Формальнова Наталья Сергеевна
Конспект занятия по развитию речи «Описание игрушек-животных». Вторая младшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи. Тема: «Описание игрушек – животных».
Вторая младшая группа.
Цель: Развитие речи у детей через игровую деятельность.
1. Обучающие задачи: Способствовать формированию умения составлять рассказ по картинке. Закрепить знания названий детенышей животных.
2. Развивающие задачи: Развивать речь; внимание; память; мышление.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Описание игрушек-животных“, Вторая младшая группа» размещена в разделах
- Животные. Составление рассказов, описание
- Игрушки
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
3. Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к животным и бережное отношение к природе.
Оборудование:
1. Презентация «Карточки животных мама, папа и детёныш».
2. Картина леса, нарисованная на обоях с окошками. Магниты.
3. Домик, игрушки оригами – зайчик, лиса, мишка, мышка, волк, олень, барсук, белка.
Методические приёмы:
1. Дидактические игры:
Игра «Детки в клетке». Воспитатель дает картинку с изображением животного. Дети рисуют линии с верху вниз.
Игра «Найти домик». Воспитатель раздает картинки с изображением детенышей. Дети находят им пару, домик.
Игра «Кто, что ест». Воспитатель раздает картинки с изображением зверей и едой. Дети находят им пару.
Игра «Узнай по голосу». Воспитатель произносит разные звуки. Дети угадывают животное.
2. Подвижные игры:
«Мишка косолапый по лесу идет».
«Зайки скачут на лужайке».
«Лиса и цыплята».
3. Просмотр презентации.
4. Физкультминутка.
5. Проблемная ситуация.
6. Рефлексия.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: 1. Систематизировать знание о диких животных (Лиса, ёж, медведь, белка, волк, заяц, мышь): какие звуки издают, познакомить со строением тела животных, где живут, чем питаются, с некоторыми особенностями образа жизни.
2. Чтение сказки «Теремок»
3. Познавательное видео «Голоса диких животных».
Словарная работа:
Волк, волчица, волчонок. Волки – волчата.
Лис, лиса, лисёнок. Лисы – лисята.
Олень, оленуха (Толковый словарь Ожегова, а не олениха, как может показаться. В словаре Ефремовой также встречается название ланка, оленёнок. Олени – оленята.
Лось, лосиха, лосенок. Лоси – лосята.
Барсук, барсучиха, барсучок. Барсуки – барсучки.
Ёж, ежиха, ежонок. Ежи – ежата.
Самец рыси, рысь, рысёнок или котенок, так как рысь из семейства кошачьих. Рыси – рысята.
Песец, самка песца, детеныш песца (но можно назвать и щенком, так как песец – млекопитающее семейства псовых, а щенком называют детеныша не только собаки, но и волка, лисы и других псовых). Песцы – щенки.
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, речевая, продуктивная, двигательная.
Планируемые результаты: Умеет составлять рассказ по картинке; узнает и называет детенышей животных; отвечает на вопросы воспитателя.
Ход НОД
Организационный момент:
-Мы – умные! Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично трудимся!
Все у нас получится!
Создание проблемной ситуации.
- Прилетела сорока и принесла на хвосте грустную весть: «Потерялись зверята, они не могут найти дорогу домой, а самое главное потеряли своих мам».
Целеполагание:
- Что же будем делать? (Искать маму для малыша)
- Вы все знаете, что звери и их детеныши живут в лесу. А вот где находится их домик, мы должны выяснить и помочь детенышам найти его. А самое главное встретиться со своей мамой. Для начала поместим детенышей в домик. Кто у нас есть?
(Оленёнок, лисёнок, волчонок, мышонок, бельчонок, лосёнок, барсучок, песец, зайчонок, ежонок).
