Анна Воропаева
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Сила не право»
▼ Скачать
Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе
Тема недели «День защитника Отечества
Тема занятия
«Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Сила не право».
Анна Воропаева, Мичуринск.
(Конспект подготовлен для участия педагога учреждения в конкурсе "Педагог года - 2023")
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе „Пересказ рассказа К, Д, Ушинского „Сила не право“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Ушинский К.Д.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2023
Цель: обучение детей связной (диалогической и монологической) речи посредством пересказа.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей с новым рассказом;
• учить пересказывать его близко к тексту;
• активизировать познавательную и речевую деятельность;
• обогатить словарный запас дошкольников
Развивающие:
• развивать мышление, память, связную и монологическую речь;
• развивать умение планировать свою деятельность.
Воспитательные:
• воспитывать положительные нравственные качества: доброта, дружба, забота, сочувствие, желание помогать окружающим;
• воспитывать патриотические чувства.
Материалы: бейджи с именами детей; пособие - круги Луллия «Военные профессии» по числу детей; пособие - круги Луллия с иллюстрацией-планом к рассказу «Сила не право» (три круга); экран, проектор, презентация; мягкие напольные пуфы по числу детей.
Ход занятия:
1 Оргмомент. Знакомство.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Валериевна и у меня отличное настроение, а у вас?
Скажите, ребята, какой приближается праздник? (День защитника Отечества).
Педагог читает стихотворение.
Каждый мальчик может стать солдатом,
По небу лететь, по морю плыть,
Охранять границу с автоматом,
Чтоб свою отчизну защитить.
Но сначала на футбольном поле
Защитит ворота он собой.
И за друга во дворе и школе
Примет он неравный, трудный бой.
Не пустить чужих собак к котёнку –
Потруднее, чем играть в войну.
Если ты не защитил сестрёнку,
Как ты защитишь свою страну?
2 Вводная беседа.
Педагог: Нашу Родину - Россию защищает российская армия - мощная, вооруженная новейшей техникой. Как мы называем всех, кто служит в армии? (солдаты, защитники).
Педагог: Предлагаю поиграть в игру «Военные профессии». Проходим за столы.
3. Игра с кругами Луллия «Наша Армия». (Игровое поле будет каждого ребенка. У всех одинаковые) Перед вами игровое поле с вращающимися кругами. На малом круге вы видите изображение различных военных профессий (летчик, танкист, пограничник). На большом круге представлено то, что необходимо для этих военных профессий. Вращая круги, вы сможете объединить под стрелкой профессию и необходимый предмет. Итак, моё первое для вас задание (педагог загадывает загадки, дети демонстрируют ответ на круге:
Полосатая рубашка,
Вьются ленты за фуражкой.
Он готов с волною спорить,
Ведь его стихия — море. (Моряк)
Он поднимает в небеса
Свою стальную птицу.
Он видит горы и леса,
Воздушные границы.
Зачем летит он в вышину?
Чтоб защитить свою страну! (Летчик)
Гусеницы, башня, пушка,
Люк открытый на верхушке.
Та машина в поле чистом
Управляется (Танкистом)
Педагог: Ребята, скажите, каким должен быть защитник? (ловкий, смелый, сильный)
Педагог: Наверное, каждый из вас хотел бы быть сильным. Скажите, а зачем человеку СИЛА? (ответы детей).
4. Основная часть занятия.
4.1 Педагог: Сегодня я предлагаю вам познакомиться с одним очень интересным рассказом. Рассказ написал русский писатель К. Д. Ушинский. Называется рассказ «Сила не право». Послушайте, я прочту его вам. Проходите и устраивайтесь поудобнее на подушках. Готовы? Итак: снова: рассказ «Сила не право»
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЧТЕНИЕ ТЕКСТА ПЕДАГОГОМ.
Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.
Выбежал из дома старший брат Серёжа. Серёже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.
Миша побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и всё видел.
4.2 Анализ произведения.
Педагог: Ребята, какие главные герои в этом произведении? (Миша, Таня, Сережа, Папа.) (Картинки – иллюстрации на экран).
Отлично. А теперь давайте вспомним, какие действия и поступки совершали эти герои в произведении.
Кто прибежал в сад? (Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке.)
Что случилось с Таней? (Таня стояла и плакала)
Кто затем выбежал из дома? (Выбежал из дома старший брат Серёжа.)
Что сделал Сережа – старший брат Миши? (Серёже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.)
К кому побежал Миша? (Миша побежал жаловаться отцу);
Что сделал папа? (А отец сидел у окна и всё видел.)
Автор на этом закончил свой рассказ, а мы с вами давайте попробуем предположить, что же ответил папа Мише на его жалобу? (ответы детей). (Педагог должен подвести итог и прейти к обсуждению поступков и героев)
Почему папа рассудил так? Хорошо ли поступили мальчики? Как поступили бы вы?
Педагог: Да, ребята! Не зря Ушинский назвал свой рассказ «Сила не право»! Это значит, что сила не даёт права обижать слабых, младших, беззащитных.
4.3 ФИЗМИТНУТКА.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И к столам все повернулись. (Дети садятся.)
Педагог: Мы немного отдохнули и готовы приступить к работе дальше. Предлагаю составить план рассказа с помощью иллюстраций на наших кругах-помощниках.
Снова быстро прорабатываем текст, выстраивая с помощью иллюстраций, подобных тем, что ранее детям демонстрировали на экране на трех кругах Луллия, три части рассказа.
4.4 Повторное прочтение с установкой на пересказ.
Педагог: Я прочитаю вам рассказ еще раз, а вы слушайте внимательно и постарайтесь запомнить, после этого вы будете сами пересказывать этот рассказ. (Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым). Пересказать, значит рассказать близко к тексту. Итак, готовы? Слушаем. К. Д. Ушинский. Рассказ «Сила не право».
Педагог (после прочтения): Кто готов первым попробовать пересказать рассказ. Наши круги –помощники готовы прийти вам на помощь.
В процессе пересказа педагог может задавать вопросы: все ли рассказал? По порядку ли рассказал? Что пропущено? Кто может пересказать рассказ полностью? Предлагаем опираться на круги Луллия с подсказкой сюжета.
Спрашиваем пересказ у 2-3 воспитанников. Подводим итоги. Чей пересказ был самым точным и полным?
Итог- рефлексия.
Педагог: Ребята, вы молодцы, отлично справились с заданием. А что вам сегодня показалось самым трудным? Что на занятии было самым интересным? Сегодня мы учились пересказывать. Пересказ – это сложное задание, но очень важное и полезное занятие. Понравился вам рассказ Ушинского «Сила не право»? И теперь мы с вами точно знаем, что сила не дает право обижать слабых, она должна быть использована для защиты других, для добрых дел и помощи. (Книга в подарок).