Екатерина Хайлова
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники «Волшебница-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие связной речи через обучение рассказыванию с применением мнемотехники
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять и расширять словарный запас детей по теме «Зима»;
- уточнить знания детей о зиме, зимних месяцах;
- упражнять детей в умении рассказывать о зиме с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;
- формировать умение составлять рисунки по небольшому рассказу о зиме.
Развивающие :
- Развивать связную речь детей, память, внимание.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники „Волшебница-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
- Воспитывать навыки самостоятельности, инициативности и сотрудничества.
Предварительная работа:
Наблюдения за сезонными изменениями в природе; беседа о характерных признаках зимы; чтение стихов и загадок о зиме; рассматривание иллюстраций, использование дидактических игр «Назови как можно больше слов», «Добавь словечко», составление рассказов с применением технологии скрайбинг.
Оборудование:
Экран, предметные и сюжетные картинки по теме «Зима», снежок, снежинки, таблицы- рисунки.
Ход занятия:
1. Сюрпризный момент.
Ребята, сегодня утром, нам пришло видео письмо, хотите его посмотреть?
( Дети: да)
Видео-письмо на экране
Зима - волшебница :
Во дворе замерзли лужи,
Целый день снежинки кружат,
Стали белыми дома.
Это к вам пришла.
Дети: (ответы) - Зима
Зима – волшебница : угадали, какие молодцы! Ребята я не просто к вам пришла, а за помощью. Пропали у меня волшебные силы. Не могу делать холод, мороз, даже снегом все вокруг я не могу покрыть. Ребята помогите мне, пожалуйста, вернуть мои силы!
Воспитатель: А как же нам тебе помочь?
Зима – волшебница : Мне сорока рассказала, что вы много знаете о зиме. Вот я к вам и пришла. Вам нужно будет выполнить все испытания, и тогда мои силы ко мне вернутся. А я вас за это отблагодарю, сделаю вам волшебство. Готовы мне помочь?
Дети: (ответы) Да
Воспитатель: тогда поспешим к первому испытанию.
Задания подвешены на снежинках в группе
1 снежинка (вопросы о зиме)
- Что же такое «зима»? (время года)
- После, какого времени года приходит зима?
- Какие приметы/признаки зимы вы знаете? (Стало холодно, птицы улетают в тёплые стран, идет снег, дни стали короче).
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем со словом зима.
Игра «Добавь словечко»
Пришла….
Мы ждали….
Мы рады…
Мы встречали …
Мы будем гулять….
Мы поём песни о ….
Мы очень рады зиме.
Воспитатель: молодцы ребята, справились с этим испытанием. Готовы к следующему?
Ответы детей: Да
2 снежинка: Дидактическая игра с мячом «Назови ласково».
Снег – снежок
Сосулька – сосулечка
Мороз – морозец
Горка – горочка
Снежинка - снежинка
Ветер – ветерок
Холод - холодок
Лёд – ледок
Санки - саночки
Снеговик – снеговичок
Воспитатель: молодцы ребята. А давайте посмотрим, что же дальше нам приготовила волшебница -зима?
Ответы детей: Да
3 снежинка:
Физминутка.
Вот студеною зимой (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной.
Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед)
Даже хитрая лиса (изображают лису)
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)
И в сад к себе вернемся.
Воспитатель: молодцы ребята, вот мы немного с вами и размялись. Теперь можно двигаться дальше, готовы?
4 снежинка:
Давайте придумаем предложения про зиму, каждое предложение должно начинаться со слова «зимой».
Например:
• Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.
• Зимой снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
• Зимой в домах топят печи.
• Зимой люди делают кормушки для птиц.
• Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.
• Зимой дети катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, много придумали красивых предложений.
Какое красивое время года – зима. Про зиму поэты пишут стихи, художники рисуют картины, сочиняют музыку.
Воспитатель: ребята, посмотрите. У нас осталась последняя снежинка. Давайте посмотрим что там?
Ответы детей: Да
5 снежинка: Составить для рассказ о зиме.
В этом нам помогут наши рисунки, которые мы в сами составляли о зиме. Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки. Каждая карточка — это новое предложение. Рассказ должен быть полным, интересным. Вы знаете, в рассказе должно быть начало :
Например: К нам пришла зима. Или Наконец-то, наступила зима!
И закончить рассказ : Я люблю зиму!
(Дети составляют рассказы по рисункам)
Рассказ «Зима» № 1.
Наступила зима. Падает пушистый снег. Люди вешают кормушки для птиц. Дети играют в снежки. Зима веселое время года. Я люблю зиму.
Рассказ «Зима» № 2.
Наступила зима. Мороз на окнах рисует узоры. Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Скоро мы будем наряжать ёлку. Дед Мороз со снегурочкой принесут нам на праздник подарки. Я люблю зиму.
Рассказ «Зима» № 3.
Наступила зима. На небе темные тучи. На землю падает пушистый снег. Все деревья укрыты снегом. Ети катаются с горки. Я люблю зиму.
Рассказ «Зима» № 4.
К нам пришла зима. Дети очень рады зиме. Дети слепили снеговика. Они идут кататься на санках. На улице сильный мороз. Я люблю зиму.
Рассказ «Зима» № 5.
Наступила зима. На улице идет снег. Люди топят топят в домах печки. Дети любят зиму. Дети наряжают елку. Я люблю зиму.
Рассказ «Зима» № 6.
К нам пришла зима. Дует холодный ветер. К нам прилетели снегири. Мы повесили кормушки для птиц. Скоро Дед Мороз принесет подарки. Я очень люблю зиму.
Воспитатель: Молодцы ребята. У вас получились замечательные рассказы.
Воспитатель: Зима, ребята справились со всеми испытаниями.
Зима – волшебница : Спасибо вам ребята, вы мне очень помогли. Мне очень приятно, что вы много знаете про зимнее время года. А теперь положите ваши снежинки в сундучок и произнесите волшебные слова : «Раз, два, три снежинки в сладость преврати!», и тогда вас ждет зимнее чудо. А мне пора прощаться. Спасибо! До свидания!
Дети: прощаются с зимой
Воспитатель: Ребята, кому какие задания Зимы понравились?
Что было самым трудным?
Какое задание оказалось самым лёгким?
Можно о вас сказать, что вы знатоки зимы?
Воспитатель: Молодцы ребята, но мы с вами еще не поколдовали, давайте попробуем?
(складывают снежинки в сундук, потом колдуют, и достают оттуда леденцы)