Томилова Ольга
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Конституция и мы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать у детей нравственно-патриотические чувства через систематизацию знаний о Конституции РФ.
Задачи: Уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях.
Формировать представление о Конституции. Продолжать знакомить детей с гражданскими правами. Формировать понятия- «закон, порядок, право, обязанность». Продолжать развивать способность высказывать свое мнение.
Активизировать пассивный словарь словами- президент, конституция, закон.
Развивать познавательный интерес к своей стране, её законам.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Конституция и мы“» размещена в разделах
Формировать умение рассуждать, высказывать своё мнение. Вызвать чувство гордости за свою страну, понимание и уважение друг к другу.
Материалы: Мяч, музыкальная колонка, картинки с изображениями сказок, 2 рюкзака, 2 стола, школьные и не школьные принадлежности, глобус, 2 контейнера, бумажные, пластмассовые, железные предметы, картинки с изображением детей, семьи, школы, отдыха людей, жилья.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправится в необычное путешествие по Конституции - основному закону нашей страны. А чтобы у вас в пути было хорошее настроение, повторяйте за мной.
Утром Солнышко встает, (Руки поднимаем вверх)
Всех на улицу зовет (Сгибаем руки в локтях к груди)
Выхожу из дома я: (Показываем рукой себя)
«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямляем руки в стороны)
Отвечаю Солнцу я (Поднимаем руки над головой)
Отвечаю Травам я (Опускаем руки на ковер)
Отвечаю Ветру я (Поднимаем руки над головой и покачать ими)
Здравствуй, Родина моя! (Берем друг друга за руки)
Воспитатель: Ребята, как называется страна в которой мы живём? (Россия)А как называют людей, живущих в России (Россияне) Кто может показать нашу страну на глобусе? Ребята, а что для вас означает Россия (Это наша Родина)
Давайте послушаем стихи о России и Родине. (Чтение стихов)
Россия, Россия! Под небом под синим
Найдёшь ли ещё где такой красоты?
Я верю в Россию, я верю в Россию,
Я верю в Россию. Поверь в неё ты.
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
Воспитатель: 12 декабря 1994 года в нашей стране была принята действующая Конституция Российской Федерации. На основании этого
12 декабря объявлено Днём Конституции. А что же нам даёт Конституция (Чтение стихотворений о Конституции)
Право трудиться и право учиться,
В доме удобном своём поселиться,
Право на мирную жизнь и свободу
Даёт Конституция наша народу.
Но каждый обязан честно трудиться
И на «пятёрки» прилежно учиться,
Маме и папе всегда помогать,
Родную страну уважать, защищать!
Воспитатель: Конституция РФ - это самый главный закон страны, в котором описаны все права и обязанности граждан, то есть то, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что -нельзя. Его обязаны соблюдать все: и взрослые, и дети.
Воспитатель: Ребята, в Конституции написано, что каждый человек имеет право на имя. И сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково свое имя». Мы будем передавать мяч по кругу и называть ласково свое имя.
Воспитатель: У каждого из вас есть семья. Каждый человек имеет право на семью. (Чтение стихотворения о семье)
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Семья -самое дорогое, что есть у человека. Дети, давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В родной семье и каша гуще.
Где семья дружна, не страшна беда.
Человек семьею крепок.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право учиться, ходить в школу. А вы у нас -будущие первоклассники. Давайте посмотрим, знаете ли вы, что надо собрать в школу.
Игра-эстафета «Собери портфель». (Дети делятся на две команды. Каждый участник добегает до стола, где в хаотичном порядке расположены предметы. Выбирает предмет для школы, бежит до своей команды и убирает его в портфель.)
Воспитатель: Ребята, а вы любите отдыхать? Так вот каждый человек имеет право на отдых. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по разным странам.
Игра «Путешествие по миру» (Дети передают мяч по круги. Воспитатель называет страну, а ребёнок называет людей, живущих в ней)
В России живут - россияне.