Основная часть. Активизация знаний:
Узнать и описать детенышей; выяснить где находится их домик. Для этого воспитатель берет фигурку оригами, показывает детям и спрашивает. Дети должны по памяти вспомнить животное, ответить на вопросы, если затрудняются с ответом, показываем фотографию животного в природе или игрушку животного, если она похожа на настоящее животное:
- Скажите кто это? (Зайчик)
- Какой зайка большой или маленький? (Маленький)
- Какого цвета шубка? (Зимой – белая, а летом - серая)
- Какая шерстка на ощупь? (Мягкая)
- Какой длины ушки у зайки? (Ушки длинные)
- Какой формы ушки? (Ушки овальные заострённые с кончиков)
- Какого цвета носик? (Носик черного цвета)
- Как он бегает? (Бегает быстро)
- Что любит есть? (Любит есть овощи, траву, кору с деревьев, веточки)
- Почему в дождь подгибает ушки? (Что бы вода не попала в ушки, не заболеть)
- Где находится домик? (В норке, в лесу)
- Как разговаривают зайцы? (Барабанный перезвон)
- Как зовут папу и маму зайчонка. (Заяц и зайчиха)
- Молодцы, вы помогли зайчику найти свой домик и вернуться к маме и папе.
- Кто может рассказать про зайку.
- Скажите кто это? (Белка)
- Какая белка большая или маленькая? (Маленькая)
- Какого цвета шубка? (Рыжая)
- Какая шерстка на ощупь? (Мягкая)
- Какие ушки у белки? (Ушки длинные с кисточками на кончиках)
- Какого цвета носик? (Носик черного цвета)
- Как она бегает? (Бегает быстро, перепрыгивая в ветки на ветку)
-Что любит есть? (Любит есть овощи, траву, кору с деревьев, веточки, грибы, шишки, ягоды)
- Зачем белке пушистый хвост? (Хвост помогает белке прыгать, и играет роль парашюта, если белка падает)
- Какая особенность у белок, как они готовятся к зиме? (Делают запасы на зиму в дуплах деревьев)
- Где находится домик? (В дупле, в лесу)
- Как зовут папу и маму бельчонка? (Белка)
- Молодцы, вы помогли детенышу белки найти свой домик и вернуться к маме.
- Кто может рассказать про белку.
- Скажите кто это? (Волк)
- Какой волчонок большой или маленький? (Большой)
- Какого цвета шубка? (Серая)
- Какие ушки у волка? (Ушки маленькие, треугольные)
- Какого цвета носик? (Носик черного цвета)
- Как он бегает? (Бегает быстро)
- Что любит есть? (Зайчиков, мышек, птичек, ягоды, корни)
- Где находится домик? (В норке, в лесу)
- Как воет волк? (УУУ)
- Как зовут папу и маму волчонка? (Волк, волчица)
- Молодцы, вы помогли волчонку найти свой домик и вернуться к маме и папе.
- Кто может рассказать про волка.
- Скажите кто это? (Медведь)
- Какой медвежонок большой или маленький? (Большой)
- Какого цвета шубка? (Коричневая, бурая)
- Какие ушки у медведя? (Ушки маленькие, полукруглые)
- Какого цвета носик? (Носик черного цвета)
- Как он бегает? (Бегает быстро, вперевалочку)
- Что любит есть? (Зайчиков, мышек, птичек, ягоды, корни, ягоды, грибы, рыбу)
- Где находится домик? (На зиму ищет берлогу в лесу)
- Какая особенность у медведей, как готовятся к зиме? (Впадают в спячку, набирают подкожный жир)
- Как рычит медведь? (РРРР)
- Как зовут папу и маму медвежонка? (Медведь, медведица)
- Молодцы, вы помогли волчонку найти свой домик и вернуться к маме и папе
- Кто может рассказать про медведя.
- Скажите кто это? (Лисёнок)
- Какой лисёнок большой или маленький? (Большой)
- Какого цвета шубка? (Рыжая и белая)
- Какие ушки у лисы? (Ушки маленькие, треугольные)
- Какого цвета носик? (Носик черного цвета)
- Как он бегает? (Бегает быстро)
- Что любит есть? (Зайчиков, мышек, птичек, ягоды, корни)
- Где находится домик? (В норке, в лесу)
- Как зовут папу и маму лисёнка? (Лис, лисица)
- Молодцы, вы помогли лисёнку найти свой домик и вернуться к маме и папе.
- Кто может рассказать про лису.
По такому плану можно спросить про барсука, лося, оленя, ежа, бобра, песца, рыси.
Затем воспитатель вместе с детьми рассматривает полученную картину.
- Много зверей живет в лесу? (Да, много).
