наталья кузнецова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Наши помощники — органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать знакомить детей с органами чувств человека.
Задачи:
Обучающие: Уточнить и расширить представление об органах чувств человека и их значении для жизнедеятельности организма. Учить соотносить органы чувств человека с их функциональным значением.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Наши помощники — органы чувств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Развивающие : Развитие внимания и наблюдательности; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье. Тренировать зрительные, слуховые ощущения, обоняние, совершенствовать восприятие.
Воспитательные: Воспитывать желание заботиться о своём здоровье, поддерживать интерес детей к проблемам сохранения своего здоровья.
Материал: ширма, коробка с письмом, бумага, вода, ножницы, чеснок, душистый перец, апельсиновая кожура, вата с запахом духов, ванилин, кофе, металлические ложки, шарфы, иллюстрации по теме.
Ход познавательного занятия (2 слайд) сюрпризный момент:
Круг радости «Здравствуй, день!»
-Приглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наше занятие со слов из песни «Здравствуйте»
Здравствуй, день, здравствуй, друг,
Здравствуй, песен щедрый круг,
Здравствуй, мир, здравствуй, век,
Здравствуй, добрый человек!
Когда люди здороваются, что они желают друг другу (Здоровья, здравствуйте)
-Ребята, что самое главное для человека? (Здоровье) (3 слайд)
Ребята, в нашу группу сегодня пришло письмо и коробка. Сейчас прочтем от кого оно (пока не известно). Воспитатель читает письмо:
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Одни тебе даны, чтоб видеть,
Другие служат, чтобы слышать,
Третий во рту, чтоб вкус понять,
Четвертый – запах различать,
А пятый – чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
О чем же идет речь дети, о каких помощниках? / органах чувств /
Воспитатель: Как вы думаете, коробка пустая или нет? Воспитатель трясет коробку (в ней что-то гремит). Ребята, что же лежит в коробке, хотите узнать? Давайте ее откроем.
(открывают, схемы органов чувств в конвертах с написанными загадками)и картинки.
(Показывает рисунки людей)
Воспитатель (В) : Ребята, посмотрите внимательно на эти рисунки? Что с ними не так? Чего не хватает?
Дети: Нет глаз, губ, носа и ушей.
Воспитатель: Правильно, автор письма хочет посмотреть какие вы внимательные, умные, что вы знаете о строении человека. И хочет, чтобы вы добавили недостающие детали.
И так начнем. / на столах клей для приклеивания органов чувств /
Воспитатель: Что помогло вам узнать, что в коробке что-то лежит? (достает уши). Сколько ушей у человека? (4 слайд)
Дети: Всего 6 ушей. 2 уха мы видим, а 4 находятся внутри.
Воспитатель: А зачем человеку нужны уши?
Дети: Чтобы слышать разные звуки: кто как кричит, как шумит море, шуршит листва, пение птиц, голос мамы и т. д. (5 слайд)
Воспитатель: Правильно. Чтобы слушать, что происходит вокруг нас.
Уши – это орган слуха. (6 слайд)
А вот сейчас проверю у вас хороший слух или нет. Игра «Определи на слух»
(за ширмой рвет бумагу, переливает воду в стакан, режет ножницами бумагу)
- Чтобы уши были здоровыми и был хороший слух, надо за ними ухаживать, беречь их.
- Что делать нельзя: (7 слайд)
- Ковырять в ушах острыми предметами;
- Не допускать попадания воды;
- Слушать громкую музыку;
- Кричать на ухо;
Что было бы, если бы мы не могли слышать? (8 слайд) Не умели бы говорить.
Воспитатель: Читаем следующую загадку: (9 слайд)
Отгадайте загадку:
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
День закончился, затих,
Ты легла, закрыла их,
И легонечко зевнула,
И тихонечко заснула
Видеть небо и леса
Помогают нам … (Глаза)
- Правильно, глаза. Для чего нужны глаза человеку?
Дети: Чтобы видеть, смотреть все вокруг.
Воспитатель предлагает детям с помощью эксперимента выяснить, зачем человеку глаза?
Вызывает двух детей и завязывает им глаза:
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (10 слайд)
Дети по очереди вынимают игрушку и называют ее цвет: «Эта игрушка зеленая» или «Эта игрушка красного цвета».
Воспитатель: - Дети, а как вы об этом узнали? (Увидели глазами)
Потом ребенку предлагают закрыть глаза, достать игрушку и определить ее цвет.
