Жанна Абрамова
Конспект по развитию речи в старшей группе «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
Тема: «Зима».
Цели:
Продолжать знакомить детей со словами – признаками, упражняться в правильном согласовании существительных с прилагательными, а также в образовании относительных прилагательных, учить составлять словосочетания и предложения с ними.
Закреплять умение использовать в речи притяжательные прилагательные, лексически и грамматически правильно выстраивать фразы.
Развивать слуховое внимание, память, логическое мышление.
Публикация «Конспект по развитию речи в старшей группе „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Различать на слух звуки С – Ш, следить за правильностью звукопроизношения, проводить слоговой анализ слов.
Развитие осязание и умение ориентироваться в своём теле.
Развитие координации и переключаемости движений, общей и мелкой моторики, регуляции мышечного тонуса.
Оборудование: Мяч, снежинки для работы над дыханием, картинка со звериными следами, картины четырёх времён года. Предметные картинки зверей для игры «чей хвост», снеговик из картона, картинки 1-, 2- и 3-х сложных слов, картинка на которой смешаны признаки зимы и лета, игрушки и предметы из разных материалов (в мешочке, конверты (внутри разрезные сюжетные картинки по теме).
Ход занятия:
Воспитатель: Постройтесь в той последовательности, которую я назову: первой будет Вика, вторым будет Артём, за ним Саша и т. д.
Сейчас мы поиграем в игру «Скажи наоборот». Я назову слово и брошу мяч, а вы поймаете его и назовёте слово наоборот. Кто правильно ответит садится на стул.
Воспитатель: Дети:
Тепло холодно
Медленно быстро
Тихо громко
Близко далеко
Темно светло
Воспитатель:
Посмотрите на картины с изображением времён года. Про одну из них я прочитаю стихотворение, а вы его дополните.
Провела она над нами
Снеговыми рукавами,
И посыпались снежинки
На деревья и дома …
Мы снежки сражаться будем,
Мы с горы кататься любим,
И поэтому нам очень,
Очень нравиться …
Дети: Зима.
Воспитатель: Значит, какое сейчас время года? (зима). Какая погода стоит зимой? (холодная). Если, зимой холодно, то какая зима? (холодная). Что, выпадает зимой? (снег). Если, зимой снежно, то значит зима какая? (снежная). А если, зимой морозно, то какая зима? (морозная). Я предлагаю совершить путешествие в лес. Сейчас зима, мы побываем в каком лесу?
Дети: Мы побываем в зимнем лесу.
Воспитатель: Скажите, что можно взять с собой в лес?
Ответы детей. Дети встают, поворачиваются друг за другом.
Воспитатель: Мы идём по узкой тропинке, спинки прямые, голова смотрит прямо (дети идут по одной линии). Мы идём по широкой тропинке, можно поскакать (дети поочерёдно выполняют поlдскоки на правой и левой ноге). Вот мы и подошли к лесу. Скажите, какие деревья зимой?
Дети: Деревья зимой голые.
Воспитатель: А какой снег в лесу?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, подставим ручки, что падает нам на ладошки? (снег). А, из чего
состоит снег? (из снежинок). Какая у тебя снежинка Вика? А у тебя Саша? и т. д. (воспитатель кидает бумажные снежинки).
Воспитатель: Посмотрите, как гнутся деревья! Это значит, подул сильный … (ветер). Посмотрите наверх: над нами проплывает серое … (облако). Да, ребятки, у нас сегодня холодная зимняя … (погода).
А теперь я начну предложение о зиме, а вы закончите его двумя словами. (На фланелеграфе выставляются две полоски).
Кружится в воздухе … …. По небу плывёт … …. Деревья в лесу … ….
Дует … … .
Давайте покажем, как дует лёгкий зимний ветерок. (дети дуют на бумажные снежинки). Снежинки лёгкие, маленькие. А потом задул холодный ветер, пошёл мокрый снег (дети дуют на снежинки из пенопласта).
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие, впереди нас сугробы, идём, высоко поднимая ноги (дети идут, высоко поднимая колени, руки на поясе). Какие бывают сугробы?
Дети: Большие, высокие, пушистые, снежные.
Воспитатель: Давайте составим предложение о сугробах.