-Давайте попробуем вместе составить рассказ по нашей картинке. (В лесу много зверей. В дупле сделала гнездо белочка. У нее маленькие бельчата. Папа белка ищет в лесу ягоды и орехи для семьи. Под деревом свернулся в клубочек ёж. Сейчас утро и поэтому он спит. Ёжик ночной зверь, поэтому его называют соней. Ночью еж просыпается и выходит на охоту. А это кто лежит в норке? Да это же лисичка! У нее красивый пушистый хвост, острая мордочка, и белые тапочки на лапках. Сама лисичка огненно рыжая. А это кто идет в вперевалочку, кусты и деревья к земле гнет. Это бурый мишка. Он хочет полакомиться медом, поэтому ему надо, взобраться на дерево.
Физминутка:
«Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте)
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо – влево,
Тянет лисонька свой нос. (Руки на поясе)
Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Сесть на корточки)
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания.
- Все молодцы, хорошо потрудились, нашли домики для детёнышей и составили длинный рассказ.
Посмотрим с вами презентацию и вспомним как называют папу, маму и малыша у диких животных.
Слайд 1 - 2. Волк, волчица, волчонок. Волки – волчата.
Слайд 3 - 4. Лис, лиса, лисёнок. Лисы – лисята.
Слайд 5 - 6. Олень, оленуха (Толковый словарь Ожегова, а не олениха, как может показаться. В словаре Ефремовой также встречается название ланка, оленёнок. Олени – оленята.
Слайд 7 - 8. Лось, лосиха, лосенок. Лоси – лосята.
Слайд 9 -10. Барсук, барсучиха, барсучок. Барсуки – барсучки.
Слайд 11 - 12. Ёж, ежиха, ежонок. Ежи – ежата.
Слайд 13 - 14. Самец рыси, рысь, рысёнок или котенок, так как рысь из семейства кошачьих. Рыси – рысята.
Слайд 15 - 16. Песец, самка песца, детеныш песца (но можно назвать и щенком, так как песец – млекопитающее семейства псовых, а щенком называют детеныша не только собаки, но и волка, лисы и других псовых). Песцы – щенки.
Слайд 17 – 18. Самец белки, белка, бельчонок. Белки - бельчата.
Слайд 19 - 20. Мышка, мышонок. Мышки – мышата.
Дети, давайте поиграем в игру «Найди домик». Я вам раздам листы, на которых нарисованы животные и их дома. Нужно найти домик для каждого животного.
Давайте поиграем в игру «Кто, что ест». Я вам раздам пазлы, вам их нужно собрать.
Давайте поиграем «Кто, как говорит». Я произнесу слова, вам нужно угадать какое это животное. Во время игры дети и воспитатель голосом подражают животным.
Давайте поиграем в подвижную игру «Мишка косолапый по лесу идет».
Ребята я читаю стихотворение, а вы повторяйте за мной движения. Можно включить песню на компьютере.
Мишка косолапый
По лесу идёт,
Шишки собирает
И в карман кладёт.
Вдруг, упала шишка.
Прямо мишке в лоб.
Рассердился Мишка
И ногою - топ!
Больше я не буду
Шишки собирать,
Лягу я в берлогу,
Буду крепко спать!
«Зайки скачут на лужайке». Во время игры дети учатся вслушиваться в текст, двигаются в ритме, имитируют прыжки «зайчат» на 2х ногах с продвижением вперед, убегать и прятаться во время движения волка - развивая навыки саморегуляции.
На лесной лужайке
Веселились зайки.
Волка испугались,
Быстро разбежались.
«Лиса и цыплята». На одной стороне группы находится курятник (курица с цыплятами). На другой стороне – сидит лиса. По сигналу курица с цыплятами идут гулять, курочка проговаривает.
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки -
Желтые цыплятки!
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!
Во дворе лиса сидела, за цыплятами смотрела…
Рыжая плутовка, съесть нас хочет ловко…
Цыплята убегают в курятник (можно использовать обручи) а лиса старается поймать цыплят. Не успевши спастись, она уводит в свою нору. Игра повторяется 2-3 раза.
Заключительная часть.
- Ребята, сегодня мы с вами помогли найти домики для детенышей. Как вы думаете они рады? Вам понравилось занятие. Поднимите 1 из 3 смайликов.