Александра Рожкова
Конспект занятия по познавательному развитию «Мир технических чудес» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательному развитию «Мир технических чудес» в подготовительной группе.
Рожкова Александра Александровна
Цель: расширять кругозор детей о предметах рукотворного мира: бытовой технике и приборах. Подвести к пониманию того, как современная техника облегчает труд человека в быту. Обогатить знания о мире открытий и изобретений.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Мир технических чудес“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Формировать представления детей о выдающихся людях России, об инженерах и изобретателях.
Расширить знания детей об электрических приборах.
Познакомить с понятием «Статическое электричество».
Познакомить детей с историей возникновения часов.
Расширить знания детей о различных видах часов.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Ребята, сегодня в нашу группу принесли письмо. Для того, чтоб узнать кто его написал, отгадайте загадку.
Вы узнаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг — только грязь и зола.
А звали красавицу?
Ответ детей – Золушка.
- Правильно, это Золушка (появляется на 2 слайде). Вот что написано в письме «Дорогие ребята, я очень хочу на бал, но у меня столько дел, что я не успею! Пожалуйста, помогите мне!»
- Поможем Золушке? (Ответы детей). Если вы правильно отгадываете загадки, то добрая Фея будет дарить подарок Золушке (картинки ответов будут появляться на слайде).
1) Есть у меня в квартире робот
У него огромный хобот
Любит он частоту
И глотает пыль в трубу. (Пылесос)
2) Четыре синих солнца горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины
До завтра солнца не нужны. (Плита)
3) Это чудо аппарат
Нам стирает, все подряд (Стиральная машинка)
4) Летом папа нам привёз
В белом ящике мороз
И теперь мороз сухой
У нас летом и зимой. (Холодильник)
- Смотрите сколько подарков теперь есть у Золушки. Как можно назвать эти предметы? (Ответы детей «бытовая техника»)
-Бытовую технику мы используем каждый день. Она облегчает нашу жизнь и наш быт. Но есть ещё техника, которая служит человеку на улице, на заводе. Угадайте, что это за техника?
1) Что за чудо этот дом
Окна светлые кругом
Носит обувь из резины
И питается бензином (Автобус)
2) Железная птица в небе кружится
По сигналу пилота
На землю садиться. (Самолёт)
- А какую технику вы еще знаете? Чем она помогает? (Ответы детей)
-А как зовут людей, которые придумывают разную технику? (Ответы детей)
- Таких людей называют изобретатели. Как вы думаете сложно сделать автомобиль? (Ответы детей)
-Нужно сначала выполнить чертёж будущий машины и не ошибиться в расчётах. Эта работа инженера. Это профессия появилась не очень давно. Но на Руси всегда были умельцы. Двести лет назад жил Иван Петрович Кулибин (3 слайд, он сделал заводные часы размером с утиное яйцо. Каждый час распахивалась в часах дверца и появлялись крошечные человечки и весело передвигались под музыку. Потом он придумал компас, фонарь и т. д.
А когда не было телевизоров, то жил мальчик, его звали Саша Попов или Александр Степанович Попов (4 слайд). Он очень любил мастерить и первый создал радиоприёмник и первый принял телеграмму с помощью телеграфной азбуки.
Первый самолёт назывался ТУ-104. Первые буквы фамилии Туполева Андрея Николаевича (5 слайд). Он создатель самолёта и сконструировал более ста самолётов.
- Общество в котором живёт человек постоянно развивается, а вместе с ним и совершенствуется техника. Давайте разберём на примере часов, но для начала сделаем физминутку.
Физминутка:
Ток бежит по проводам (бег на месте)
Свет несёт в квартиру нам (руки фонарики)
Чтоб работали приборы
Холодильник и моторы,
Кофемолки, пылесос (хлопки руками)
Ток энергию принёс (Взяться за руки)
- Давним давно, люди узнавали время по солнцу (6 слайд, картинки появляются). Встало солнышко пора людям вставать. Прошло по небу полдороги- пора обедать. Спряталось- то пора домой спать. Следующие часы-петух, но они были очень неудобные, почему? (ответы детей). Водяные часы-это высокий и узкий сосуд с дырочкой, наполнен водой. Песочные часы похожи на водяные, только вместо воды засыпали песок. Потом появилась заводные часы ли механические. Внутрь ставили пружинку и закручивали колесо. Пока колесо вращалось, стрелочки показывали время.
