Явкина Надежда
Консультация для родителей «Игры и упражнения, помогающие развитию произношения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Скажи как я»
В этом упражнении вы учите ребёнка говорить с различной степенью громкости (громко, тихо, шепотом, а так же развиваем слуховое восприятие (умение различать степень громкости произнесённых слов).
Предложите ребёнку внимательно слушать, как вы произносите слова, и повторять их так же. Следить за тем, чтобы ребёнок произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Слова подбирайте такие, в произношение которых ребёнок испытывает затруднение.
«Угадай, что звучит»
Подберите звучащие по - разному предметы. Это могут быть игрушечный барабан, бубен, молоточек, ксилофон, колокольчик и т. д. Покажите ребёнку по очереди предметы, назовите их попросите повторить названия. Предложите послушать как они звучат: потрясите бубном, ударьте по столу молоточком, позвените колокольчиком и т. д. Теперь попросите малыша отвернуться или спрячьте приготовленные предметы за ширмой. По очереди воспроизводите звуки разными предметами, каждый раз спрашивая : «Что звучит?». Ребёнку нужно узнать и чётко произнести название звучащего предмета.
«Чудесный мешочек»
Приготовьте матерчатый мешок и набор мелких игрушек, изображающих детёнышей животных: утёнок, цыплёнок, тигрёнок, поросёнок, слонёнок, котёнок и т. д. Сложите фигурки в мешочек и предложить малышу достать одну из них. Кто в мешочке сидит? Называть игрушку ребёнок должен чётко и громко. Если затрудняется узнать или назвать, помогите ему.
«Магазин»
Понадобиться, в названиях которых есть звуки «м», «мь», «п», «пь», «б», «бь» (матрёшка-машина, мячик; поезд- Петрушка; барабан- балалайка, собака- кубики, белка и пр). Расставьте игрушки на столе и предложите ребёнку поиграть. Скажите: «Я буду продавцом и переспросите: «Кем я буду?» Ребёнок отвечает. А ты будешь покупателем. «Кем ты будешь?» - «Покупателем»- отвечает ребёнок. «Что делает продавец?» - «Продаёт». «Что делает покупатель?»- «Покупает». Покажите игрушки, которые собираетесь «продавать». Ребёнку нужно назвать их.
Ребёнок - покупатель подходит к столу. Вы спрашиваете его, какую игрушку он хотел бы купить. Ребёнок указывает, например. На мишку. Игрушку можно продать только в том случае, если слово названо правильно или если малыш очень постарался сказать как надо. Продав игрушку, можно спросить ребёнка, для чего она ему нужна. Можно меняться ролями в процессе игры, а лучше всего, если в ней будут участвовать несколько детей. Не забывайте следить за тем, чтобы дети правильно произносили звуки «м», «мь», «п», «пь», «б», «бь» в словах, отчётливо выговаривание слова с этими звуками.
«Можно ездить или нет»
Приготовьте коробку и картинки, на которых изображены самые разные средства передвижения, имеющие в названии «с», «сь»: самолёт, велосипед, самокат, троллейбус, автобус и др. Сложите их в коробку и добавьте туда же картинки с изображением других предметов с теми же звуками в названии: стул, апельсин, стол, сапог, санки, сосиска, снежинка и др.
Попросите ребёнка вынимать картинки из коробки и называть изображённые на них предметы. При этом ему каждый раз нужно сказать, можно на этом предмете ездить или нет. Конечно следите, чтобы ребёнок отчётливо выговаривал слова, правильно произносил звук «с», «сь» в них.
«На прогулку в лес»
Подберите игрушки в названиях которых имеются звуки «с», «сь», «з», «зь». Это могут быть: собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыплёнок, курица, корзинка, блюдце, стакан, автобус и т. д. Расставьте игрушки на столе и попросите ребёнка назвать их.
Затем предложите отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыш сам выбирает нужные игрушки, называет их, сажает в машину и отвозит в лес. «Лес» приготовлен заранее: это может быть просто лист бумаги или ткани зелёного цвета, а если найдутся игрушечные деревца ещё лучше. На что обратить внимание: ребёнку нужно внятно и громко называть животных, стараясь при этом правильно произносить звуки «с», «сь», «з», «зь».