Татьяна Зяблова
Конспект занятия «Путешествие в Тайгу» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательному развитию на тему «Путешествие в Тайгу»
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с особенностями природных условий тайги;
- Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания.
Развивающие:
- Развивать интерес к познанию природы
- Поощрять самостоятельные открытия
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в Тайгу“ в старшей группе» размещена в разделах
- Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.
Материалы: Иллюстрации с изображением флоры и фауны тайги, коробочки, листы картона.
Организационный момент.
Мотивация:
- Ребята, у кого в гостях мы побывали в прошлый раз с Таней, Ваней и доктором Айболитом? (Ответ)
- Доктор Айболит и дети оставили нам фотографии мест, где они уже побывали. Давайте посмотрим их. На столе разложены фотографии с изображением разных природных зон.
- Какой фотографии не было на прошлом занятии? (Дети показывают или называют).
- Сегодня нам предстоит дальнейшее путешествие. Как вы думаете на чем мы с вами в него отправимся? (Ответы)
- Давайте вспомним на чем ездили, летали в сказках? (Ответы)
- Можно отправиться в путешествие с помощью сапогов-скороходо, в ступе и т. д. Но это все только для одного человека и нам с вами там не хватит всем места. Остается только ковер самолет. С какими средствами передвижения его можно сравнить? (Ответы). С самолетом, вертолетом. Чем они похожи и чем отличаются? (Ответы). Ковер самолет хорош тем, что ему не нужно топливо, он быстро и бесшумно перемещается, может приземлится в любом месте.
- Садимся на ковер самолет и «поднимаемся в воздух» (Дети садятся на стульчики)
- Под нами проплывают бескрайние просторы тундры, олени, собачьи упряжки.
Но вот картина стала меняться. Появились высокие деревья. Как вы думаете почему? (Ответы)
- В тундре их не было, потому что корням растений мешала вечная мерзлота. Значит здесь ее нет. Почему как вы думаете? (Ответы).
- Потому что зимы здесь хоть и холодные, но не такие долгие. И вот уже лес стоит сплошной стеной. Приземляемся.
Физкультминутка.
Самолёты.
Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками,
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо,
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям,
Да и снова полетели.
Посмотрите вокруг (Показываем детям картинки с изображением хвойного леса).
- Какие деревья вы видите? (Ель, сосна, кедр, пихта)
- Что у них общего? (Ответы)
- Как одним словом можно назвать эти деревья? (Ответ)
- Как вы думаете почему в этих местах могут расти только хвойные деревья? (Ответ – потому что листва «Иголки» защищают деревья от суровых морозов оболочкой).
- А чем еще похожи хвойные деревья? (Показать рисунок с изображением ели и сосны в снегу) (Ответ)
- У них конусообразная крона. Вы уже знаете, что в природе нет ничего случайного. Так почему же у хвойных деревьев такая крона? (Ответ). Для того, чтобы снег сползал по веткам вниз и совей тяжестью не ломал их. Где человек использует это? (Ответ)
- Например, крыши домов делают двускатными.
- Как вы понимаете это слово? (Ответ).
- Давайте с вами сделаем эксперимент и посмотрим и посмотрим, что будет происходить если крыша дома двускатная и если прямая.
Дети проходят за столики для проведения опыта. На столе воспитатель ставит любую коробочку – это будет дом. Рядом лежат картонки одинаковой ширины, равной «ширине» дома, но разные по длине. Предлагаем сложить самую длинную из них пополам и сделать «крышу» для дома. Проверим, будет ли удерживаться на такой крыше снег. (Воспитатель кладет на крышу кубик или комочек из бумаги и он быстро скатывается вниз). Давайте увеличим угол. (Воспитатель берет картонку покороче, делает крышу из нее и кладет на нее «Снег». Аналогичные действия проводятся еще несколько раз до тех пор, пока «Снег» не перестанет сваливаться с краши).
- Какую крышу вы бы выбрали для своего дома? (Ответы детей должны быть обоснованными).
- Итак, мы с вами оказались в хвойном лесу. Такой лес называется тайга. Тайга огромна. Она занимает 1/10 часть суши пригодной для жизни. (Показать ну кругу с сегментами сколько это значит 1/10). Тайгой называют лес, в котором растут разные хвойные деревья.
- Как называется лес, состоящий из одних еле? (Ответ)
- А если в нем растут только сосны? (Ответы)
Неторопливо идем по тайге. (Дети проходят на стульчики)
- Что у нас под ногами? (Снег)
Почему вы так думаете? (Потому что сейчас зима и у нас и в лесу)
- А летом в тайге сумрачно. Почему (Ответ детей). Сквозь густую хвою света проникает совсем мало. Под ногами хвойная подстилка.
- Много ли растений кустов, травы цветов между деревьями? (Нет)
- Почему? (Потому что мало света, бедная почва, т. к. иголки гниют медленно). Только тенелюбивы грибы, папоротники, мхи, лишайники и черника могут расти на хвойной подстилке.
- В теплые летние дни лес наполнен жужжанием комаров, слепней, мошек. Это паразиты. Они проникают или прокусывают кожу животного или человека и насыщаются их кровью. Представьте, что вы оказались в тайге и на вас напали комары и мошки. Что вы станете делать, покажите? (Ответ и действия).
- Но если много насекомых, значит, есть и те, кто ими питается.
- Кто это? (Птицы)
- А для кого является пищей огромное количество шишек? (Ответ)
- Бурундуки, белки, клесты срывают и уносят шишки в сою «столовую».
- Вы ужу знаете, что булки делают запасы на зиму, но не всегда находят потом свои кладовые. И если спрятанные орешки останутся до весны, то они прорастут и из них со временем появятся новые деревья. Выходит, что животные помогают распространению хвойных деревьев.
- А сейчас я предлагаю вам пройти за столики и выполнить небольшое задание.
Дети садятся за столы. На столе воспитатель приготовила задание на листочке и карандаши.
- Перед вами листок, на нем изображены животные тайги и то, чем они питаются. Задание: покажи стрелками, чем питаются эти животные.
Рефлексия:
- Ребята, о чем на занятии мы с вами говорили?
- Что вызвало у вас затруднение на занятии?
- Кому бы вы хотели об этом рассказать?
- Вы сегодня хорошо занимались, спасибо вам, молодцы.