Наталья Куликова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»
▼ Скачать
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» : «Развитие речи», «Подготовка к обучению грамоте».
Виды детской деятельности:
Образовательная область Виды детской деятельности
«Речевое развитие» Игровая
Коммуникативная
«Подготовка к обучению грамоте»
Формы работы с детьми:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Путешествие в сказку „Гуси-лебеди“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
Виды детской деятельности Формы работы с детьми
Игровая Решение проблемной ситуации «Поможем Машеньке спасти братца»
Обсуждение
Игровые ситуации
Коммуникативная
Пересказ сказки
Ответы на вопросы
Игровые упражнения
Формы организации детей: групповая
Цель:Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную речь.
Задачи:
1. Образовательные:
- расширять словарный запас детей;
- совершенствовать коммуникативные навыки;
-повторить и закрепить знания о звуках, буквах, слогах;
-продолжать учить детей составлять схемы предложения.
2. Развивающие :
- развивать устную речь детей, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
- развивать у детей слуховое внимание, умение отгадывать загадки;
- помочь сделать детей участниками сказочных событий, дать им возможность почувствовать своеобразный алгоритм сказки, логику и взаимосвязь событий.
3. Воспитательные:
- прививать интерес к образовательной деятельности;
- воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
Материал демонстрационный:
- книга-сказка «Гуси-лебеди»;
- картинки с изображением Ванечка, Машенька, Баба- Яга, яблоня, печь, речка. Изображения яблок с пропущенными буквами: …тул, …ыба, …ок, …каф; пироги со словами у, дома, сидит, мама.
Предварительная работа:
- чтение сказки «Гуси-лебеди».
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель:Справа друг и слева друг сделали большой мы круг. Ребята, я знаю, что Костя приготовил для вас загадку.
Ребё нок: «Там волшебство, там чудеса, бывает Баба -Яга, герои действуют умно и дружба побеждает зло» (сказки)
Воспитатель: Правильно. Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: Хорошо. А кто скажет, откуда берутся сказки?
Дети: Их придумывает народ, пишут писатели, волшебники, сказочники (Русские народные и авторские).
Воспитатель: Ребята, а вы хотите попасть в сказку?
Дети: Да.
(воспитатель показывает книгу со сказкой «Гуси Лебеди»)
Воспитатель: Тогда усаживайтесь поудобнее и отгадайте загадку про сказку, в которую мы с вами отправимся.
В сказке птицы страшные
Яблонька спаси меня,
Реченька спаси меня.
Дети: это сказка «Гуси Лебеди»
Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами побудем в роли сказочников, а так же будем выполнять задания, которые нам встретятся в сказке. Кто вспомнит и расскажет, с чего начинается сказка? (Жили-были муж и жена (выставить изображения героев на доску) и были у них дочка Машенька и сыночек Ванечка. Один раз родители поехали в город, а дочке велели следить за братцем. Девочка их не послушалась и оставила братца одного. Прилетели гуси-лебеди и унесли мальчика.) – Поняла Машенька, что беда настала, что у Бабы -Яги братец. Что сделала Маша? (Она пошла искать братца.)
Воспитатель: Ребята, поможет Машеньке спасти Иванушку? (Да). – Тогда нам нужно тоже отправиться в темный, дремучий лес. А для этого нам всем вместе, дружно, четко, нужно сказать волшебные слова.
(сначала чистоговорки произносит воспитатель, затем дети)
- Ом-ом-ом - мы гулять идем.
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.
Ра, ра, ра, начинается игра.
Са, са, са, ждут нас чудеса.
Воспитатель:Ребята, что мы сейчас с вами произносили? (Слоги). – А из чего состоят слоги? (Из звуков). – Какие у нас бывают звуки?
Дети: Гласные и согласные: твердые и мягкие.
Воспитатель: Молодцы, правильно. А чем отличаются согласные звуки от гласных?
Дети: Гласные звуки мы можем пропеть, а согласные нет, произнося их, мы встречаем преграду: язычок, губы или зубы.