Воспитатель: - Дети, почему вы не смогли назвать цвет игрушки? (Глаза были закрыты, не видели)
Затем воспитатель показывает картинки и предлагает определить, что на них нарисовано, тоже с закрытыми глазами.
Воспитатель: - Дети, почему вы не смогли назвать, что изображено на картинках? (Не увидели, глаза были закрыты)
Воспитатель: - А теперь закройте глаза. Что я делаю? (Не знаем, потому что глаза закрыты) Воспитатель показывает различные движения.
Воспитатель подводит детей к понятию, что с закрытыми глазами ничего нельзя увидеть.
Не зря говорят, что «без глаз, как без рук»
Воспитатель: - Да, видеть – это очень хорошо, вот какие помощники есть у человека – глаза. А что мы с вами можем увидеть, когда глаза открыты? (достает из коробки картинку) : Друг друга, едет машина, светит солнце и т. д. Все можно увидеть. (11 слайд)
Воспитатель: С помощью глаз мы можем увидеть: как прекрасен наш мир, увидеть какого цвета, формы, размера предметы. (12 слайд)
Глаза – это орган зрения. А вы хотите узнать какого цвета ваши глаза? Тогда посмотрите в глаза друг другу. Какого они цвета?
Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в специальных углублениях-
(13 слайд) глазницах (домиках). Закрывает этот «дом» специальная «дверца» под названием – веко. Как вы думаете, для чего нужны ресницы, веки?
Дети: Они оберегают глаза от пыли, ветра.
Воспитатель: Но для того чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? (14 слайд)
- Нельзя тереть глаза грязными руками.
- Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.
- Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.
- Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
Что нужно делать, чтобы глаза были здоровыми?
- Есть продукты с витаминами.
- Делать упражнения для глаз.
- Гулять на свежем воздухе.
Воспитатель: Чтобы глаза не уставали, сделаем гимнастику для глаз(15 слайд)
Посмотрели вправо – влево
Вверх - вниз
На меня скорей взгляните
Левым глазом подмигните
Правым глазом мне моргните.
Быстро, быстро поморгайте
Сильно закрывайте
А теперь их открывайте.
Отгадайте загадку: (16 слайд) достаю из коробки картинку-символ нос
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.
Дети: Нос.
Воспитатель: Для чего человеку нужен нос? (17 слайд)
Дети: Чтобы дышать, с его помощью различать разные запахи.
Воспитатель: Правильно, ребята. Нос – это орган обоняния. С помощью носа мы можем определять разные запахи. И сейчас мы проверим, сможете ли вы определить разные запахи.
Проводится игра «Определи по запаху». (18 слайд)
( на большом подносе в пакетах лежат ароматизированные предметы: чеснок, апельсинная кожура, вата с запахом духов, ванилин, кофе).
- Ребята, а может ли запах предупредить человека об опасности? (19 слайд)
Дети: Может. Испорченные продукты плохо пахнут – их нельзя есть, запах дыма при пожаре, утечка газа, подгорелая еда на плите.
Воспитатель: Для того чтобы нос хорошо дышал и мог почувствовать различные запахи необходимо беречь его и ухаживать за ним.
Правила здорового носа: (20 слайд)
- Одеваться в соответствии с погодой.
- Избегать простуды.
- Пользоваться платком во время чихания.
- Не засовывать в нос посторонние предметы.
- Не ковырять глубоко в носу.
- Беречь от ударов.
- Тщательно и аккуратно промывать нос.
- При простуде принимать лекарство только с взрослыми людьми.
Отгадайте загадку: достаю картинку из коробки (21 слайд)
Всегда во рту, а не проглотишь?
Дети: Язык.
Воспитатель: А для чего нам нужен язык?
Дети: Различать продукты на вкус.
Воспитатель: Правильно. С помощью языка мы различаем вкус пищи, поэтому язык – орган вкуса.
Проводится игра «Определи на вкус» (22 слайд)
- Назовите, что может быть сладким, кислым, соленым, горьким?
- Какие вы знаете правила гигиены полости рта: (23 слайд)
- Нельзя есть немытые овощи и фрукты? Почему?
- Мыть руки перед едой, после прогулки, после туалетной комнаты.
- Нельзя облизывать игрушки, пальцы.
- Нельзя передавать продукты изо рта в рот.
-Нельзя пробовать незнакомые ягоды, грибы.
