Троценко алина
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Фрукты». Речевая викторина по лексике и грамматике
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи в подготовительной группе.
Тема: Фрукты. Речевая викторина по лексике и грамматике.
Цель: Систематизировать ранее приобретенные знания по лексике и грамматике.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Фрукты“, Речевая викторина по лексике и грамматике» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Обучение грамоте. Викторины, интеллектуальные игры
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Фрукты и ягоды. Сценарии развлечений
- Темочки
Обучающая: Образовать множественное число существительных, закрепить умение согласовать существительные с прилагательными, составлять рассказ – описание по плану, составлять простые предложения.
Развивающие : Развивать умение пользоваться полученными ранее знания, развивать связную речь, выразительность речи, внимание, мышление, память.
Воспитательная: Воспитывать любовь к русскому языку, воспитывать интерес к занятию.
Методы: Наглядный, словесный, практический игровой.
Словарная работа: Цитрусовые, пустой, полный, румяное, сочное, мандарин, утренняя звезда.
Оборудование: Карточки с изображением фруктов, кружочки красного и синего цвета, слайды.
Предварительная работа: Работа с предложением, составление рассказа – описания по схеме, разбор слов, дидактические игры по согласованию существительных с прилагательными.
Ход занятия.
В. Ребята, вы скоро пойдете в школу и будете вспоминать наш детский сад своих друзей, праздники, прогулки. Сегодня мы проверим ваши знания, ловкость, то есть вашу готовность к школе. У нас будет необычное соревнование, мы с вами попадем в мир слов, узнаем как богат наш русский язык и, как мы взрослые, дети можем этим богатством пользоваться. Приглашаем вас на викторину «Знайки и Грамотеи».
А сейчас капитаны представят свои команды.
Команда «Знайки». Девиз команды: «Мы ребята знайки, знайки – н зазнайки! В игры разные играм, в викторине побеждаем!»
Команда «Грамотеи». Девиз команды: «Красиво говоришь – приятно слушать».
В. Ну, что, ребята, я думаю вы достойно выполните все задания. За каждый правильный ответ будите получать по одной фишке. В каждой игре есть свои правила. Разрешается: думать, слушать, отвечать и рассуждать. Запрещается: ссориться, шуметь, перебивать друг друга, кричать.
В. Приступаем к разминке. Игра называется «Наоборот». Скажу я слово высоко, вы отвечаете низко, скажу далеко, вы отвечаете близко. Понятно задание? Слова для команды «Знайки».
Молодой – старый.
Быстрый – медленный.
Начало – конец.
Мокрый – сухой.
Тихо – громко.
Белый – черный.
Широкий – узкий.
Темный – светлый.
В. Хорошо сыграла команда «Знаек». Надеюсь, что их соперники, так же сильны. А теперь слова для команды «Грамотеи».
Ночь – день.
Пустой – полный.
Твердый – мягкий.
Трусость – храбрость.
Толстый – тонкий.
Небо – земля.
Маленький – большой.
В. Молодцы!
В. Ребята, сегодня я хотела поговорить с вами о…
-Что такое, не пойму? Были слова понятные, а сейчас в них нет первого слога. Это проделки слогоешки. Он съел слоги. Помогите починить слова.
В. Очень любят обезьяны кушать спелые …наны.
Д. Бананы.
В. Круглое, румяное, я расту на ветке, … локо.
Д. Яблоко.
В. Спелый, сочный, ароматный я на яблоко похож, если по полам разрежешь, внутри ты косточку найдешь, …сик.
Д. Персик.
В. На сучках висит шары, потемнели от жары, …ва.
Д. Слива.
В. У нас «фамилия» одна: цитрусовых, мы семья, я апельсина младший брат, я витаминами богат…. дарин.
Д. Мандарин.
В. Этот фрукт на вкус хорош, и на лампочку похож, …ша.
Д. Груша.
По мере отгадывания на экране появляются картинки фруктов.
В. Ребята, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
Д. О фруктах.
В. Предлагаю поиграть в игру «Один – много». Мне нужно по три человека от каждой команды. (Раздать игрокам картинки с изображением фруктов : груша, лимон, банан, яблоко, мандарин, абрикос)
Дети произносят слово по слогам и идут к своей команде, а команда должна в это время назвать слово во множественном числе. (много)
Физкультминутка (импровизация движений в такт стихотворения
На носочки я встаю
Яблочко я достаю,
С яблочком бегу домой,
Мамочке подарок мой.
Составление рассказа по плану.
-Что это?
-Какой цвет?
-Где растет?
-Какой на вкус?
-Какой формы?
-Что из него можно приготовить?
(Ребенок выбирает картинку с изображением фрукта).
