Елена Тарасова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи тема : «Транспорт»
Программное содержание:
Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная,
Методы и приемы: Наглядный – показ иллюстраций, игровые действия.
Словесный - художественное слово, вопросы, рассказ воспитателя, хоровые и индивидуальные ответы детей.
Практический - игровые упражнения
Образовательные: Формировать у детей обобщенное понятие «транспорт».
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Транспорт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
Закреплять представление детей о разных видах транспорта, уметь четко дифференцировать виды транспорта : наземный, водный, воздушный; развитие всех компонентов устной речи детей. Научить образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Развивать общую и мелкую моторику. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы. Развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, созданной ребенком с использованием раздаточного материала.
Словарная работа:
Закрепление слов: водный, воздушный, наземный.
Дать новые слова:
Мотоцикл, мотоциклист, водный, воздушный, наземный.
Индивидуальная работа:
Активировать малоактивных детей, развивать умение использовать в речи прилагательные, глаголы.
Материалы: Предметные
Картинки с изображением разнообразных транспортных средств, дороги, море, неба с облаками
Предварительная работа: Чтение художественной литературы «Приключение Незнайки», рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт», наблюдения на прогулке, беседа, дидактические игры.
Письмо от Незнайки
Воспитатель читает письмо.
Здравствуйте ребята! Пишет Вам Незнайка. Мои друзья затеяли строить новый дом и попросили меня доставить все необходимые материалы по почте. Привести материалы на велосипеде не получилось! Но я слышал, что есть какие-то транспортные средства, которые летают по воздуху, плаваю т по рекам. Расскажите мне об этом, помогите разобраться. Какой транспорт бывает и для чего он предназначен. Жду ответа. Незнайка.
Воспитатель: Дети, вы готовы помочь Незнайке и рассказать ему все, что вы знаете о транспортных средствах.
Дети: Да, готовы!
Воспитатель: Само слово «транспорт» означает перемещение. Поэтому транспортом называется обычно то, что перемещается в пространстве : ездит, летает, плавает. И при этом перевозит грузы и людей.
Воспитатель обращается к детям: Я хочу знать, кто у нас в группе самый находчивый, сообразительный. Я буду задавать загадки и вопросы, кто знает правильный ответ, должен поднять руку, отвечать хором нельзя.
Послушайте загадки:
1 Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек.
Лишь оставили дымок
Дети: Это поезд.
2 стальная птица.
В небеса стремится
А ведет ее пилот
Что за птица (самолет)
3 Без разгона ввысь взлетало,
Стрекоза напоминало.
Отправляюсь я в полет,
Кто же это? (Вертолет)
4 Я важная машина
Есть кузов и кабина
Вожу любые грузы по ленточкам дорог
И парты и арбузы
Я вам доставлю в срок (грузовик)
Этот конь не ест овса
Вместо ног два колеса
Сядь верхом и мчись на нем
Только лучше правь рулем (велосипед)
(После того, как дети разгадают загадки, воспитатель выставляет иллюстрации)
Воспитатель: Мадина! Перечисли, пожалуйста, все слова отгадки?
Мансур, как думаешь, как все отгадки можно назвать одним словом? А ты Илюша, как думаешь? А ты Радмир? Вы согласны ребята? Верно, молодцы. Это транспорт.
Предлагаю поиграть в игру.
«Распредели транспорт верно»
Дети, давайте определим, к каким видам транспорта относится относятся картинки. У меня есть 3 рисунка, которые обозначают виды транспорта;
- вода (водный транспорт)
-земля (наземный транспорт)
-воздух (воздушный транспорт)
Например : Автобус –кто вспомнит, какой вид транспорта и почему (поезд, самолет, пароход)
Перед детьми на доске вывешиваются карточки с изображением воды, земли, воздуха, а детям раздаются маленькие иллюстрации- карточки с транспортом,
Воспитатель просит детей назвать и соотнести к нужной категории.
Дети, как вы думаете, транспорт сам едет или им управляет человек
Дети: Управляет человек.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Закончи предложение».
Я начну предложение, а вы закончите.
Поездом управляет кто? (машинист)
Самолетом (пилот)
Машиной (шофер)
Велосипедом (велосипедист)
Кораблем (капитан)
Мотоциклом (мотоциклист)
«Чем управляет»
Машинист (поездом)
Велосипедист, пилот, шофер, мотоциклист,капитан.
Воспитатель предлагает сыграть в подвижную игру «Летим, плывем, едем»
Дети, сейчас мы будем двигаться по кругу под музыку
Когда музыка останавливается, я покажу вам картинку с любым видом транспорта. Вы должны определить, какой вид транспорта изображен на картинке (воздушный, водный или наземный) и необходимо выполнить соответствующее движение
- Покажите, как плывет водный транспорт (движение руками перед собой)
- Наземный транспорт (едут, крутят руль)
- Воздушный (летя, махи руками)
Какие вы внимательные, ребята молодцы!
Воспитатель: А теперь ребята, покажем, на каком транспорте Незнайка доставит свой груз на почту.
У вас на столах пазлы (один пазл на стол). Нужно сложить его поработать в парах.
Воспитатель предлагает 2 детям, описать транспорт, и сказать на каком транспорте Незнайка доставит свой груз.
Воспитатель: А теперь дети, попробуйте назвать предмет ласково:
-Самолет (самолетик); машина, корабль…
Замечательно, вы опять меня порадовали. А сейчас, мы немного отдохнем и нас ждут новые, интересные игры.
Пальчиковая гимнастика «Шофер»
Приготовили ручки, посмотрите внимательно и повторяйте за мной движения и слова.
Целый день шофер трудился (ребро-ладонь)
Он устал и запылился (имитация стряхивания пыли)
Он возил кирпич и глину (загибать пальцы по одному)
Камни, бревна и песок.
Перевез он все на стройку (круговое движение подушечками пальцев)
И отправился на мойку (движения «мытья ладошек»)
Воспитатель: Послушайте следующее задание. «Как передвигается транспорт». Я начну предложение, вы должны его закончить:
-Пароход плывет, а машина…- едет, Трамвай едет, а самолет…- летит,
Самолет летит, а автобус…-- едет, пароход плывет, а поезд…- едет.
Молодцы и с этим заданием вы тоже справились.
Следующее задание на внимательность. Игра «Летает- не летает»
Ребятки, я буду показывать картинки, если воздушный транспорт- вы должны показать крылья (руки в стороны, а если нет, то топать ногами.
Вертолет – дети выставляют руки в стороны.
Трамвай- топают ногами.
Самолет, автобус.
Воспитатель: Молодцы!
Дети, что мы сегодня изучали. Какие виды транспорта, вы знаете. На каком транспорте Незнайка может доставить грузы на почту.
Вы сегодня хорошо работали на занятии, поэтому я вам подарю эти картинки с транспортом для раскрашивания. Воспитатель раздает раскраски автомобиль.