А теперь проведем упражнение для язычка: (24 слайд)
Рот по шире открывай
Язычок вперед давай
Влево – вправо, тик да так
Время точно на часах
Шире рот мы открываем
Язык вправо направляем
Еще шире открываем
Язык влево направляем
Влево – вправо, влево – вправо
Язычок и так и сяк
Это часики висят.
Следующая загадка: достаю картинку из коробки –руки (25 слайд)
В этой одежде я родился,
В этой одежде и бане помылся,
Эту одежду снять невозможно.
Эта одежда называется….
Дети: Кожа.
Воспитатель: А для чего нам нужна кожа?
Дети: С помощью кожи человек может почувствовать предметы : горячее, холодное, твердое, мягкое, сухое, мокрое. Кожа защищает нас от перегревания и переохлаждения. Наша кожа чувствительна к боли.
Воспитатель предлагает взять металлические ложки и коснуться кожи руки. Вы почувствовали какая ложка? А теперь возьмите ткань? Какая она на ощупь? Попробуйте ущипнуть себя? Почувствовали боль? (26 слайд) Кожа – это орган осязания. Но самая чувствительная кожа находится у нас на кончиках пальцев рук. Мы даже можем определить предмет на ощупь. Не верите, тогда давайте поиграем и проверим чувствительность ваших пальцев
Проводится игра «Чудесный мешочек». Надо на ощупь определить, что это за предмет.
(27 слайд) Осязание-это способность чувствовать, прикасаться, определять…
Ребята, а мы можем с вами сбросить нашу кожу, как старую одежду и заменить ее на новую? Конечно, нет. Кожа нам дана одна на всю жизнь. И поэтому ее надо беречь и ухаживать. (28 слайд)
А какие правила вы знаете по уходу за кожей?
- Надо держать свою кожу в чистоте. (мыло, мочалка)
- Аккуратно обращаться с острыми предметами.
- Нельзя долго находиться под прямыми палящими солнечными лучами.
- Защищать кожу от сильных морозов.
- Одеваться по погоде (чтобы не мерзнуть и не перегреваться).
- Не трогать не знакомых животных.
- Вредно для кожи царапины и ушибы.
- Ну что все загадки мы с вами отгадали, но здесь что – то находится ещё.
ИГРА достаю из коробки (29 слайд)
- Проводится игра «Доскажи словечко»
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам (глаза)
Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различать поможет (нос)
Есть у зайца на макушке,
У тебя, твоей подружки, Бывают слушки и не слушки
Что же это? Наши (ушки)
Чтоб попробовать компот
Есть у человека (рот)
Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша (кожа)
- Ребята, а как можно назвать все эти органы (уши, глаза, нос, язык, кожа) двумя словами? Органы чувств. (30 слайд)
Воспитатель: А для чего нам нужны органы чувств?
Дети: Они нам нужны, чтобы познавать, изучать, знакомиться с окружающим миром.
Воспитатель: Уши, нос, глаза, язык, кожа рук – все это ОРГАНЫ ЧУВСТВ.
Они помогают человеку получать информацию об окружающем мире. Органы чувств надо беречь и заботиться о них. (31 слайд)
Как нужно ухаживать за нашими органами ЧУВСТВ? (32 слайд)
Воспитатель: - Ребята, а мы так и не узнали от кого эти задания. ЗАГАДКА. (33 слайд)
Здесь остались одни буквы. Что же нам с ними можно сделать? (34 слайд)
Дети: Выложить его имя.
Воспитатель: Давайте попробуем выложить имя этого героя.
Дети читают: Буратино.
Воспитатель читает письмо дальше: Я приготовил для вас подарок- портреты своих друзей, только не успел их закончить. У меня к вам большая просьба, закончить портреты моих друзей и можете взять их на память. Заранее благодарю! До свидания! Ваш друг Буратино.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат портреты. Чего то в них не хватает? Правильно, органов чувств. Давайте их наклеим и дадим этим героям возможность познавать наш удивительный мир.
Но прежде чем вырезать, давайте подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни,
Хочешь, эдак, хочешь так,
Не обидятся никак.
(Действия выполняют в соответствии с текстом).
(Дети делятся на 2 команды, по очереди приклеивают уши, глаза, нос, рот).
Анализ работ.
Воспитатель : Какие прекрасные портреты у вас получились!
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете, какие у вас есть органы чувств и для чего они нужны. Я вам желаю всегда быть здоровыми и беречь свои органы чувств, так как благодаря им, мы познаем всю красоту окружающего нас мира.
(35 слайд)
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмёмся.
И на прощание,
Скажем всем мы до свиданья.