Алена Александровна Иванова
Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализации «Сказки северных народов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Сказки северных народов»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Цель: Закрепить знания детей о сказках и животных Севера. Совершенствовать диалогическую форму речи.
Задачи:
1. Продолжить работу с мансийской сказкой «Отчего у зайца длинные уши».
2. Развивать память, воображение, мышление, актерские способности детей.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализации „Сказки северных народов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народы севера
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки народов Севера
- Сценарии по сказкам
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
3. Упражнять детей в проговаривании слов и фраз с различной интонацией.
4. Способствовать формированию коммуникативных качеств: взаимопомощь, чувство сопереживания.
Используемая ППРС:
пособие «Куб»); центр театра: накидки для построения жилища эскимосов, снежок, рога, кусты; костюмы: лось, заяц, лосиха, сова, медведь
Методическая литература:
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников Кн. для воспитателя дет. сада. — М. : Просвещение, 1991.
2. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду - М. : ТЦ Сфера, 2009.
Художественная литература:
1. Клош П., Кьоцци Д., Коппини К. Иллюстрированная энциклопедия животных- М. : Махаон, 2017.
2. Сказки народов Севера
https://www.litmir.me/br/?b=197955
http://mirckazok.ru/view_cat.php?cat=9
Педагогические технологии:
Технология проектной деятельности (Проект «Север»)
Игровая технология
Методы: словесные, наглядные, практические
Приемы:
Словесные приемы: художественное слово, беседа, игра- приветствие, поощрение словом
Практические приемы: игра-драматизация
Детская цель: помочь Сове
Предварительная работа: чтение сказок народов Севера, создание стенда Север-зимние забавы, создание макета «Северные животные», лепка из пластилина животных Севера, чтение энциклопедии про животных Севера, раскраски по теме
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказкам народов Севера. Вы согласны?
Дети: Да
Воспитатель: Ну тогда отправляемся в путь. А полетим мы туда на самолете.
(включить музыку ветер, гул самолета)
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! (встают, руки в стороны)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны, наклоны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками п\д собой)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (руки вверх)
Приземляться нам пора! (Приседают)
2. Основная часть
Воспитатель: Вот мы и попали с вами на крайний север, чувствуете, как холодно. Ребята, чтобы нам не замерзнуть, давайте построим жилище народов Севера
(Дети используют накидки «брикеты снега» и встают в круг)
А за нашим домом ходит медведь любопытный (шапка медведя на Алексея) и хочет узнать кто живет в домике.
Игра: «Вокруг домика хожу»
Медведь: вокруг домика хожу и в окошечко гляжу, кому хочу тому постучу. Тук-тук
Ребенок: кто там?
Медведь: это я медведь, побежишь со мной наперегонки?
Ребенок: побегу
Дети: 1,2,3-беги!
(встают спиной друг к другу и бегут вокруг дома. Кто вперед прибежит, проводится 2 раза)
Воспитатель: спасибо тебе Мишка, что поиграл с нами,заходи в домик наш -поговорим. (сидя в кругу)
Медведь: зачем вы на Север приехали?
Дети: путешествовать по сказкам Севера.
Медведь: Ребята, а вы знаете сказки про белых медведей?
Дети: Да знаем (называют несколько сказок: «Отчего у белого медведя нос черный», «Снежок находит друзей», «Путешествие большого белого медведя», «Как медведь хвост потерял», «Белый медведь и бурый медведь»)
Медведь: А, какой медведь в этих сказках, такой же, как я? (называют)
Дети: (описывают медведей из сказок, их характер можно сравнить его с бурым медведем)
Медведь: ребята, какие вы молодцы, как много всего знаете вот вам снежок, он вас к полярной Сове приведет, она много сказок знает.
Воспитатель: спасибо Мишка! (снимает шапку встает в круг, снять накидки снега)
Интересно, ребята, как снежок нам помочь может?
Дети: Бросить и идти по следу, потрясти, можно встать в круг и передавать друг другу (пробуют)
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, и передавая снежок друг другу расскажем о полярной сове, кто что знает по одному предложению.
