Ирина Бердюгина
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста «Осень. Деревья осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Речевое и познавательное развитие детей в рамках работы по лексической теме «Осень. Деревья осенью»
• Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме «Осень. Деревья осенью»;
• Упражнять в подборе существительных к глаголам, прилагательных к существительным;
Публикация «Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста „Осень, Деревья осенью“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья осенью, листопад
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2023
• Продолжать формировать умение отгадывать загадки (находить ключевые слова, словосочетания, предложения в загадке позволяющие её отгадать);
• Актуализировать полученные знания об артикуляционно-акустических характеристиках звуков речи;
• Продолжать развивать общую, мелкую моторику, слуховое и зрительное
• Продолжать развивать умение двигаться в соответствии с темпом и характером музыкальных композиций.
• Воспитывать интерес к природе нашего края;
• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать друг друга, работать в коллективе.
Материал: картинки с изображением деревьев (дуб, осина, клён, липа, берёза, ива, рябина, ель, осина); листочки, мяч, тетрадь на каждого ребенка.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие мы начнем с загадок. Слушайте внимательно.
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так,
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто. (Листопад)
Гнёт к земле деревья,
Тучи нагоняет,
Пыль с дороги тёмной
Нам в лицо бросает.
И в реке, и в море
Волны поднимает.
Кто о нем загадку,
Дети, отгадает? (Ветер)
Что это за птица?
Черная, большая.
Над землёй повисла,
Солнце закрывая.
Как она примчится,
Всё вокруг темнеет,
Чтобы не промокнуть,
Убегу скорее. (Туча)
Крупно, дробно зачастил,
И всю землю намочил.
(Дождь)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит.
(Лужа)
Время года отгадай
Собирают урожай,
Грибники в леса спешат,
Листья жёлтые летят,
Тучи по небу гуляют.
Птицы к югу улетают.
(Осень)
- Молодцы. Все загадки отгадали. А кто запомнил все отгадки и может их назвать?
Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить? Мы будем говорить об осени.
2. Введение в тему занятия. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.
- Назовите осенние месяцы? Какой первый месяц осени? Первый месяц осени сентябрь. Какой месяц наступит после него? После сентября наступит октябрь. Какой месяц завершает осень? Завершает осень ноябрь.
- Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно днем в солнечные дни. Помните, буквально два дня назад было так тепло, что мы с вами гуляли в кофточках. Хотя по вечерам уже достаточно холодно. Что за явление вы могли наблюдать на прогулке?- Ребята, вы сказали, что листья осенью желтеют и опадают. А как называется явление, которое происходит осенью с листочками.
- Правильно, листопад.
Игра «Приметы осени»
- А какие приметы осени вы знаете? Мы проверим, поиграем в игру «Приметы осени». Посмотрите на картинки и назовите приметы осени, назовите их.
- А как называется осеннее явление, при котором падают листья с деревьев? Правильно, листопад.
- Ребята, а теперь давайте расскажем об осени. Свой рассказ мы будем сопровождать движениями и жестами, встаньте со своих стульчиков:
Пришла осень (обвести широким жестом всю картину)
Стало холодно (обхватить себя руками и поежиться)
Дует ветер (вытянуть руки вверх и покачаться)
Начался листопад (показать руками, как падают листочки)
Идет дождь (пальчиками постукивать о ладошку)
Дыхательное упражнение “Листопад”.
- Давайте, покажем, как ветер сдувает листочки, получается листопад.
Дети кладут листочки на ладошки и сдувают их. Делают глубокий вдох носом, выдох ртом.
- Скажите, что делали листочки, когда мы на них дули? (ответы детей)
Игра "Назови дерево"
- Ребята, а теперь посмотрите на картинки деревьев и назовите, как они называются скажите?
- Деревья бывают лиственные и хвойные. А почему лиственные деревья так называют? (почему хвойные)
- Ребята давайте посмотрим на доску и назовем лиственные деревья. (Береза, липа, осина, клен, тополь, ива, рябина). А теперь хвойные деревья. (Ель, сосна).
Упражнение «Хлопушки».
- Давайте поиграем в игру «Хлопушки» : прохлопаем слова-названия деревьев и определим, какое слово самое длинное, а какое – самое короткое. Каждое слово состоит из частей. Длинное слово состоит из нескольких частей – хлопков, а короткое – из одной части, одного хлопка.
Дети совместно с логопедом выполняют задание и определяют, длинные и короткие слова по количеству хлопков.
Затем логопед просит каждого ребенка прохлопать слово-название дерева и определить, сколько частей в слове.
Д/игра «Подбери слова – признаки».
- Ребята давайте посмотрим на деревья и подберем красивые слова, как можно сказать про деревья? Какие они? Например, береза какая?
Береза (какая) –… стройная, белоствольная, кудрявая
дуб (какой) –… могучий, мощный, крепкий, выносливый
рябина –… тонкая, нарядная, красивая
клен – …резной, красивый, кудрявый, тенистый
липа – …красивая, липкая, лечебная
ива –… раскидистая, плакучая
ель, сосна (какие) –… вечнозеленые, колючие, душистые, хвойные.
Д/игра «С какой ветки детки?».
-Ребята, а теперь давайте посмотрим на листочки и определим, с каких деревьев опали эти листья?
- Этот лист с какого дерева? Значит он какой?
с березы – березовый лист
с осины – осиновый лист
с дуба – дубовый лист
с липы – липовый лист
с клена – кленовый лист.
Пальчиковая гимнастика “Осенние листья”.
Логопед. Дети, приготовьте свои ручки, сделаем зарядку для пальчиков.
1, 2, 3, 4, 5 – (загибают пальчики)
Будем листья собирать: (сжимают, разжимают кулачки)
Листья березы, листья осины, (загибают пальчики по одному)
Листики тополя, листья рябины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем”
Работа в тетради.
3. Итог занятия.