель: Я предлагаю вам закрыть глаза и представить себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
(Включается сказочная музыка)
Воспитатель: Дети, открываем глаза. Вот мы и прибыли в сказочную страну. Посмотрите, на воздушном шарике прикреплено письмо. Давайте его прочитаем.
Воспитатель зачитывает письмо:
«Здравствуйте наши юные друзья! Я, Фея сказочной страны Красивой речи, обращаюсь к вам за помощью. Злой волшебник заколдовал жителей страны Красивой речи, и теперь они не знают, что такое радость и смех»
Воспитатель: Дети, поможем Фее расколдовать жителей сказочной страны?
Дети: да
Сначала нам надо отгадать загадку:
Среди поля голубого,
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит.
Светит весело в оконце.
Догадались… это (солнце)
Воспитатель показывает солнышко
— А какое солнышко, посмотрите?
Дети: круглое, желтое
— На что похоже солнышко?
Дети: на блин, на тарелочку, на апельсин
— Ребята, а какое у него настроение?
Дети: грустное
— Как вы думаете, почему оно грустное?
Дети: заколдованное, на него нагнали тучи
— Да, злые волшебники заколдовали наше солнышко.
А как мы можем ему помочь?
Дети: ответ детей
Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.
1 задание «Назови ласково»
Дети становятся в круг. Воспитатель, передавая ребенку мяч, называет слова, а он должен назвать ласково
— бык – бычок;
— жук – жучок;
-. обезьяна – обезьянка;
— бегемот – бегемотик;
— собака – собачка;
— кабан – кабанчик;
— барсук – барсучок и т. д.
Убираем одну тучку
2 задание Игра «Скажи наоборот»
— Я вам предлагаю в конце каждой фразы добавить слово, противоположное по значению:
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь … («близко»)
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь … («низко»)
Скажу я слово «уронил» — … («поднял»)
Скажу я слово «потерял» — («нашёл»)
Что скажешь ты на слово «ложь» — … («правда»)
И вдруг скажу я слово «друг» — («враг»)
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты … («храбрец»)
Теперь «начало» я скажу,
Ответьте все … («конец»).
— Убираем тучку
3 задание «Назови признаки»
В стране Красивой речи живут замечательные слова, которые могут называть разные признаки предметов.
матрешка из дерева, значит она деревянная;
дом из кирпича – кирпичный;
ваза из стекла – стеклянная;
ложка из железа – железная;
самолётик из бумаги – бумажный;
сумка из кожи – кожаная.
Убираем тучку.
4 Задание
«Сколько слогов в слове?»
— Ребята, что вы видите на экране? (ответы детей)
(Воспитатель показывает детям картинки с животными корова, лиса, волк, белка, воробей)
Все дети называют предмет хором при этом хлопками разделяют слово на слоги). Ребенок отвечает – сколько слогов в слове.
Физкультминутка
В стране Красивой речи любят играть, как и мы с вами. Выходит, ребята, поиграем.
Руки тянем в потолок, (потягивание, руки вверх)
Будто к солнышку цветок.
Мы попрыгаем немножко, (прыжки на месте)
И пройдемся по дорожке (ходьба на месте)
За столы садимся дружно-
Нам теперь учиться нужно!
Воспитатель: Дети, чтобы мы и жители страны Красивой речи всегда улыбались и нам светило яркое солнце, я предлагаю вам в технике «пластилинография» придумать свои солнышки наполнить радостью, светом и теплом всю группу. Прежде чем начать работать разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко» :
Солнышко, солнышко, Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу.
Погуляй у речки,
Солнышко, солнышко, Быстро сжимают и разжимают кулаки.
Разбросай колечки.
Мы колечки соберем, Выполняют хватательные движения щепотью.
Золоченые возьмем.
Покатаем, поваляем Круговыми движениями трут ладонь о ладонь.
И назад тебе вернем. Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы.
— Дети выполняют задание.
Молодцы ребята!
Жители страны говорят вам огромное спасибо! Вы помогли им, выполнили все задания, убрать все тучки
Какое теперь солнышко?
Дети: яркое, лучистое, горячее, веселое, дарит нам свет и тепло)
А сейчас мы отправляемся в обратный путь. Закрывайте глаза (включается музыка). Представьте, что мы летим на воздушном шаре, снова пролетаем над лесами, полями, слышим журчание реки. Вот мы и вернулись в детский сад!
Итог:
Что вам больше всего понравилось?
Что было особенно трудно?
Какое из заданий вам показалось самым интересным? Почему?
— Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными.
А сейчас мы встали в круг,
За руки все взялись вдруг,
Будем рядышком стоять.
Ручками махать.
Все вы занимались,
И немножко баловались,
А теперь детвора,
Отдыхать и вам пора!