В Англии живут - англичане.
Во Франции живут - французы.
В Японии - японцы.
В Италии - итальянцы.
В Америке - американцы.
В Китае - китайцы.
В Испании - испанцы.
В Бразилии- бразильцы.
В Австралии- австралийцы.
В Корее- корейцы.
В Турции- турки.
Вот как много стран и кто в них живет, мы еще узнали. А как называется посёлок, в котором мы живём. (Посёлок Колышлей) А как называют его жителей (Колышлейцы)
Воспитатель: Дети, а куда вы идёте вечером из детского сада (Домой) Так вот у каждого человека есть право на жилище. Скажите, в какой сказке, одна хитрая плутовка отобрала домик у его жильца? Расскажите об этом. («Заюшкина избушка»)
Воспитатель: Ещё в Конституции записано право на благоприятную окружающую среду. Давайте поможем навести в лесу порядок, очистим лес от мусора и расфасуем его в разные контейнеры. (Под музыку дети собирают разбросанный на поляне мусор и раскладывают его по разным контейнерам. Бумага, пластик, железо.)
Воспитатель: А вы любите сказки? Давайте поиграем в игру «Сказочная Конституция». Я буду задавать вопрос, а вы должны назвать сказку и рассказать, о каком праве в ней говорится.
1. В какой сказке герой несколько раз подвергался угрозе
быть съеденным?
(«Колобок». Право на собственную неприкосновенность.)
2. В какой сказке директор театра держал кукол в рабстве и искал ключик от этого учреждения? («Приключения Буратино». Право на свободу).
3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное
перемещение на метле? (Баба Яга. Право на свободное передвижение.).
4. Кто держал Кая в холодном плену(«Снежная Королева». Право на свободу).
5. Кто на своём огороде вырастил гигантский овощ и не смог его один вытянуть?
(Дед из сказки «Репка». Право на пользование землёй.)
6. В какой сказке зверь разрушил два дома и чуть не съел их обитателей, но не смог сломать третий дом(«Три поросёнка». Право на жизнь. Неприкосновенность жилища.)
7. В какой сказке злая мачеха не пускала падчерицу на бал(«Золушка». Право на отдых.)
8. В какой сказке была оказана помощь больным зверям(«Доктор Айболит». Право на оказание медицинской помощи.)
Воспитатель: А теперь давайте создадим Конституцию нашей группы. Законы, которым вы следуете в группе и в детском саду.
1. Нелья драться и обижать своих товарищей.
2. Нужно обращаться друг к другу по имени.
3. Надо помогать своим товарищам и взрослым.
4. Убирать за собой игрушки.
5. Использовать в речи вежливые слова.
6. Аккуратно убирать вещи в шкафчик.
7. Нельзя обзывать и называть ребят плохими словами.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Можно — нельзя». Правила игры простые. Если то, о чём говорится, делать можно - вы хлопаете в ладоши. Если же этого делать нельзя -вы топаете ногами.
1. Переходить улицу на красный цвет светофора.
2. Помогать маме делать уборку в доме и мыть посуду.
3. Хорошо учиться.
4. Ухаживать за теми, кто болеет.
5. Заниматься спортом.
6. Ломать игрушки.
7. Оставлять мусор в лесу.
8. Умываться и чистить зубы.
9. Ходить в грязной одежде.
10. Срывать цветы на клумбе.
11. Рвать и пачкать книжки.
12. Читать книжки.
13. Стрелять из рогатки в животных.
14. Отбирать игрушки у других детей.
Воспитатель: Давайте назовём, какие права у нас есть.
Право на имя.
Право на семью.
Право на игру.
Право на любовь и заботу.
Право на жизнь.
Право на медицинское обслуживание.
Право на образование.
Право на свободу.
Право на жильё.
Воспитатель: Наша Родина сможет процветать только тогда, когда у нас будет мир и дружба. Когда мы будем соблюдать права и обязанности, прописанные в Конституции.