Дети: Сова - живет в тундре на севере, белые перья, красивая, умеет летать, ловит мышей, глаза мало двигаются, шея поворачивается почти кругом (270 градусов, острое зрение, отличный слух, пернатая охотница, есть острые когти, крепки и загнутый вниз клюв, вблизи не может увидеть добычу, белые перья маскируют сову, не меняет цвета- всегда белая, охотится рано утром или вечером, днем активна- не спит, питается грызунами (лемминги, рыбой, зайцами, сильная и выносливая птица, враги-лиса и песец)
(Передают снежок и говорят по предложению про сову.)
(ребенок за ширмой, одевает крылья и маску совы)
Сова выходит, снежок убрать
Сова: здравствуйте, ребята, чем могу помочь?
Дети: здравствуй, Совушка, мы путешествуем по сказкам Севера, вот северного Мишку встретили он нам сказал, что ты много сказок знаешь?
Сова: Да, я много сказок знаю (называет несколько сказок –«Лиса и ворон», «Как медведь и бурундук дружить перестали», «Охотник и Лиса»)
Воспитатель: А, сказки про зайцев ты знаешь?
Сова: Ой, я много сказок знаю, а вот про зайца забыла? Помогите мне вспомнить!
Воспитатель: ребята, давайте поможем Совушке, назовите любые сказки, где встречается заяц.
Дети: (называют сказки, не обязательно Севера: «Заюшкина избушка», «Заяц –Хваста», «Еж и Заяц», «Колобок», «Теремок», «Бычок-смоляной бочок»)
Сова: Молодцы, ребята, как много сказок про зайцев вы знаете.
Воспитатель: Совушка, а наши дети не просто знают сказки, они еще их рассказывают и показывают. Хочешь, мы тебе расскажем и покажем сказку народов севера «Отчего у зайца длинные уши?»
Сова: конечно хочу
Воспитатель: на подносе лежат фотографии артистов (перевернутые, выбери, пожалуйста, кто будет героями. (идут переодеваться) а мы, им поможем, будем кустами
Дети показывают драматизацию мансийской сказки «Почему у зайца длинные уши»
Автор: Когда появились в лесу звери, самым главным у них был лось. Однажды на лесной полянке разговаривал лось с женой. Мимо бежал заяц. Услышал он, что лось с лосихой разговаривают, подкрался поближе, спрятался за пенёк, слушает.
Лось: Есть у меня рога, которые я должен раздать зверям, но зверей много, а рогов мало. Кому же дать?
Автор: Слушает заяц, думает:
Заяц: Хорошо бы и мне рога получить. Чем я хуже других?
Лось: Кому вот эти рога дать?
Автор: Только хотел заяц рот открыть, а лосиха отвечает:
Лосиха: Эти оленю дай. Будет защищаться ими от врагов.
Лось: Хорошо, а вот эти, кому? (показывает другие рога)
Автор: Тут заяц не вытерпел, высунулся из-за пенька, кричит.
Заяц: Эти мне дай, мне, зайцу!
Лось: Что ты, братец? Куда тебе такие рога?
Заяц: Как — куда? Мне рога очень нужны. Я всех врагов буду в страхе держать. Все меня бояться будут!
Лось: Ну что ж, бери!
Автор: сказал лось и дал зайцу рога.
Обрадовался заяц, запрыгал, заплясал. Вдруг с кедра большая шишка свалилась ему на голову. Подскочил заяц — и бежать!
(дети-кусты за руки, встать в круг, не выпускают зайца из круга)
Да не тут-то было! Запутался рогами в кустах, выпутаться не может, визжит со страху.
А лось с женой хохочут. (дети-кусты присели на корточки)
Лось: Нет, брат, трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут. Получай-ка ты длинные уши. Пускай все знают, что ты подслушивать любишь.
Автор: Так и остался заяц без рогов, а уши у него выросли длинные-предлинные.
Сова: Вот спасибо ребята, какие вы молодцы, вы такие хорошие артисты, я теперь никогда эту сказку не забуду и буду рассказывать всем жителям.
Воспитатель: Спасибо и тебе Совушка, нам было очень интересно у тебя в гостях, но нам пора уже возвращаться в группу, читать новые сказки, но мы с тобой обязательно еще встретимся.
Доброе дело –радость приносит! Нам пора возвращаться. (Обращается к детям) Ребята, давайте скажем Совушке до свидания.
Дети: До свидания, до новых встреч! (Включить звук самолета. Дети крутят руки перед собой, изображая мотор самолета, затем руки в стороны и полетели)