Тапехина Елена
«Дифференциация звуков [С]-[Ш]». Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие»
Тема: «Звуковая культура речи:
дифференциация звуков с – ш».
Воспитатель старшей группы «Звездочка»
Тапехина Елена Николаевна
с. Ивановское 2024
Цель: совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различие звуков С-Ш.
Задачи:
Обучающие:
• Учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].
• Уточнить правильную артикуляцию звуков [с] и [ш].
• Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков [с] и [ш] в слогах, словах и в предложениях.
• Учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.
• Закреплять навыки звукового анализа.
Развивающие:
• Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.
• Развивать графические навыки и мелкую моторику рук
• Развивать артикуляционный аппарат
Воспитательные:
• Воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка.
• Воспитывать внимание и культуру речевого общения.
• Воспитывать желание помогать
Речевые:
• Обогащать словарный запас детей.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие.
(Стоим в кругу, взявшись за руки.)
- Ребята, давайте поздороваемся с вами? (здороваемся)
- К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся и с ними.
Сейчас у нас будет интересное занятие: мы будем учиться различать звуки. А какие я вам не скажу, а расскажу про них рассказ. Вы меня внимательно слушайте.
«Наступило лето. Петя с семьей поехал в деревню к бабушке. Во дворе Петя увидел гусей с гусятами. Гусята были такие смешные и забавные, что Пете захотелось их погладить. Но только он подошел к гусенку, как увидел будущую на него маму-гусыню. Она грозно шипела: Ш-Ш-Ш. Петя испугался и отошел в сторону, а про себя подумал: «Ого, какая гусыня сердитая, заботиться о своих гусятах. Петя решил не трогать больше гусей и отправился к ручью. Тут он увидел мальчика с велосипедом. «Что ты тут делаешь?»- спросил Петя. «Колесо спустило, хочу накачать»- ответил мальчик. Он взял насос и Петя услышал: С-С-С. Это засвистел веселый насос. Петя помог мальчику накачать шину, и они вместе поехали кататься на велосипеде»
-Итак, дети, какой вы слышали звук, когда гуси грозно шипели на Петю? (Ш-Ш-Ш, а какой звук вы слышали, когда засвистел насос? (С-С-С)
-Сегодня мы будем учиться различать звуки С-Ш.
-Произнесите звук Ш еще раз. Как расположены ваши губы? А зубы видны? А как расположен язычок?
-А теперь произнесите звук С. Как теперь расположены губы и язычок?
-Дети, давайте узнаем, включается ли голос, когда мы произносим эти звуки. (Нет)
2. -А сейчас мы поиграем в игру «Повтори и не ошибись». Произносим отчетливо, проговариваем правильно.
«Ша-ша--ша»- Соня моет малыша (хоровое и индивидуальное повторение)
«Са-са--са»- в лесу бегает лиса.
Шу-шу--шу»- Я письмо пишу.
«Су-су--су»- Было весело в лесу.
«Аш-аш--аш»- Есть у Лены карандаш.
«Ас-ас--ас»- В нашей группе свет погас.
-Молодцы, весело играли! А теперь давайте отдохнем!
Физминутка:
Игра : ”Воздушный шар”.
3 Продолжение работы по теме.
-Ребята, каждый звук имеет свое место в слове. Он может стоять в начале слова, т. е. с него слово начинается. Может стоять в середине слова, т. е. перед ним и после него есть другие звуки. А может стоять в конце слова, т. е. этим звуком слово заканчивается.
Давайте с вами поиграем со звуком С и попробуем определить его место в слове, а поможет нам в этом вот такая решетка (вешаю на доску). Если звук С будет слышится в начале слова, то я буду ставить фишку в первую клетку, если в середине слова, то в среднюю клетку, а если звук С будет
Игра «Определи, место звука в слове».
4. -Дети, к нам на занятие пришли куклы Света и Шура. Они очень любят играть с картинками. Но картинки они любят необычные. Света любит картинки, в названии которых есть звук «С», а Шура – со звуком «Ш». Куклы играли вместе и картинки все смешались. Поможем куклам разобрать картинки? Молодцы, ребята, порадовали Свету и Шуру.
5. - Они нам тоже что-то принесли (достаю из конверта картинки с изображением снеговика и шара)
-Дети, Света и Шура хотят, чтобы вы обвели по точкам снеговика и шар. (дети выполняют задание) 6. Подведение итога
-Ребята, куклам с нами очень понравилось и понравилось, как вы занимались. А вам понравилось занятие? Какие звуки мы научились различать? Какие игры вам понравились больше всего?