Игра «Что приготовим?» (по картинкам).
Дети по очередности говорят, что приготовят.
«Я приготовлю яблочный сок, я приготовлю сливовое варенье».
«Я приготовлю грушевое варенье, я приготовлю апельсиновый сок», и так далее.
В. А сейчас давайте отправимся в страну Грамматики. Но, чтобы в нее попать, нам нужно вспомнить и рассказать все то, что мы знаем о звуках, буквах и слогах. Готовы?
-Что такое звуки? (звуки мы произносим и слышим).
Д. Бывает гласные и согласные
Гласные тянутся в песенке плавной
Могут заплакать и закричать
Но не желают свистеть и ворчать
(Показать на экране гласные звуки)
А согласные – согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Но не могут он петь
(Показать на экране согласные)
Дидактическая игра. «Гласные и согласные»
В. Называет звуки, а дети поднимают карточки (красные – согласные, синие – гласные).
В. А что такое буква?
Д. Мы ее видим и пишем.
В. Где живут буквы?
Д. Буквы живут в алфавите.
В. Задание для команд.
Не куст, а с листочками
Не рубаха, а сшита
Не человек, а рассказывает (книга) (вывести на экране слово)
Разбор слова «книга»
В. Сколько звуков
Д. 5
В. Сколько гласных
Д. 2
В. Сколько согласных
Д. 3
В. Разделим на слоги
Д. 2
В. Какая часть ударная
Д. 1
Работа с предложениями.
В. Скажите, что такое предложение?
Д. Это 2, 3, 4, 5 и более слов, которые дружат между собой.
(Выходят по одному игроку из команд и составить схему).
1. Взошла утренняя звезда.
2. Таня быстра прибежала домой.
Игра «Исправь ошибку»
Цветы стоят на вазе.
В реке живет злая крокодил.
В зоопарке живет полосатое зебра.
Ползет медленный черепаха.
Самоанализ: В ходе работы с детьми дошкольного возраста особое внимание должно уделяться развитию речи. Для этого в своей работе создаю эффективную речевую среду. Основная цель моей работы формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими. Подбирая
развивающий материал, я оцениваю, чем конкретно он может обогатить детей. Выясняя впоследствии впечатления детей, таким образом продолжаю развивать речь дошкольников. Особое внимание в своей деятельности уделяю внимание трем основным задачам словарной работы: обогащению, уточнению и активизации словаря детей. С этой целью использую лексико – грамматические игры и упражнения в специально – организованной деятельности, в свободное время: чтение художественной литературы, при подготовке к обучению грамоте, на занятиях по развитию речи, при обучении звуковой культуры речи.
В подготовительную группу ходят 27 детей, в связи отсутствующих по болезни детей, на занятии присутствовало 20 детей. Цель занятия соответствует возрастным особенностям детей, их интересам и потребностям. Занятие началось вовремя. 9.00 часов. На каждый момент занятия были продемонстрированы наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности.
Данное занятие было оснащено образовательной развивающей средой. Состояние группы соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно в соответствии с задачами основной образовательной программы Н. Е. Веракса. Тема занятия соответствует календарно-тематическому планированию.
Данное занятие было проектировано в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями дошкольников. Воспроизводящая деятельность характеризуется стремлением дошкольников понять, запомнить и воспроизвести знания.
Соотношение репродуктивных и продуктивных методов на занятии было целесообразно (объяснительно-иллюстративный метод – презентация, продуктивный – Д/И «Гласные и согласные»). Соотношение нагрузки на память и мышление дошкольников соответствовал их психологическим и возрастным особенностям.
Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, беседы, вопросы, указания, дополнения, напоминания, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности.
Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности детей при подборе содержания, форм поддержки и стимулирования поисковой и творческой деятельности. Учитывались развивающие и воспитательные возможности дошкольников.
Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволило предотвратить утомляемость. Дети на занятии проявляли инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, и др. уверены в своих силах, открыты внешнему миру, положительно относятся к себе и другим, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, хорошо понимают устную речь и могут выражать свои мысли и желания.
На занятии была создана атмосфера доброжелательности, взаимопонимания. Анализируя деятельность детей, можно сказать, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Занятие вызывает интерес, воспитывает познавательную и развивающую потребность. Успешному проведению занятия способствовали оптимальные санитарно-гигиенические условия. Временные рамки были соблюдены соответственно возрасту детей, темп занятия был оптимален. Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда доминировала. В процессе занятия было обеспечено комфортное условие для каждого дошкольника.
Я старалась соблюдать нормы педагогической этики и тактики. Стиль общения обеспечивал ребенку чувство психологической защищенности, доверия. Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей. Считаю, что поставленные в занятии цели и задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.