Дети: Появились огромные, пушистые сугробы.
Воспитатель: А, кто живёт в лесу? (лесные звери). Каких, зверей вы знаете? (ответы детей).
Зимой им холодно, тяжело, они ищут пищу, бегают по снегу и оставляют следы. А вот чьи следы чаще всего можно увидеть в нашем лесу? Как вы думаете? (ответы детей).
Воспитатель: Как, одним словом мы назовём их следы. (звериные следы).
Сейчас, я расскажу вам историю о мальчике, который потерялся в лесу. А вы, помогите ему найти дорогу домой по его следам, не путая его следы и следы зверей. (Воспитатель выкладывает на фланелеграфе картинку со следами).
А, теперь поиграем в игру «Чуй хвост?» (Воспитатель выкладывает предметные картинки зверей и отдельно хвосты этих зверей).
Воспитатель: Давайте встанем на лыжи и поедем, снег скрипит под лыжами (дети произносят звук С - С – С). А на повороте, слышится другой звук (Ш – Ш – Ш). – (дети имитируют движения на лыжах).
На полу раскиданы детали снеговика.
Воспитатель: Чем любят заниматься дети зимой? (ответы детей).
Отгадайте загадку:
Меня не растили, из снега слепили,
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза – угольки, губы – сучки.
Дети: Это снеговик.
Воспитатель: Давайте, слепим снеговика. Ты, Артём, возьми большой ком. Ты, Саша, ком поменьше, а ты,, возьми маленький ком. А ты,, возьми ведро. Снеговик готов, а теперь я раздам вам картинки, а вы распределите их по количеству слогов. (Дети прикрепляют картинки – слова, с одним слогом рядом с верхним, маленьким комом. Картинки – слова, с двумя слогами, рядом со средним комком и т. д.)
Воспитатель: Холодно мне в лесу, мы все замёрзли, сейчас я возьму волшебную палочку
и напишу на ваших спинках по одной букве. Если вы отгадаете букву, окажетесь в детском саду. (Воспитатель «пишет» на спинках детей гласные А, И, О, У, Ы. Дети должны определить, что за буквы «написал» воспитатель, и сесть на стульчики).
Мы с вами вернулись из зимнего леса. Смотрите, видно кто – то тоже побывал в зимнем лесу, или в летнем, что – то непонятно, по – моему художник что – то перепутал. А как вы думаете? Что, неверно нарисовал художник? (ответы детей).
Дети рассматривают картину, на которой смешаны признаки лета и зимы и обращают внимание на ошибки художника. Затем составляют предложение с союзом («коротким словом») «а» типа: «летом заяц серый, а зимой белый» и т. д.
Воспитатель: Да, художник наделал много ошибок. И я буду тоже сейчас ошибаться, но
сделаю это специально, а вы, меня исправьте и тогда узнаете, какие игрушки я прячу в мешочке. У меня в мешочке: ка – зай (слово – зайка). Воспитатель достаёт игрушку из мешочка. /ка – миш, ка – бел, са – ли/.
А ещё я прячу в мешочке предметы из разных материалов. Подойдите ко мне, … Определи на ощупь, из чего сделан предмет.
Ребёнок Из дерева.
Воспитатель достаёт игрушку: «Какой грибок?»
Ребёнок: Деревянный.
И т. д. (В мешочке- пластмассовая чашка, стеклянная вазочка, резиновый кот, железная машинка).
На столах у детей лежат конверты с разрезными сюжетными картинками.
Воспитатель: На счёт «раз» - возьмите конверты, на счёт «два» - откройте и достаньте разрезные картинки, сложите их и составьте предложение.
Воспитатель: А теперь помогите мне рассказать, как мы сегодня занимались. Я буду говорить, а вы слушайте внимательно и исправьте меня, если я сделаю ошибку. Дети, работали дружный. (Дети работали дружно.). Дети отвечали правильный. (Дети отвечали правильно.). Дети, отгадывали загадки быстрый. (Дети отгадывали загадки быстро.).
Воспитатель:Теперь вы вспомните, где мы были, о чём говорили? Какие игры и задания
Вам понравились больше всего?
Ответы детей. (Вручение призов детям) Наше занятие закончено.