Елена
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [ц]-[ч]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи в старшей группе.
Тема: 55. Звуковая культура речи : дифференциация звуков ц-ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»
Задачи:
Обучающая:
-Учить детей дифференцировать звуки ц-ч;
-познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»/перевод с англ. М. Боровицкой
Развивающая :
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Звуковая культура речи: дифференциация звуков [ц]-[ч]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
развивать фонематический слух, совершенствовать интонационную выразительность речи.
Воспитательная:
воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение к товарищу
Словарная работа: чаща, чик – чирушка
Материал: мяч, портрет Джеймса Ривза, конверт, картинки с изображением ножниц и цыплёнка.
Ход НОД:
Организационно-мотивационная часть.
Воспитатель: Ребята, какое время года у нас сейчас?
Дети: весна
Воспитатель: Представьте себе, что вы красивые весенние цветы. Давайте подставим головки солнышку, потянемся к нему. А теперь – спрячемся от солнышка. А сейчас подул ветер и закачал наши головки влево и вправо.
Воспитатель: Ветерок весенний дует, веет. Ребята посмотрите к нам в окно влетел конвертик.
Дети подходят к воспитателю и становятся полукругом
Основная часть.
Воспитатель: Ну-ка посмотрим, что там за вести? О, да здесь картинки!
Воспитатель: Что изображено на картинках?
Дети: ножницы и цыплёнок
Воспитатель: Давайте вспомним, как режут ножницы?
Дети: Чик-чик-чик
Воспитатель: А как зовём цыплят?
Дети: Цып-цып-цып
Воспитатель: Какие первые звуки в этих словах?
Дети: Звук «ч» -«ц»
Воспитатель: Как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить?
Дети: ц и ч.
Воспитатель: Ребята, в слове чик – первый звук какой?
Дети: звук ч
Воспитатель: В слове цып – первый звук какой?
Дети: звук ц
Воспитатель: Вы хотите сегодня, что-то узнать об этих звуках?
Дети: да
Воспитатель: Ребята, с начала мы с вами сделаем артикуляционную гимнастику.
Упражнение «Улыбка».
Тянем губы прямо к ушкам,
Улыбаемся друг дружке.
Упражнение «Трубочка»
Подражаю я слону –
Губки хоботом тяну.
(Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.)
Воспитатель: Давайте с вами произнесём звук Ч.
Воспитатель: А теперь произнесем звук Ц.
Воспитатель: При произнесении звука «ч» кончик языка всегда в верхнем положении, а губы вытянуты в трубочку, а при звуке «ц» кончик языка в нижнем положении, и губы — в улыбке.
Воспитатель: Как расположены губы и язык, когда мы произносим звуки Ц – Ч.
Воспитатель: Звуки «ц» и «ч» легко перепутать, поэтому нужно научиться различать их. Сейчас я буду называть слова со звуками «ц» и «ч», а вы, услышав звук «ц», поднимите одну ногу, например: цапля. А если услышите звук «ч» – легонько подвигаете головой вправо-влево (ч-ч-ч тикает будильник). Вы все поняли?
Воспитатель: Тогда слушайте слова внимательно: чашка, цапля, очки, огурец циновка, скрипач, одуванчик, поцелуй.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием.
Воспитатель: Становитесь в круг, поиграем в игру «Большой – маленький»
Игра «Большой – маленький» (с мячом)
Птица – птичка
Заяц – зайчик
Лисица – лисичка
Блюдце – блюдечко
Кольцо – колечко
Палец – пальчик
Крыльцо – крылечко
Пуговица – пуговичка
Огурец – огуречик
Страница – страничка
Птенец – птенчик
Перец – перчик
Овца – овечка
Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте проверим, кто из вас знает больше слов, на звуки «ч» и «ц».
Воспитатель: Отлично ребята, сейчас я вам предлагаю присесть на стульчики.
Воспитатель: Сейчас я хочу вас познакомить с новым стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба – бах». Джеймс Ривз родился в 1909-ом году - в Великобритании. Когда ему было 27 лет он начал писать первые стихи. Долгое время он работал учителем, но из-за ухудшения зрения, он оставил работу и начал заниматься литературной деятельностью. Он написал большое количество произведений для детей. А также и стихотворение «Шумный Ба – бах».
Воспитатель: Сейчас я вам его прочитаю, а вы внимательно послушайте стихотворение и найдите слова со звуками «ц» и «ч»
Дж. Ривза «Шумный Ба – бах».
В очень громких сапогах
Ходит по лесу Ба-бах.
И, услышав этот звук,
В ветках спрятался Тук-тук.
На сосну вбежал Цок-цок,
В чащу кинулся Прыг-скок;
Чик-чирушка в листья – порх!
Шебуршонок в норку – шорх!
Тихо-тихо все сидят
И, хихикая, следят.
Как шумит в лесу Ба-бах
В очень громких сапогах.
Воспитатель: Вам понравилось стихотворение? Воспитатель: Какие слова со звуками «ч» и «ц», вы нашли в этом стихотворении?
Воспитатель: Кто такой Ба – бах?
Воспитатель: Как вы думаете кто Тук – тук?
Воспитатель: Кто же прыгнул в чащу?
Дети: Очень, цок – цок, чащу, чик – чирушка
Воспитатель: Почему звери сидят тихо?
Дети отвечают на вопрос
Воспитатель: Молодцы! Внимательно слушали меня.
Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: К сожалению, наше знакомство со стихотворением заканчивается. Давайте еще раз повторим, что мы сегодня делали?
Воспитатель: С какими звуками мы сегодня работали?
Воспитатель: Что вам понравилось? Как зовут автора стихотворения?
Воспитатель: А, теперь я вам предлагаю оценить свою работу. Вы по очереди подойдете и приклеите в доске тут смайлик, на который вам понравилось. Красный смайлик означает что вам было скучно, а зеленый значит, что вам все понравилось. Я приклею первый смайлик зеленый- мне очень понравилось. А теперь вы.