- Сейчас у нас электронные часы. Скажите, как они работают? (ответы детей). От батарейки, в ней есть сила- это электричество. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать.
- А откуда электричество поступает к нам? (Ответы детей)
- Ток вырабатывается на электростанциях (7 слайд) и по проводам поступает в наш дом. Электрический ток очень опасен, а вот статическое электричество не опасно. Предлагаю немного поэкспериментировать.
Первый опыт называется «Статическое электричество»
Для этого опыта возьмите 2 воздушных шара, алюминиевую банку и шерстяную ткань.
Материал и оборудование:
Два воздушных шарика
Волосы
Алюминиевая банка
Шерстяная ткань
Описание эксперимента:
Потрём шерстяной тканью оба воздушных шара. Поднесём их друг к другу. Что происходит? (ответы детей) Они отталкиваются друг от друга именно той стороной, которой были натёрты об шерсть.
Потрём один из шаров о наши волосы, немного поднимем шарик над волосами. Что происходит? Шарик притянул волосы к себе.
Положим алюминиевую банку на бок на столе, поднесём к ней воздушный шар, который мы потёрли о волосы или шерстяную ткань. Как только мы поднесли шарик к банке, медленно отводим его. Что происходит? Банка начинает катиться за шариком.
Вывод:
Натирая шары шерстяной тканью или нашими волосами, мы создаем на нем статическое электричество. Оно включает в себя отрицательно и положительно заряженные частицы. Когда мы трем воздушные шары против наших волос или ткани, шарик заряжается отрицательно.
Опыт №2 «Танцующая фольга»
Цель: узнать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
Материал и оборудование:
Тонкая алюминиевая фольга.
Ножницы.
Пластмассовая расческа.
Бумажное полотенце.
Описание эксперимента:
Нарежем алюминиевую фольгу очень узкими и длинными полосками, как у меня. Высыпаем полоски фольги на бумажное полотенце. Проведем несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесем ее вплотную к полоскам фольги. Полоски начнут «танцевать». Почему так происходит?
Волосы, о которые мы потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный статический заряд. Когда мы приблизили расческу к полоскам фольги, электроны в ней начали отталкиваться от электронов расчески и перемещаться на противоположную сторону полоски. Таким образом, одна сторона полоски оказалась заряжена положительно, другая сторона полоски – отрицательно. Положительно заряженная сторона полоски притягивается к отрицательно заряженной расческе. Так фольга «танцует»
Вывод: Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
Опыт №3 «Прыгающие хлопья»
Цель: узнать, как в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.
Материал и оборудование:
Чайная ложка хрустящих овсяных хлопьев.
Бумажное полотенце.
Воздушный шарик.
Шерстяной шарф.
Описание эксперимента:
Постелем на столе бумажное полотенце и насыплем на него хлопья. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф, затем поднесем его к хлопьям, не касаясь их. Хлопья начинают подпрыгивать и приклеиваться к шарику. Почему?
В результате контакта между шариком и шерстяным шарфом произошло разделение статических электрических зарядов. Часть электронов с шерсти перешло на шарик, и он приобрел отрицательный электрический заряд. Когда мы поднесли шарик к хлопьям, электроны в них начали отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, оказалась заряжена положительно, и шарик начал притягивать легкие хлопья к себе.
Вывод: в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.
Опыт №4 «Электрический спрут»
Цель: посмотреть на проявление одного вида электричества.
Материал.
Макет спрута из бумаги
Шерстяной шарф
Начинаем эксперимент:
Из тонкой бумаги отрезали полоску и нарезали 8 полосок-щупалец. Хорошенько погладили с прутика шерстяным шарфом. Наэлектризованного спрута подняли и скрутили в кольцо не разрезанную сторону листа. Щупальца растопырились в стороны! Если засунуть руку снизу внутрь колокола, щупальца немедленно ее схватят! Почему так происходит?
Вывод: «щупальца» спрута получили отрицательно заряженные частицы, поэтому оно отталкиваются друг от друга.
Итог занятия :
Наше занятие подходит к концу. Ответьте на вопросы.
- Кто такой изобретатель? (Ответы детей)
- Кто такие инженеры? (Ответы детей)
- Что изобрёл И. П. Кулибин? (Ответы детей)
- Что помогает электрическим прибором работать? (Ответы детей)
- Что вам больше всего понравилось на занятие? (Ответы детей)