Людмила Ант
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД. Развитие речи " Обучение рассказыванию по картине "Зимние развлечения". Старшая группа.
Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».
Цель. Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного). Соответствует ФГОС ДО.
Показать полностью
Задачи:
Обучающие :
Темочки:
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Сценарии развлечений
- Зимние праздники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы;
- учить рассказывать о содержании сюжетной картины;
- стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине.
Развивающие :
- продолжать развивать речь как средство общения;
-активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Зима»;
-обогащать речь прилагательными;
-совершенствовать диалогическую форму речи.
Воспитывающие:
- формировать дружеские отношения между детьми, совместное взаимодействие;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Ход НОД.
1. Организационно-побудительный этап.
Отгадайте загадку:
«С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бохрома,-
Значит к нам пришла…»
Д. : – зима.
Рассказ воспитателя о зиме с элементами беседы:
- Какое сейчас время года? (Зима.)
- Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).
- Какой сейчас месяц? (Январь).
- Что происходит в природе зимой?
Д. : Становится холодно. Солнце греет мало. На улице холоднее с каждым днем, морозно. Иногда выпадает снег.
- Да, у нас в Приморском крае зимы, по сравнению с другими регионами России, тёплые. По утрам бывает морозно и холодно, а днём становится теплее. Иногда даже подтаивает снег, капает с крыш, а к вечеру становится холоднее и образуются сосульки.
- А что надевают люди зимой? (Шапку, пальто, куртки, теплые сапоги, иногда шубу, варежки, шарфы).
- Как живется зверям и птицам зимой? (Трудно).
- С чем это связано? (Мало корма, холодно).
- Как можно им помочь? (Сделать кормушки, давать им корм.)
- Верно. Мы должны заботиться о зимующих птицах.
- Молодцы!
2. Основная часть.
- Ребята, предлагаю вам поиграть.
Дидактическая игра «Подбери слова»
- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, и задавать вопрос, а вы слушайте внимательно и отвечайте.
Мороз, что делает? - трещит, щиплет, кусает, колется…
Метель, что делает? - вьется, бушует, воет, метет…
Снег, что делает? - идет, летит, падает, кружится…
Снег какой? - Белый, пушистый, холодный, скрипучий, жесткий, рассыпчатый, мягкий, липкий, лёгкий, колючий….
Дети, что делают? - гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
Зима какая? - Снежная, холодная, суровая, морозная, сказочная….
- Зима – чудесное время года, не правда ли? Когда выпадает снег, дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице весело, красиво, сказочно, интересно. Если зима снежная, то можно кататься на лыжах и коньках, строить крепости из снега. Про это время года написаны и книги, и картины. Вам не показалось странным, что я сказала „написаны картины?» Я не ошиблась – так принято говорить: художник написал (а не нарисовал) картину.
Демонстрирую картину «Зимние развлечения». (Детей следует разместить ближе к мольберту.)
- Как можно назвать картину?
– Какое время года, и какое время суток запечатлено на картине? (На картине зима, потому что снег лежит на земле, деревьях и кустах).
- Какая погода стояла в тот зимний день?
- Как вы определили, что день теплый и солнечный?
- Давайте рассмотрим, что происходит на горке?
Обращаю внимание ребят на снеговика.
- Ребята, посмотрите на снеговика. Что делают девочка и мальчик?
(Девочка прикрепляет ему метлу, а мальчик одевает на голову ведерко).
- Ребята, какой снеговик получился?
(В ярком шарфике, нос из морковки, очень симпатичный).
Рассказ воспитателя :
«Однажды в зимний теплый солнечный день дети вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Вы согласны со мной? Как вы можете это подтвердить?»
(Ребенок начинает рассказывать о детях, катающихся с горки.)
Физкминутка «Снеговик»
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте)
Там снеговика лепили (лепим руками комочки)
А потом с горы катались (волнообразные движения руками)
Веселились и резвились (прыжки на месте)
Холодно гулять зимой (киваем головой)
Побежим скорей домой (возвращаемся на места)
Продолжаю беседу:
- Что делает мама ребенка?
(Мама везет маленького ребенка на санках).
- А кто рядом бежит?
(Рядом бежит собака).
- Куда собрались старшие дети?
(Они собрались кататься на лыжах).
- Посмотрите внимательно, каких птиц видите на картине?
(С красной грудкой – снегири).
- Ребята, а сейчас надо составить рассказ о картине в целом, придумать его концовку.
Подчеркиваю, что необходимо избегать повторов в рассказе последовательным описанием частей картины :
1. Катание с горки.
2. У снеговика.
3. Около кормушки для птиц.
Выслушиваем 2–3 рассказа, оцениваю рассказы. Хвалю ребенка, сумевшего избежать повторов в рассказе. Обращаю внимание детей на удачно найденные сравнения, описания.
Образец:
«В солнечный зимний день выбежали ребята на участок. Всем нашлось дело по душе. Особенно много детей оказалось на горке. Не всем удается благополучно скатиться с нее. У мальчика в черной шубке перевернулись санки. А сверху уже что-то кричат ему. Наверно, просят поскорее освободить путь.
Рядом с горкой – большой снеговик. Должно быть, стояла оттепель, и у снеговика отвалились пуговицы, которые вновь приделывают мальчик и девочка.
Не забыли дети и о своих пернатых друзьях. Ягоды калины, боярышника принесли и еще какой-то корм в ведерке. „Отведайте, птички, вкусных ягод“, – говорит птицам мальчик в пальто с меховым воротничком, протягивая им веточку с ягодами».
- Сегодня мы познакомимся с новой зимней загадкой :
Пришел Яшка —
Белая рубашка,
Где он пробегает —
Ковром устилает.
(Снег).
Итог.
- Ребята, что вам понравилось на занятии? Что запомнилось?