Воспитатель: Молодцы, возвращаемся к нашей сказке. Шла, шла девочка, видит, стоит яблонька. (выставить изображение яблони). Что было дальше?
Дети: Девочка говорит, яблонька, яблонька, скажи, куда Гуси- Лебеди полетели? А яблонька говорит: Собери мои наливные яблочки.
Воспитатель: Набрала Машенька яблочек, а яблочки не простые, со словами. И пока Машенька яблоки собирала, первые буквы потеряла, рассыпались буквы под деревом. (выставить буквы на доску). А букв то Машенька не знает, в школу то она не ходила. Поможем девочке? (Да).
Игра «Буква потерялась»
(выставлять яблочки по одному и зачитывать детям слово без первой буквы. Дети подходят и подставляют нужную букву)
Воспитатель: Поблагодарила яблоня Машеньку и указала дорогу. Ребята, рассказывайте, что было дальше?
Дети: Пошла Машенька дальше и увидела речку.
(выставить картинку речки)
Дети: Спрашивает Машенька: «Речка, речка, скажи, куда Гуси- Лебеди полетели?
Воспитатель: Ребята, а речка и говорит: «Я здесь столько лет протекаю, люди приходят искупаются, попьют водицы и уходят, никто со мной не играет. Поиграем с речкой? (Да). – А речка то ведь была не простая, а какая?
(проводится игра «Какой, какая, какое?»)
-Речка какая? (тихая, быстрая, широкая, узкая, молочная, бурная, небольшая, мелкая)
-Какие берега у речки? (высокие, кисельные, песчаные, обрывистые)
-Какая вода бывает в речке? (теплая, холодная, прозрачная, мутная, чистая, грязная)
Воспитатель: Поблагодарила речка Машеньку и сказала ей, идти дальше в лес, встретишь там своего следующего помощника. А чтобы нам его встретить, мы должны к нему прийти.
(детям предлагается встать на ножки. Проводится физминутка)
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Воспитатель: И вот пришли мы к новому помощнику, садитесь тихонько на стульчики.
(выставить картинку печки)
Дети: Видит стоит печка. Печка, печка, видела ли ты, куда Гуси- Лебеди полетели? А печка ей отвечает, покажу, если ты отведаешь моих пирожков.
Воспитатель: А пирожки то, ребята, были необычные: не с капустой, не с грибами, а со словами. Из этих слов печка хотела составить предложение, но слова все перепутались. Давайте попробуем, прочитаем, с какими словами печка испекла пироги и поможем печке. Ребята, сейчас Тимур, Родион и Альмина прочитают нам по одному слову.
Мама сидит у дома.
А какое здесь есть маленькое слово, без которого не получится предложение? (предлог у)
(на пирожках написаны слова, дети вместе с воспитателем читают слова и составляют предложение. Далее воспитатель предлагает детям составить схему этого предложения, дети работают самостоятельно с пеналами)
Воспитатель:Молодцы! Справились с заданием. Указала печка дорогу к избушке Бабы- Яги.
Подошла Машенька к избушке и видит что?
Дети: Сидит Баба- Яга и пряжу прядет, а Ванюша на крылечке играет.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто еще мог жить с Бабой- Ягой в избушке? (ответы детей).
(после ответов детей выставить мягкую игрушку Кошку)
Воспитатель: Ребята, давайте составим описательный рассказ про кошку и она, наверняка, покажет нам, как забрать Иванушку у Бабы - Яги.
(на доску выставить мнемотаблицу по составлению рассказа. Воспитатель напоминает детям, что обозначает каждое схематичное изображение и дети составляют рассказ)
Воспитатель: Понравились кошке наши рассказы про нее, отвлекла она Бабу- Ягу, а Маша в это время забрала братца своего и побежала домой. Прибежала Машенька домой… (дальше рассказ продолжают дети).
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему Баба – Яга была злая? (Ответы детей). Предложить детям заштриховать избушку Бабы-Яги, чтобы ее задобрить.